пт, 06/07/2018 - 19:14

До заветных колхозов крымским животноводам ещё далеко

А вот большие перспективы могут появиться у овцеводов, если откроются хорошие рынки сбыта.

После того, как в 2016 году вирус африканской чумы свиней серьёзно скосил свиное поголовье, крымские сельхозпроизводители начали развивать альтернативные виды животноводства. В приоритете по–прежнему крупный и мелкий рогатый скот, однако есть успешные примеры выращивания нетипичных для полуострова или забытых при Украине видов животных.

«Есть достаточно мощные кролиководческие хозяйства – одним из лидеров является комплекс по выращиванию кроликов в Раздольненском районе. А на территории Советского района есть очень хорошее предприятие по выращиванию норок. Несмотря на то, что у нас достаточно жаркий климат, это предприятие востребовано: они выращивают <норок>, изготавливают шкурки и достаточно хорошо реализуют и на территории республики, и на территории Российской Федерации», – перечислил начальник управления животноводства и племенного надзора минсельхоза Республики Крым Алексей Каменцев.

В дополнение к норкам есть в Крыму и ЛПХ (личные подсобные хозяйства – прим.), которые выращивают нутрий – на шкурки и, что удивительно, на мясо, которое считается диетическим продуктом и по полезности не уступает говядине и даже превосходит крольчатину. Есть в Крыму и такая экзотика, как страусы и верблюды – но их, в отличие от арабских стран, в Крыму держат не для сельскохозяйственных нужд, а исключительно для туризма.

Читайте также: Крыму пора вспомнить о возрождении эфиромасличного производства

И всё–таки основной упор крымские животноводы делают на рогатый скот. Правда, до масштабов, которые были на полуострове в лучшие годы СССР – к примеру, в том же овцеводстве, – нынешним хозяйствам далековато.

«В советское время, в конце 80–х, количество овец составляло около миллиона голов. На сегодня у нас поголовье овец составляет около 250000», – сравнил данные Алексей Каменцев.

Правда, и востребованность продукции овцеводства была несравнимо больше.

«На тот момент оно <овцеводство> было востребовано своей продукцией: это были и овчины, и шерсть, причём шерсть принимали любых сортов и качества. Активно закупало министерство обороны – те, кто служил, помнят шинели солдатские, – министерство образования – форма школьная была строго шерстяная либо полушерстяная. То есть был рынок сбыта. Сегодня шерсть используется только полутонкорунная либо тонкорунная, у нас такого количества овец немного», – пояснил чиновник.

Кроме низкой востребованности, развиваться овцеводству не даёт и низкая цена на товар.

«Стоимость этой шерсти на сегодня составляет около 40 рублей за килограмм. То есть меньше чем за бутылку минеральной воды. Чтобы было понятно: стрижка одной головы составляет около 100 рублей, – пояснил Алексей Каменцев. – C мясом немного веселее, но и оно не настолько востребовано».

Читайте также Крыму для продовольственной безопасности не хватает молока

Развитию овцеводства препятствует и то, что сейчас им занимаются в основном частники, а не государство, как это было при Советском Союзе, и нет такой колоссальной поддержки со стороны государства.

«Чтобы было понятно, у нас ЛПХ в поголовье крупного рогатого скота и в производстве молока занимает около 70%. В связи с этим мы и не можем выйти на те темпы роста, которые были при Советском Союзе: в то время было около 15% ЛПХ, а остальное – государственные большие колхозы, совхозы с большими поголовьями, – пояснил Каменцев. – Но всё равно оно <овцеводство> есть, развивается. Наши производители ждут хорошего рынка сбыта.  Как только он будет, поверьте, этот вид <животноводства> просто вспыхнет».

Наталия Назарук

Читайте также: