вт, 20/06/2023 - 16:29

Как выпускница школы с Кавказа прилюдно открыла ящик Пандоры

Школьница исполнила мечту всех аутсайдеров и послала одноклассников прямо на последнем звонке.

Выпускница школы из Дагестана на последнем звонке сделала громкое заявление. В микрофон она произнесла, что больше никогда не хочет видеть людей, с которыми училась. Видео вызвало широкий резонанс.

Чистосердечное признание школьницы звучало так: 

«Надеюсь, я не встречу одноклассников в будущем. А также я вам желаю то, что вы мне желаете. К тому же я хочу добавить: родители присутствующих выпускников — пускай каждый следит за своим ребёнком, прежде чем распространять про меня слухи». 

Ворох нерешённых проблем

Социолог, психолог Темыр Хагуров уверен: выпускница указала «на ворох нерешённых проблем в российском образовании». Он считает, что «разгребать их должны не чиновники от образования, а психологи», которые «в среднестатистической школе в дефиците». 

«Это верхушка айсберга. Сами процессы находятся несколько ниже, а возникшая ситуация финиширует некую длинную историю — это очевидно. Мы, психологи и социологи, видим нарастающую десоциализацию молодёжи и подростков. Им всё сложнее находить общий язык друг с другом, следовать социальным нормам. Почему так происходит? Дети изолированы в домашнем социуме и мало включены во внешний социум», — сказал ForPost Хагуров. 

Слова социолога подтверждает расследование телеграм-канала Baza. До того, как выступить с громким заявлением на последнем звонке, девочка столкнулась с травлей со стороны одноклассников. На её жалобы в школе никто не реагировал. Родители выпускницы никак не могли повлиять на ситуацию. 

После выступления на последнем звонке ситуация усугубилась: девушку стали травить в соцсетях порядка 70 человек. От её имени неизвестные стали вести телеграм-канал с интимным содержанием, чтобы отец и брат разобрались с «развратницей». 

Школа не поможет

Школа и чиновники остались в стороне от конфликта. Эксперт профсоюза «Учитель» Леонид Перлов объяснил, почему:

  • девочка закончила школу;
  • чиновники от образования «ничего не мыслят в педагогике»;
  • школьные психологи «не способны решить проблему». 

«Апеллировать не к кому. Обозначенную проблему должны решать серьёзные специалисты, которых, к сожалению, крайне мало. Заниматься этим, в сущности, некому. Родителям в этой ситуации я бы посоветовал наладить общение со своей дочкой, а дальше уже предпринимать какие-то действия, например, взять и переехать, начать жить в новой среде», — сказал ForPost Перлов. 

В Минпросвещения РФ в курсе проблем, обозначенных Перловым. С 1 сентября 2023 года чиновники планируют ввести норматив штатной численности педагогов-психологов в детсадах и школах.

Предлагается определить норму из расчёта «один педагог-психолог на 200 воспитанников — в детских садах, на 300 школьников — в школах и на 500 студентов — в колледжах и техникумах».

«Закрепление численности штатных педагогов-психологов будет способствовать повышению доступности психологической помощи для учеников и педагогов, улучшению школьного психологического климата, росту общей психологической компетентности школьных педагогических команд», — сказано в проекте закона, опубликованном на сайте Минпросвещения. 

Перлов объяснил, почему эта забота о детях напоминает поговорку «как мёртвому припарки». 

«Один психолог на 300 детей — это вообще ни о чём. Психолог даже с ними познакомиться не успеет, а они уже школу закончат», — уточнил наш собеседник. 

Читайте также по теме: Школьная травля: как это было в одной севастопольской гимназии

Практика советских дворов 

Социолог, психолог Темыр Хагуров считает, что нужно решать проблему, которую обнажила дагестанская выпускница, в обществе, а не в школе. В частности, возрождать практику советских дворов.

«В советском дворе гуляли разновозрастные дети. Они как-то учились друг с другом взаимодействовать. И там какие-то подростковые конфликты, ссоры, драки были обычным делом. Никого это особенно не выводило из себя. Бывало, придёт ребёнок с синяком, его спрашивают: “Кто тебе поставил фонарь?”. Он отвечает: “Петька!”. Ему в ответ: “А ты что Петьке?”. “Я ему в ответ нос расквасил!”. Значит всё нормально. Если Петька перестарался, то мама мальчика могла пойти к маме Петьки на разборки. Всё это воспринимали как дело житейское», — уточнил наш собеседник. 

Сегодняшние родители, уточнил Хагуров, «занимают агрессивно-изолирующую позицию». В результате дети «растут под стеклянным колпаком», к которому «добавляется информационный колпак», считает социолог. 

«В нашем обществе появилось слово “буллинг”, или “травля”. Задача педагогов, родителей заключается в том, чтобы выявить эту проблему и как-то попытаться её нейтрализовать. К сожалению, позиции взрослых, которые отвечают, изменились. Они не замечают признаки неблагополучия. Открываются глаза только тогда, когда пришла директива. Школа отчитывается, что формально всё организовано правильно, работа проводится. Однако никто не разбирается в психологической подоплёке. При решении таких проблем фокус должен быть психолого-педагогический, а не административный, юридический. Решение проблемы в первую очередь лежит в плоскости психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей», — резюмировал Хагуров. 

Читайте также по теме: Как школьные «Разговоры о важном» рассорили россиян

Роберт Вочовский

Читайте также: