ср, 04/07/2018 - 20:04

Крымчан приучают к онлайн-кассам

Но «обелять» свои реальные доходы готовы не все предприниматели.

«Бизнес должен работать вбелую» — с этими словами Президента России Владимира Путина, сказанными ещё в 2016 году, в Республике Крым стартовала кампания по переводу кассовых аппаратов в онлайн-режим. С 1 июля все контрольно-кассовые аппараты в регионе должны работать в онлайн-режиме.

Кому это нужно и чем грозит, казалось бы, специфическое нововведение, узнавал ForPost.

 

«Это вам не Москва»

 

Центр Симферополя. Небольшой магазинчик. Заходишь купить воды — а мелочи нет. При виде крупной купюры продавщица делает круглые глаза и бурчит: «А мельче не найдёте?». Когда ей предлагаешь расплатиться банковской картой — сразу без сдачи — в ответ получаешь агрессивное: «Это вам не Москва! У нас здесь ещё и бумажными деньгами, и даже монетами пользуются!».

Слегка удивлённая, выхожу из магазина, даже не оповестив продавщицу, что я вообще-то местная.

Подвернулся случай — интереса ради узнаю у подруги-москвички: а что, наличный расчёт в столице не в почёте?

«Слушай, ну я вообще через телефон покупки почти везде провожу, максимум — через карту: в магазине возле дома, когда продукты покупаю, — просвещает знакомая. — Если интернет-покупка, то ещё и электронный чек проверяю, чтобы пришёл на почту или эсэмэской — мало ли что потом».

«Хотя…. У вас же Крым», — роняет она после паузы.

Этот универсальный для полуострова аргумент уже три дня как должен потерять вес в крымских кафе, магазинах, ресторанах — вообще во всех организациях, где с вас за что-то берут деньги: с 1 июля все они должны перейти на онлайн-кассы. Если вы платите — вам должны дать чек с полной информацией о товаре, а информация о покупке через интернет сразу поступает в специальную базу данных Федеральной налоговой службы.

Вся эта сложная система оправдывается серьёзной глобальной целью: вывести выручку предпринимателей из «серой» зоны. Процесс в Крыму, как и во всей стране, длится с осени 2016 года и уже подходит к логическому завершению.

«Если на 1 января 2018 года у нас было 8.000 субъектов, которые используют 17.000 единиц контрольно-кассовой техники, то на 1 июля это почти 16.500 субъектов предпринимательства, которые имеют у себя на балансе 34.000 единиц ККТ. В нашей оценке, кампания проведена успешно», — отчитался 4 июля начальник управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым Роман Наздрачёв.

Ой ли? Вспоминается магазинчик в центре города. И ещё много таких магазинчиков, где продавцы в ответ на просьбу расплатиться картой разводят руками и словно бы извиняются: «У нас только звонкой монетой».

 

Хотели как лучше — получилось как всегда

 

Считать доходы населения — традиционное стремление властей и специальных контрольных органов: пополнение бюджета никто не отменял, а оно, по данным крымских налоговиков, существенно выросло после внедрения онлайн-касс.

«Статистика говорит о том, что после введения первого этапа онлайн-касс в среднем по стране выручка увеличилась на 50%», — отметил Роман Наздрачёв.

Насколько будет расти дальше — неизвестно, но, как оказалось, далеко не все предприниматели готовы раскошелиться на онлайн-слежку за своими доходами.

«У меня сейчас выручка в день тысячи три, спрос упал, — делится хозяин небольшой палатки с напитками в городе. — Тут каждая копейка на счету, а касса — дорогое удовольствие».

Стоимость одного кассового аппарата с подключением к интернету на рынке варьируется от 18 до 35 тысяч рублей. Позволить себе такое многие представители малого бизнеса не могут — да в общем-то, и не стремятся: зачем оповещать налоговые службы о каждом заработанном рубле?

Желание сэкономить быстро помогает найти лазейку в системе. Так, к примеру, по закону после 1 июля нельзя осуществлять приём наличных денежных средств у населения всем, у кого есть наёмные работники. Не применять кассы могут только самозанятые, пояснили в налоговой службе. И половина малых предпринимателей сразу же стали именно такими.

«Нам сейчас товар надо закупать — зерно, сиропы, молоко, — кофемолку новую брать, а не кассу. Мы никого не дурим, у нас своя клиентура, — объясняет знакомый сотрудник одной из уличных кофейных точек. — А если вдруг с проверкой придут, я вообще третий день стажируюсь, других сотрудников нет. Мы за эти деньги лучше на курсы <повышения квалификации> сходим».

И это в центре большого города. Что уж говорить о маленьких посёлках на южнобережье или в центральной части полуострова?

«Есть отдалённые территории, где реже ступает нога налогового инспектора. Понятно, что такие вещи существуют, — признал Роман Наздрачёв. — Но если мы разговор начинали о том, что надо готовиться и переходить, то уже со вчерашнего дня должны применяться штрафные санкции. За деятельность без применения ККТ по индивидуальным предпринимателям штраф — 3.000 рублей, по юрлицам — 30.000 рублей».

Другая массовая практика в небольших торговых точках, с которой придётся работать налоговикам, — избавление от «лишних» сотрудников.

«Те, кто прочитал закон, думают: если у меня не будет наёмных работников, я могу не применять ККТ. Нами будет проводиться работа с этой категорией недобросовестных предпринимателей и юрлиц, кто будет увольнять работников искусственно. У нас есть и правоохранительные органы, и органы миграционной службы, поэтому эта работа будет продолжаться», — заверил начальник УФНС.

 

Нет чека — нет разговора

 

Казалось бы, что рядовых крымчан изменения не касаются — ровно до тех пор, пока они сами не попадут в ситуацию, где кассовый чек стал бы спасением.

«Нет, мы не вернём вам деньги за ремонт, — лениво спорит со мной парень на точке техобслуживания. — Мы — не официальный пункт техподдержки, мы просто мастерская, мы не даём гарантии. Если снова сломался, значит, уже починить нельзя. И вообще, откуда я знаю, что вы именно у нас ремонтировали телефон!»

Сказано, разумеется, в шутку — парень помнит и меня, и телефон. Но зря потраченной тысячи жалко. И следующей, которую оставишь в другой мастерской — без чека за оказанные услуги, — тоже. Как и денег за купленную и не подошедшую в подарок футболку (без чека не вернёшь), или за посуду, которая оказалась со сколами, или за другие более дорогие, но с изъяном, покупки.

Наталия Назарук

Фото retail-loyalty.org

Теги:
Читайте также: