пн, 10/09/2018 - 19:38

Как в Севастополе встретили представителей мудрой европейской нации

К нам приехали гости из Швейцарии — им интересно, как живут Крым и Севастополь. Это плюс. А правительство Севастополя опять начудило, и это минус.

В Севастополе с неофициальным визитом находится группа общественных деятелей из Швейцарии. Возглавляет её бывший депутат Совета кантонов Швейцарии Эдуард Белзер.

Швейцарии проще

Как подсказал интернет, с 1999-го по 2002 год Белзер являлся также президентом совета Национального банка Швейцарии. Сегодня с гостями встретились представители Севастополя. Город был представлен главой департамента общественных коммуникаций Глебом Шагуном (в Севастополе с июля 2018 года), главой Общественной палаты Олегом Махониным и членом ОП Анатолием Лавриком.

По словам самих гостей, ими движет искренний интерес к жизни Крыма и Севастополя и желание своими глазами увидеть, насколько соответствует реальности та картина, которую мрачными красками рисуют европейские СМИ.

Глеб Шагун рассказал, что правительство, общественные организации и граждане Севастополя при помощи федерального центра проделали огромную работу, в результате которой Севастополь полностью влился в правовое поле России (законодательное собрание, как вы понимаете, в этой работе не участвовало). Теперь, заверил Шагун, в Севастополе есть возможность успешно реализовывать инвестиционные и общественные проекты, и можно смело утверждать, что скоро наш город станет третьей, южной столицей страны.

Читайте по теме: Зачем в Севастополь приезжали молчаливые общественники из США

Анатолий Лаврик поблагодарил гостей за проявленный интерес и посетовал, что западные СМИ дают своим читателям искажённую картину мира: говорят «о принудительном присоединении», «военном режиме» и о том, что в Севастополе и Республике Крым попираются права населения, в том числе — украинцев. И теперь у гостей есть возможность увидеть, что это не так.

Лаврик также высказал убеждение, что произошедшее в 2014 году во многом подготовили и украинские власти, ограничивавшие права севастопольцев на самоуправление. Вот Швейцария — пример обратный, поскольку там кантоны всегда обладали «потрясающе широкими правами».

«В 2014 годы мы своё решение принимали без посторонней помощи и очень хотели бы, чтобы Европа уважала наш выбор. Вот господин Белзер, насколько мне известно, является членом демократической партии Швейцарии. Я в украинский период был членом социал-демократической партии Украины (тут гости начали улыбаться и переглядываться). И я, в прошлом — член родственной партии, хотел бы обратиться к вам с просьбой: попробуйте вашей группой донести то, что вы увидите, без искажений. За последние четыре года сделано для Севастополя больше, чем за прошлые 20 лет. Мы бы очень хотели видеть в Европе друзей, и нас очень удивляют и огорчают санкции, которые вводятся США и Европой», — продолжил член ОП.

Эдуард Белзер (кстати, обходившийся без переводчика) в ответ предупредил, что Швейцарию не стоит идеализировать, называя образцом: в такой маленькой стране достичь идеала в плане федерального и законодательного устройства намного проще, чем в огромной России (тут гостю захотелось поаплодировать). Однако он уверен, что и у нас всё будет хорошо. Его и других членов группы очень впечатлили масштабы строительства, которые они уже успели увидеть. И, конечно, невозможно всё сделать за один год.

«Мы видели у вас очень много хороших, вежливых людей. Но у нас две маленькие проблемы: интернет по телефону не работает и обмен валюты — наши карты не работали, и у нас часто было слишком мало рублей. Но я знаю — это проблемы санкций», — с юмором поделился глава делегации.

«Как вам горы Крыма?»

После этого гости поинтересовались развитием туризма. Глеб Шагун сообщил, что этим летом турпоток вырос в разы, и заметную роль в этом сыграл Керченский мост. А в следующем году откроется ещё и железнодорожное сообщение с Крымом.

«Конечно, это обязывает нас всё более и более заниматься инфраструктурой. Это касается гостиниц, дорог, ресторанов, досуга. Необходимо подготовиться и предложить туристам то, что они не могут получить в других регионах России либо других странах мира. Крым и Севастополь удивительны тем, что здесь можно увидеть абсолютно разные климатические зоны, рельефные виды — это и степи, и горы, и шикарные пляжи. То есть Крым создан для туризма», — сказал он.

Сообщив, что за 2-3 года власти Севастополя и Крыма наверняка справятся с вызовом и обеспечат достойное качество отдыха, глава департамента предложил гостям поделиться своими впечатлениями: «Как вам горы Крыма, как вам море Крыма, в чём вы увидели его уникальность? Какие преимущества Крыма и Севастополя, на ваш взгляд, нам необходимо учитывать и развивать?».

Эдуард Белзер ответил, что нужно сохранять «характер Крыма», нечто отличное от Турции и Египта. И стремиться не только к количеству отдыхающих, но и к качеству отдыха. Гостям, например, хотелось бы видеть не только огромные, но и уютные маленькие отели и рестораны.

Глава делегации сообщил также, что в ближайшие дни планирует посетить Бахчисарай. Тут разговор коснулся темы крымских татар, о жизни которых в Европе говорят разное.

«Что вы думаете об этом?» — поинтересовался гость.

Анатолий Лаврик сообщил, что он украинец и что его друзья, крымские татары, приглашают его на свои праздники, несмотря на религиозные и национальные различия.

«Проблем с этим нет, а то, что качается из Киева, — это голос обиды (эти слова переводчик почему-то перевела как «голос Америки»). Люди, которые нашли место там, просто не понимают, что нужно оставаться со своим народом. Вы поедете и увидите, что для крымских татар за 4 года тоже сделано больше, чем за все годы в составе украинского государства», — заверил он.

Шагун подтвердил: все слова про ущемление прав крымских татар «неправда и банальная провокация». Поговорили о создании национальных культурных центров и работе по сохранению уникальности всех проживающих в Крыму и Севастополе народов. Тут слово взял член делегации Пауль Шер. Он напомнил, что сегодня последний день швейцарцев в Крыму, и попросил совета — что они могут сделать для улучшения обстановки, кроме как рассказать правду. Его заверили, что этого вполне достаточно. После этого состоялся заключительный обмен символическими подарками и комплиментами. Глеб Шагун акцентировал внимание на мудрости швейцарцев, которым всегда удавалось «с красивых высот своих гор правильно понимать и оценивать мировые события».

«Я искренне верю, что ваша поездка, независимо от моментов политических, вам понравилась как простым гражданам, что вы увидели что-то новое, о чём вечерами можно поговорить с детьми и внуками», — сказал он.

«Порядок в России — это хорошо»

Комментируя событие журналистам, глава департамента общественных коммуникаций заверил, что севастопольская власть очень рада таким встречам.

«Мы получаем внешнюю оценку нашей жизни, нашей работы. Коллеги из Швейцарии многое рассказали о своих впечатлениях, и главное, что в дальнейшем они будут говорить это своим детям и внукам, друзьям и соседям. Их пребывание показало, что они могут и хотят здесь быть. Они видят то отношение людей, те улыбки, которые невозможно не передавать дальше. Они приезжали с опаской, а уезжают с ощущением полной радости, потому что видят, как живут люди, как приезжают туристы, как работают отели и гостиницы, какое прекрасное море. И что Крым — абсолютно мирная, доброжелательная среда для всех», — сказал Шагун.

Однако как минимум один член группы, как выяснилось, так быстро уезжать из Севастополя не планирует. Бывший учитель, а ныне пенсионер и журналист Роланд Шнец рассказал корреспонденту ForPost, что прилагает титанические усилия, чтобы обменять билет на самолёт и остаться ещё на несколько дней, хотя это оказалось «очень трудно». В России любознательный турист не впервые — ещё в начале 90-х он побывал в Красноярске, Иркутске и на Байкале, теперь хочет получше рассмотреть, как живут Крым и Севастополь. Разговор с ним получился очень интересным.

«Я всегда работал и для прессы тоже — писал для газеты, сейчас много делаю для радио. Но наша редакция — это только для Базеля. Поэтому здесь у меня нет с собой микрофона. Но я не последний раз здесь. И дома я буду говорить с людьми из другой редакции, искать контакты — может быть, будет возможность сделать что-то для них», — поделился планами Роланд.

На родине, по его словам, многие спрашивали, почему он едет в Крым, но ни один человек не сказал в ответ «о, это прекрасно — ты сможешь узнать, какая жизнь там».

«Я никогда этого не слышал. Я вижу, как пресса рассказывает о жизни здесь так, что это совсем другой мир по сравнению с тем, что я вижу сейчас. У нас нет информации — значит, мы не можем быть критичными, не можем думать сами. И это мне не нравится. Не нравится и то, как пресса пишет о Путине. Конечно, Россия и демократия — это трудно. Но Путин много сделал для того, чтобы здесь был мир. Когда я начинал путешествовать в 1993 году, это был такой беспорядок! Деньги не работали, я встречал много людей, которые не получали зарплату. А потом всё становилось стабильнее и стабильнее. Мы на Западе забываем о том, насколько всё могло быть хуже. А порядок в России — это хорошо!» — говорит Роланд.

Это всё о хорошем. Ну а теперь о плохом. Недоумение вызвал состав «принимающей стороны». При всём уважении к Глебу Шагуну не будем забывать, что он находится в Севастополе менее двух месяцев. И потом, где представители второй ветви власти?

Недоумение усилилось после того, как в руки журналистов попал заранее заготовленный листочек с именами участников встречи. Кроме Шагуна, в нём значились вице-губернатор Владимир Татарчук и два депутата заксобрания — Борис Колесников и Татьяна Сандулова. Ни один из этих троих на встрече не появился. Что им помешало и почему именно Сандулова и Колесников были призваны общаться с представителями самой мудрой, как считает Глеб Шагун, европейской нации? И почему, наконец, на встречу не была приглашена спикер заксобрания Екатерина Алтабаева, которая в роли представителя Севастополя смотрелась бы гораздо логичнее и органичнее, чем Татарчук или Шагун? А в том, что Екатерину Борисовну не приглашали, мы убедились, задав ей этот вопрос лично.

Увы — получить вразумительный ответ от представителя правительства, как всегда, оказалось невозможно. Глеб Шагун сообщил, что «состав участников» формировал не он, и предложил задавать вопросы правительственной службе протокола. Привожу наш короткий диалог полностью.

— Я вам не могут ответить. Мой департамент занимается общественными организациями, религиозными объединениями, партиями, движениями.

— Ваш департамент занимается не только этим.

— А почему вы не спрашиваете, почему нет губернатора?

— Надеюсь, не потому, что его вы тоже не пригласили?

Смысла продолжать этот разговор явно не было, как и обращаться с вопросами в службу протокола. Однако дальше оказалось ещё интереснее: пока я разговаривала с Роландом Шнецем, девушки из департамента общественных коммуникаций «увели» у меня листочки со списком приглашённых и вернуть их категорически отказались. Более того — они пожелали узнать, кто приглашал корреспондента ForPost на мероприятие.

— Вас не было в списке приглашённых, — упиралась девушка. — Кто вас пригласил?

Ссылки на закон о СМИ подействовали странно: меня заверили, что журналистов не приглашали именно в соответствии с законом о СМИ (запись разговора у меня есть) — видимо, официальное извещение журналиста о предстоящем мероприятии через рассылку пресс-службы правительства приглашением не является. При этом журналистов на мероприятии было около десятка, а представители департамента недавно, помнится, заверяли, что все СМИ Севастополя равны в правах и в доступе к информации не ограничены.

Представиться девушка тоже смогла с третьей попытки. Сначала мне было сообщено лишь, что я говорю с Вероникой Юрьевной. Затем, после моих настойчивых просьб, прозвучала и фамилия — Орешкина. А вот должность оказалась вопросом самым трудным.

— Должность?

— Я ведущий специалист.

— Ведущий специалист чего?

В ответ последовало молчание.

— Девушка, какую должность вы занимаете? Где работаете? Вы можете сказать, кого и куда вы ведёте?

— Кого-то я веду! — многозначительно сообщила Вероника Юрьевна Орешкина. И, конечно, она ведёт. В этом можно не сомневаться.

Как видим, от смены глав департамента общественных коммуникаций ситуация меняется мало. И в этом нет ничего удивительного — только самый наивный человек может думать, что корень проблем в департаменте. Список участников, разумеется, мы всё-таки приводим. Ну а швейцарцам — удачи и, хочется верить, до новых встреч.

Ольга Смирнова

Фото автора

 

 

 

 

 

 

Читайте также: