вт, 20/02/2024 - 17:28

Генпрокуратура хочет вернуть государству несколько важных для «оборонки» заводов. Что не так?

Экономисты объяснили, что не так с желанием надзорного ведомства сделать промышленность более патриотичной.

Генеральная прокуратура решила точечно пересмотреть итоги приватизации. Надзорное ведомство хочет вернуть в государственную собственность несколько важных для «оборонки» заводов. Ими владеет семья бизнесмена Юрия Антипова, проживающего в США. Он торгует ферросплавами с «недружественными» странами, сказано в сообщении телеграм-канала Shot.

Экономисты рассказали о подводных камнях в этой истории.

Об активе, который беспокоит Генпрокуратуру

Национализировать Генпрокуратура хочет заводы, которые входят в группу Челябинского электрометаллургического комбината (ЧЭМК), сказано в сообщении Shot. Речь идёт о заводах «Кузнецкие ферросплавы» и «Серовском заводе ферросплавов». 

Что касается ЧЭМК, — это «крупнейший производитель ферросплавов в России», который выпускает «более 40 изделий электродного производства», отмечается насайте группы.

Филиалы открыты в Салехарде, Новокузнецке, Владивостоке, Серове, Инте, Саранах, Магнитогорске и Югре. Генеральным директором ЧЭМК является Павел Ходоровский.

По данным Forbes, до лета 2023 года ЧЭМК входил в состав Урало-Сибирской металлургической компании (УСМК), которая объединяла «Кузнецкие ферросплавы» и «Серовский завод ферросплавов». Ею владела семья челябинского миллиардера из списка Forbes Юрия Антипова. По итогам 2023 года, в рейтинге Forbes Антипов занял 170 место.

По данным бизнес-журнала, летом 2023 года УСМК была ликвидирована. Её место заняло акционерное общество «Компания Эталон», зарегистрированное в ноябре 2022 года в Челябинске. Оно владеет акциями ЧЭМК, «Кузнецких ферросплавов» и «Серовского завода ферросплавов». Бенефициары неизвестны, сказано в тексте.

Дела у Юрия Антипова идут не очень: арбитражный суд Свердловской области по иску генпрокуратуры арестовал акции ЧЭМК, а также «Кузнецких ферросплавов» и «Серовского завода ферросплавов».

По данным телеграм-канала Shot, генпрокуратура хочет вернуть в государственную собственность эти предприятия. Их активы «были выведены за рубеж», в настоящее время «заводы фактически работают под контролем из-за границы», сказано в сообщении.

Источники телеграм-канала отмечают: 

«Получая огромные субсидии от государства, в настоящее время предприятия Антиповых продолжают снабжать ферросплавами по низким ценам недружественные страны, поставляющие оружие на Украину. Прибыль же уходит на иностранные счета: с 2019 года в зарубежные банки Антиповы вывели уже 35 миллиардов рублей». 

Руководство ЧЭМК утверждает, что за границей имеет дело с металлотрейдером, которому поставляет продукцию на экспорт, а не контролёром. В приоритете — российский рынок, на который в прошлом году было отгружено 550 тысяч тонн ферросплавов, заявил журналистам Ходоровский. 

Следовательно, нет основания для возвращения предприятий в государственную собственность, считает он. С ним согласен кандидат экономических наук Михаил Беляев. По его мнению, торговля с «недружественными» странами «не может быть основанием для отмены итогов приватизации».

«Это хозяйственная деятельность. В законе нет статьи и правовых норм, на основании которых вы можете что-то конфисковать, потому что кто-то ведёт торговлю с ''недружественными'' странами. Например, в прошлом году мы увеличили поставки нефти и газа в Европу. Для нас это большой поток торговых операций и получения денежных средств, поэтому мы не можем это пресекать. Также нет правовой возможности для выборочного введения ограничений на торговлю», — сказал ForPost Беляев.

Спорная приватизация

По данным интернет-издания NGS.ru, Юрий Антипов со своим бизнес-партнёром Александром Аристовым в середине 90-х «скупили акции ЧЭМК, получив контроль над предприятием».

Летом 2003 года они выкупили акции «Кузнецких ферросплавов», а в конце 2014 года по разрешению ФАС приобрели «Серовский завод ферросплавов».

В иске генпрокуратуры сказано, что решение о приватизации «Серовского завода ферросплавов» принималось Свердловским областным комитетом по управлению госимуществом. Акции им не принадлежали, так как, согласно действующему законодательству, решение об акционировании и передаче предприятий в частную собственность в начале 90-х годов относилось исключительно к компетенции правительства РФ. Такого решения на федеральном уровне не принималось, пишет «Коммерсант».

По данным газеты, без решения кабмина были приватизированы также ЧЭМК и «Кузнецкие ферросплавы». Следовательно все последующие сделки купли-продажи были незаконны.

Руководство ЧЭМК пытается доказать законность приватизации. В документах, размещённых в картотеке арбитражных дел отмечается, что схема, по которой в 90-е приватизировались эти предприятия, «действовала по всей стране», однако, спустя треть века, «ошибки были выявлены только у группы ЧЭМК».

«На мой взгляд, отменить итоги этой приватизации не представляется возможным. Она проводилась на основании тех законов, которые существовали в то время. Поэтому пытаться что-то оспорить, опираясь на современные представления о правомерности или неправомерности, на мой взгляд, не очень правильно», — сказал Михаил Беляев.

Решение по иску пока не принято, но, по данным экспертов, «это вопрос времени». Они уверены: арбитражный суд встанет на сторону генпрокуратуры. 

Борьба с непатриотичным бизнесом

Возможно, основанием для отмены этой приватизации станет и новый закон, который позволяет конфисковывать имущество у граждан, дискредитирующих Вооружённые Силы РФ?

Эксперты отмечают: доказать дискредитацию российской армии в данном случае будет сложно. Ни олигарх, ни члены его семьи публично никак не высказывались о присоединении Крыма к России и проведении спецоперации. По этим вопросам они хранят гробовое молчание.

«Вышеназванного закона недостаточно, чтобы отнимать промпредприятия. В нём речь идёт только о домах, машинах, но не о заводах. Чтобы такая норма заработала, Минюсту РФ нужно разработать, провести через Госдуму соответствующий закон», — уточнил Беляев.

В свою очередь, экономист Константин Селянин напомнил: любой бизнес «основан на незыблемости частной собственности».

«Если власти хотят провести деприватизацию, то должен быть принят отдельный закон, а предпринимателям выплачена компенсация, причём рыночная. Если этого нет, то это не деприватизация, это экспроприация. После Великой Октябрьской революции, советская власть всё экспроприировала. Тогда был создан очень опасный прецендент: дельцов и зажиточных крестьян объявили врагами родины, и всё забрали», — сказал FopPost Селянин.

Он считает, что если российские власти захотят повторить этот исторический опыт, то «откроют ящик Пандоры».

«Идеологические пристрастия не должны быть основанием для конфискации имущества. Повторюсь: это очень опасный прецендент, который приведёт к неприятным последствиям. Каким? Никто никогда не будет инвестировать в Россию — ни зарубежный бизнес, ни отечественный. Зачем это делать, если завтра тебя могут обвинить в отсутствии патриотизма и всё забрать? Понятие ''патриот'' очень размытое. Каждый понимает его по-своему. Это очень опасное явление, которое принесёт колоссальный ущерб российской экономике», — выразил своё мнение Селянин.

Эксперты надеются, что ситуация с группой ЧЭМК — частный случай, который разрешится и не будет иметь массовых последствий.

«Да, проверить на патриотизм собственников крупных промпредприятий можно, но пока нет законов, говорить об этом не имеет смысла», — считает Беляев.

Почему стоит пересмотреть?

По данным «АиФ», в первый год приватизации в частную собственность было отдано 42 тысячи предприятий, которые сократили до 12 тысяч. Позже их также «укрупнили». По данным газеты, в России функционирует примерно 5 тысяч промпредприятий.

Доктор экономических наук, профессор Василий Симчера в 2017 году рассказал, как «за бесценок отдавали в частные руки крупнейшие заводы страны». По его информации, завод имени Лихачёва «был приватизирован за 130 млн долларов», когда как аналогичный бразильский автогигант «продали за 13 млрд долларов».

«Доход казны от ваучерной приватизации составил 2 трлн рублей, или 60 млрд долларов, что вдвое меньше, чем было получено госбюджетом от приватизации в маленькой Венгрии, где живёт 10 млн человек. По оценке, стоимость приватизированного имущества была занижена в 10 раз и составляла 20 трлн рублей, или 600 млрд долларов. В результате приватизации Россия по развитию экономики оказалась отброшена к уровню 1975 года. Вдобавок страна потеряла 1,5 трлн долларов», — приводят «АиФ» слова профессора.

Учитывая эти обстоятельства, он настаивал на пересмотре итогов приватизации. Глава Министерства экономического развития Максим Решетников считает иначе.

«Это путь в никуда, и он очень многих демотивирует, и очень многие начинают задаваться вопросом, а где те красные линии. <…> Можно долго ковыряться в прошлом и разбираться, всё ли было сделано идеально, или всё было не очень идеально, и с точки зрения каких законов сделано это идеально, тех или этих, или каких-то мифических и так далее», — сказал Решетников в интервью РБК на полях Восточного экономического форума, прошедшего в прошлом году во Владивостоке.

Тем временем

Также государство продолжает национализировать зарубежные предприятия, собственники которых находятся в «недружественных» странах. Так, например, вчера, 19 февраля Росимущество получило во временное управление 100% долей ООО «Ульяновский станкостроительный завод», принадлежащих германской Gildemeister Beteiligungen GmbH.

Соответствующий указ подписал Владимир Путин подписал, документ размещён на официальном портале правовых актов.

УСЗ входит в состав германско-японского концерна DMG MORI. Завод начал работу в 2015 году, он выпускал широкий ассортимент токарных и фрезерных станков.

Также вчера, 19 февраля, стало известно, что суд постановил обратить в доход государства акции кондитерской фабрики «Рошен» в Липецке, принадлежащей экс-президенту Украины Петру Порошенко.

Суд арестовал имущество липецкой фабрики «Рошен» в 2015 году, в 2017-м предприятие полностью приостановило работу.

Роберт Вочовский 

Читайте также: