вт, 16/01/2024 - 20:01

Как в Севастополе перевоспитали морских хищников Третьего рейха

Какие германские корабли получил Черноморский флот по репарациям.

По итогам Второй мировой войны Советский Союз получил по репарациям от Германии и её союзников более 500 боевых кораблей и вспомогательных судов. Всё это добро разделили между всеми флотами и флотилиями — более пятой части досталось Черноморскому флоту.

Если говорить непосредственно о боевых единицах, то их ЧФ получил порядка 30 штук. И первую скрипку здесь играли далеко не плоды трудов немецких кораблестроителей, о чём будет рассказано в следующей публикации.

Трофеи поверженного врага

Самый известный немецкий трофей, который получил ЧФ, — корабль управления подводных сил ВМС фашистской Германии Hela. По слухам, на его борт поднимались высшие руководители Третьего рейха, включая Гитлера. В составе ВМФ СССР Hela сохранил функции штабного корабля и получил наименование «Ангара».

"Ангара" / forum.sevastopol.info

Это был один из немногих трофейных кораблей, которые пережили развал Советского Союза. Но закончил он так же, как его коллеги по службе в кригсмарине. В 2019 году «Ангару» пустили на металл на базе вторчермета в Инкермане. Подробнее об этом корабле можно почитать здесь.

Самыми грозными немецкими боевыми кораблями на службе Черноморского флота были тральщики серии М. Помимо тралов они были вооружены артиллерийскими орудиями и при необходимости могли охотиться за подводными лодками противника. В распоряжении черноморцев по итогам раздела германского флота оказалось 12 таких тральщиков, которые маркировалась буквами Т и трёхзначными цифрами, например, Т-913.

Немецкий тральщик серии М

В тральных силах ЧФ большая часть этих кораблей служила до середины 50-х годов, и по мере обновления корабельного парка их стали переводить на спасательные, учебные, штабные и гидрографические подразделения.

А заканчивали свой жизненный путь они в качестве мишеней или же в разделке на металл.

Ещё один представитель немецких тральщиков, который застал ещё и Первую мировую войну (построен в 1918 году), — корабль М60. В кригсмарине он трудился в качестве конвойного корабля под именем Hille. А на ЧФ стал плавучей базой «Донец», которую отправили в утиль в конце 50-х.

Немецкий тральщик М60

Германские акулы

Если говорить о подводном флоте, то в 1945 году ЧФ получил три немецкие подводные лодки типа IIBU9, U18, U24. Это были относительно небольшие «подводные охотники» (длина корпуса менее 43 метров, ширина чуть более 4 метров), вооружённые тремя носовыми 533-мм торпедными аппаратами. На троих эти лодки потопили более 20 боевых кораблей и судов стран антигитлеровской коалиции.

Все охотники строились на судоверфи в немецком Киле в 1935-1936 годах.

Немецкая подводная лодка типа IIB

U9 была потоплена 20 августа 1944 года в гавани румынского порта Констанца в результате налёта авиации ЧФ. В начале 1945 года её подняла аварийно-спасательная служба ЧФ и отбуксировала в Николаев. Субмарину зачислили в состав ВМФ под названием ТС-16 и начали восстанавливать, но вернуть корабль в строй так и не удалось. В конце 1946 года лодку исключили из состава ЧФ и разобрали на металл.

От авиации ЧФ также серьёзно пострадала U18.

Из-за невозможности скрыться в море её экипаж принял решение затопить субмарину на внешнем рейде Констанцы. В конце этого же года её подняли советские моряки, но восстановить трофей до рабочего состояния им также не удалось. В конце мая 1947 года она была потоплена огнём советской подводной лодки М-120 в районе Севастополя.

Аналогичная участь постигла и U24 — в конце мая 1947 года её затопила торпедами всё та же М-120 в районе Севастополя.

Боевые траулеры и сейнеры кригсмарине

Остальные немецкие корабли, которые ЧФ получил в качестве трофеев, начинали свою жизнь гражданскими судами.

Самые массовые трофейные корабли Германии, которые получил ЧФ – тральщики типа KFK — около 30 катеров. Это были совсем небольшие боевые единицы (23 метра в длину и 6 метров в ширину) на базе рыболовного сейнера, которые строились в интересах Германии на разных европейских верфях, в том числе в Болгарии.

Немецкий тральщик типа KFK 

Они были вооружены тралами, глубинными бомбами и орудиями малых калибров — 20-мм или 37-мм пушкой. Немецкие тральщики типа KFK были захвачены в 1944 году в румынской Констанце и болгарских Варне и Бургасе, причём многие в недостроенном виде прямо на стапелях. В состав ЧФ их принимали с маркировкой Т-651, Т-652, Т-653 и так далее.

С 1947 года эти катера стали активно передавать гражданскому флоту в качестве рыболовных траулеров, некоторые становились станциями размагничивания кораблей, рейдовыми или гидрографическими катерами. Почти все были пущены на лом в 50-х годах прошлого века.

Судно Bahrenfeld строилось как паровой рыболовецкий траулер, но фактически сразу после постройки в 1939 году его вооружили и назначили учебным противолодочным кораблём Nogat при школе подводного плавания ВМС Германии в Готенхавене. В 1942 году его переквалифицировали в сторожевой корабль V 1710.

На Черноморском флоте он недолго находился в составе минно-тральных сил под наименованием Т-925, а в 1947 году был передан гражданскому флоту, где вернулся к своей первой профессии — ловле рыбы под названием РТ-38 «Стрелок». В 1968 году судно разделали на металл в Мурманске.

Рыболовецкий траулер РТ-38 «Стрелок»

Ещё три бывших немецких рыболовецких траулера, которые ВМС Германии во время войны использовали в качестве противолодочных кораблей (Pregel, Warthe и Spree), в 1946 году стали служить на ЧФ в качестве тральщиков.

Однако уже через год их вновь отправили на рыбный промысел, где они работали много лет. В конце 60-х их пустили «на иголки».

В 1946 году в состав ЧФ также вошло германское патрульное судно охраны рыбных промыслов Elbe. Трофей ненадолго стал плавучей базой «Терек», а затем был передан медико-санитарному отделу Черноморского флота для обустройства плавучего госпиталя. В конце 50-х судно передали на Каспийское море, где оно некоторое время числилось плавсредством полигона № 306, а затем выполняло функции плавучей казармы. В 1962 году его порезали на металл.

Franz E. Schutte вошёл в состав кригсмарине в 1940 году в качестве военного транспортника RO 35. Но перед началом Великой Отечественной войны его переоборудовали в сетевой заградитель (ставил сетевые и боновые заграждения от подводных лодок, торпед и диверсантов) и переименовали в Netzleger I. В ноябре 1945 года после раздела германского флота между союзниками зачислен в список кораблей ВМФ СССР. В Севастополь прибыл летом 1946 года. Долгие годы трудился в аварийно-спасательной службе ЧФ под именем «Лена». Прослужил до 1961 года, после чего был разобран на металлолом.

Трофейный немецкий военный транспортник RO 35

В августе 1944 года советские войска захватили в низовьях Дуная германский тральщик Grafinau.

За два года до этого его строили как гражданский буксир, но в результате мобилизации он использовался немцами в ходе боевых действий на Дунае.

Трофейный германский тральщик Grafinau

У нас он изначально был зачислен в состав Дунайской военной флотилии под номером Т-670, но в 1949 году был переведён на Черноморский флот. С 1956 года работал посыльным катером, затем штабным кораблём, судном связи.

После развала СССР бывший немецкий тральщик передали ВМС Украины. С 1996 года он трудился в Пограничной службе Украины в качестве штабного корабля BG-80 «Дунай». В 2012 году корабль был снят с вооружения и выставлен на продажу.

Быстроходные баржи

В конце войны Черноморский флот получил более 20 германских быстроходных десантных барж типа F. Эти 50-метровые корабли должны были оперативно доставлять войска к месту высадки. К слову, они были неплохо вооружены: 88-мм, 37-мм и 20-мм орудиями.

Некоторые баржи были потоплены советской авиацией, артиллерией и минами, затем подняты, восстановлены и зачислены в состав ЧФ, как, например, F 328 А — у мыса Железный рог (Краснодарский край), F 406 С — в районе Очакова, F 128 А — в районе Керчи. Но бóльшая часть барж была захвачена в Варне, а также недостроенными в австрийском Линце.

Немецкая быстроходная десантная баржа типа F

До конца 50-х годов их использовали в качестве десантных кораблей, сухогрузных барж, учебных судов. Затем страна получила с них металл.

В 1945 году во время боёв на территории Австрии советские войска захватили в Винер-Нойштадте четыре недостроенные артиллерийские десантные баржи, которые предназначались Германии.

Уже под контролем советских специалистов в 1947 году их достроили и включили в состав ЧФ. В 1949 году их перевели в десантные корабли — БАД-60, БАД-80, БАД-90 и БАД-100, а спустя семь лет передали на металлолом.

Прибрежная охрана

Канонерские лодки — небольшие корабли с зачастую не очень мощным артиллерийским вооружением, предназначенные для боевых действий в реках, озёрах и прибрежных морских районах.

Представителей этого класса кораблей советские войска захватили в болгарском порту Варна в августе 1944 года. Речь идёт о германских канонерских лодках типа KTGanter, Frankfurt и Nurnberg (первоначальные названия КТ-25, КТ-33, КТ-39).

Ganter и Frankfurt были построены по заказу Германии на заводе DDSG в Будапеште в 1943 году, Nurnberg — в этом же году в захваченном Николаеве. Эти суда создавались в качестве военных транспортников, но в результате использовались для других целей.

Ganter в начале 1944 года был переоборудован в корабль противолодочной обороны UJ 110. Однако уже в конце мая вновь возвращён в состав транспортного флота. Напомним: к тому времени уже был освобождён Севастополь.

Немецкая трофейная канонерская лодка типа Ganter

В конце августа 1944 года германское командование передало корабль властям Болгарии. А уже через две недели он вошёл в состав ЧФ в качестве канонерской лодки «Кубань». К концу осени судно передали Черноморскому государственному морскому пароходству, где использовали в качестве грузового теплохода «Феолент». Однако в 1949 году оно возвращается на военный флот – в аварийно-спасательную службу. Затем его переводят на Балтику в качестве спасательного судна подводных лодок СС-44. В конце 60-х трофей пускают на лом.

КТ-33 с лета 1943 года становится кораблём противолодочной обороны UJ 107, весной 1944 года — вспомогательной канонерской лодкой Frankfurt. В мае 1944 года корабль подрывается на минном заграждении в низовьях Дуная, но остаётся на плаву и после ремонта вновь используется как корабль противолодочной обороны, но с номером UJ 112. В состав ЧФ его зачисляют в качестве канонерской лодки «Терек», а с февраля 1945-го его переводят в состав военных транспортников. Свой век «немец» заканчивает в качестве спасательного судна ЧФ СС-4 в 1960 году.

Третий представитель серии КТ был затоплен командой на рейде Варны в конце августа 1944 года. Советские моряки подняли его, отремонтировали и сделали канонерской лодкой «Днестр». По 1949 год судно служило военным транспортником, а затем вошло в состав гидрографической службы ЧФ под именем «Курсограф». В 1964 году его разделали на металл.

Андрей Киреев

Читайте также: