чт, 28/12/2017 - 18:00

Екатерина Алтабаева: «Главной своей задачей считаю отстаивание интересов Севастополя»

Конец года – время подведения итогов. О них и не только шла речь на сегодняшней пресс-конференции председателя Заксобрания Севастополя Екатерины Алтабаевой.

Для спикера севастопольского Заксобрания это предпраздничное время оказалось слегка омраченным бурными событиями вокруг принятия бюджета города. Слабых такие вещи повергают в уныние и гнев, сильным помогают сделать выводы и двигаться дальше.

Но журналисты отвлечься от темы конфликта не смогли, так что говорить об итогах деятельности парламента Екатерине Алтабаевой пришлось меньше, чем хотелось бы.

Поэтому наш материал станет итогом не только пресс-конференции, но и состоявшегося незадолго до этого разговора.



Каждой проблеме – свое решение



Сначала о цифрах. На 23 пленарных заседаниях, которые депутаты провели до середины декабря, рассмотрено около 250 вопросов и принято 79 законов. Наибольший отклик, как это происходит практически всегда, получили законы социальной направленности. Например, принятый в апреле этого года и долгожданный для многих закон «О жителях осажденного Севастополя».



«Жители осажденного Севастополя хотели бы, чтобы вопрос решился иначе и их включили в 5-ФЗ «О ветеранах». Мы предлагали федеральным законодателям внести в этот закон соответствующие изменения, подготовили необходимый пакет документов, и предложение наше не отозвано. Но пока оно не поддержано, и будет ли поддержано в дальнейшем, неизвестно. Поэтому и был принят наш, региональный закон. В настоящее время жители осажденного Севастополя имеют право на получение ежемесячной выплаты в размере около 2,5 тысяч рублей (а это неплохая прибавка к пенсии) и на ряд льгот. Средства на их обеспечение выделены из федерального бюджета», - рассказывает спикер Заксобрания.



Благодаря принятому в декабре Закону города Севастополя № 380-ЗС "О внесении изменений в Закон города Севастополя от 27 июля 2016 года № 269-ЗС "О предоставлении земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, гражданам в собственность бесплатно", надеется спикер, наконец-то сдвинется с мертвой точки решение вопроса о предоставлении многодетным семьям, нуждающимся в жилье, и некоторым другим льготным категориям граждан Севастополя земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов.



Если, конечно, правительство предпримет необходимые шаги по формированию таких участков.



Закон от 6 февраля 2017 года № 316-ЗС предусматривает возможность вдвое уменьшить плату за капремонт или вовсе избежать ее людям в возрасте от 70 лет, если с ними не проживают дети или другие более молодые родственники.

 

Закон N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (принят 25 июля) позволяет зарегистрировать право собственности на уже возведенные индивидуальные жилые дома без наличия разрешения на строительство.



Два закона – один принят в апреле, другой в июле – вносят изменения в Закон от 25 июля 2014 года N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя". Благодаря им жители Севастополя могут бесплатно оформить в собственность земельные участки под жилыми домами, имущественные права на которые возникли после вступления в силу Земельного кодекса РФ (т. е. после 2001 года). И это далеко не все законодательные акты, которые позволяют севастопольцам решить свои проблемы.



«Заксобрание Севастополя, как и парламент Республики Крым, четвертый год работает в особых условиях и особом режиме: мы должны привести в соответствие с российскими реалиями и нашу нормативно-правовую базу, и все правоустанавливающие документы. Это очень сложный процесс, который продолжается и сейчас, поэтому Заксобрание работает очень интенсивно.

Да, у нас небольшой субъект РФ, но это не означает, что Севастополь может обойтись меньшим количеством законов и других нормативно-правовых актов. Поэтому основная наша функция на сегодня - законотворчество», - подытоживает Екатерина Алтабаева.  



Большинство базовых законов, которые необходимы городу федерального значения, были приняты Заксобранием в течение 2014-2015 годов.

Но жизнь не стоит на месте и периодически требует корректировок нормативно-правовых актов. К базовым же законам в 2017 году добавились пусть и не основополагающие, но тоже крайне важные законы «О референдуме» и «О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в городе Севастополе».



Последний позволил провести публичные слушания по проекту Генерального плана – бурные, но результативные, поскольку каждое из высказанных жителями замечаний было учтено и рассмотрено. А недавно прошедшие слушания по проекту развития улично-дорожной сети показали, что предусмотренная процедура позволяет сделать их еще более эффективными.



Некоторым далеким от законотворчества гражданам кажется, что принять региональный закон легко и просто, однако спикер Заксобрания утверждает, что это не так: закон этот  разрабатывается и принимается именно для того, чтобы учесть специфику конкретного субъекта федерации. И работа эта не только ответственная, но и тонкая.





Экономика первична





Большинство перечисленных выше законов – из категории социальных. Относятся ли к ним изменения в Закон Севастополя от 26 декабря 2014 года N 93-ЗС "О регулировании отдельных отношений в области розничной продажи алкогольной продукции в городе Севастополе», вопрос спорный, да и одобряют их не все.

Но спиртосодержащих напитков севастопольцы благодаря этому наверняка выпьют меньше. 

Однако есть еще одна, причем основополагающая сфера нашей жизни – экономика. И ее развитие  необходимо Севастополю с его сегодняшним дотационным бюджетом и огромным (более ста тысяч человек) числом льготников, как воздух.

В этой связи стоит упомянуть о принятом в октябре решении о введении двухлетних «налоговых каникул» для вновь зарегистрированных ИП и об отказе депутатов увеличить налоговые ставки для участников Свободной экономической зоны. Повысить их предлагало правительство Севастополя, однако законодатели это предложение дружно отвергли, заметив, что именно незыблемость «правил игры» для участников СЭЗ является одним из главных факторов, обеспечивающих инвестиционную привлекательность города. Однако даже самые замечательные условия, продекларированные самым замечательным законом, еще не гарантируют предпринимателям спокойствия и благополучия.

«Необходима соответствующая правоприменительная практика. Ситуация в городе должна быть такой, чтобы у людей была уверенность: придя сюда работать, они не столкнутся с желанием отобрать у них бизнес или изменить условия работы.

Но такой уверенности у них не было два года назад и, к сожалению, нет сегодня», - констатирует председатель Заксобрания.



Кому-то это покажется преувеличением, однако журналисты ForPost, неоднократно присутствовавшие  на организованных депутатами встречах предпринимателей (в том числе и участников СЭЗ) с чиновниками ДИЗО и других департаментов, от которых зависит их работа, в число таких недоверчивых не входят.

Иногда трудно было избавиться от ощущения, что над предпринимателями просто издеваются. Помню, как один из представителей ДИЗО сообщил одному из резидентов СЭЗ, что отрицательный ответ ему (а ответа предприниматель ждал чуть не год) был написан чиновником аккурат в его, чиновника, день рождения. Это звучало как упрек, и у присутствующих едва ли слезы раскаянья на глаза не навернулись. Так что мы, безусловно, стоя приветствуем продавленное губернатором решение наградить всех чиновников правительства премиями, на которые пошел 51 миллион бюджетных рублей!



Однако вернемся к законотворчеству.



Самым главным решением Заксобрания, связанным с  развитием экономики, в 2017 году  стало принятие Стратегии социально-экономического развития Севастополя до 2030 года. И это не просто перечень направлений, которые заявлены как приоритетные: на основе Стратегии должны формироваться государственные программы, а в соответствии с ними – бюджеты города на все последующие годы.



Еще одна важная тема – приватизация ГУПов. Мнения о ее необходимости расходятся, и вопрос о приватизации, как правило, вызывает на заседаниях серьезные споры.



«У нас довольно большое число ГУПов, и далеко не все они эффективны. И в этом смысле приватизация – один из способов оздоровления ситуации. Но сама по себе она поступательного развития экономики не гарантирует. Если говорить о «Севморзаводе», то по отношению к нему приватизация, думаю, нужна. Вопрос в том, как именно изменить организационно-хозяйственную форму, и здесь нужно очень хорошо подумать. Но есть и другие проблемы, которые предстоит решить для того, чтобы работа предприятия была эффективной.

Мы сегодня практически утратили тот кадровый потенциал, который для этого необходим. Исполнительная власть принимает меры к тому, чтобы обеспечить заказами, но для этого нужна соответствующая база, современная техника и люди. 

Пока, к сожалению, ситуация с кадрами напоминает замкнутый круг:  молодые люди не идут в эту отрасль, потому что не уверены, что у них будут работа с достойной зарплатой, а без них отрасль не поднимешь. Поэтому тут необходимы комплексные решения», - говорит Екатерина Алтабаева.



Кроме судоремонта и судостроения, Севастополь безусловно невозможно представить без развития приборостроения и IT-технологий. Уже доказала свою работоспособность и винодельческая отрасль, о роли которой тоже было немало споров.



«Наиважнейшая для нас задача – развитие фермерского хозяйства. Люди, которые работают на земле, позволят создать здоровую конкуренцию и все-таки снизить уровень цен на продукты питания. Другой способ очень сложен - даже открытие моста эту проблему полностью не снимет. Нужно конкурировать не привозными продуктами, а своими. Вот задача, которая должна решаться обязательно, как и развитие туризма. Это обязательно даст отдачу и пополнение бюджета. Но для развития туризма необходима инфраструктура. Поэтому в бюджете города должны быть предусмотрены средства, которые позволили бы нам реализовать Стратегию развития Севастополе. Но пока, к сожалению, мы их не видим», - констатирует председатель Заксобрания.





Не только право, но и обязанность





Но это все о главной, законотворческой функции регионального парламента. Кроме нее, есть еще две – представительная и контрольная.

За год с отчетами и информацией о своей работе перед депутатами выступили исполняющий обязанности губернатора Севастополя, глава УМВД, представитель Заксобрания в Совете Федерации, уполномоченные по правам ребенка и по правам человека, представители 25 департаментов и управлений правительства Севастополя и другие должностные лица.

Однако есть и сложности, которые приходится преодолевать на этом пути. План контрольной деятельности глава города второй год согласовывает с большой неохотой.

Сейчас, например, план на 2018 год еще не утвержден. Камнем преткновения стало, в частности, несогласие губернатора с намерением депутатов заслушать информацию о работе ряда подразделений правительства. Однако юристы уже высказали свое мнение по этому поводу: требование исполнительной власти исключить из плана контрольной деятельности ряд пунктов противоречит законодательству.

 

«Наша задача - не только принятие бюджета, но и контроль  за его эффективным использованием и деятельностью исполнительной власти в целом.

Губернатор же настаивает на том, что органы исполнительной власти, обладающие переданными федеральными полномочиями (такие, как Севнаследие) об этой части своей работы  Заксобрание не информировали. Но это неправильная позиция.

В апреле этого года этот вопрос поднимался на Совете законодателей России, в который входят главы законодательных органов власти регионов. И присутствовавший на заседании Владимир Владимирович Путин, и глава Совета Федерации Валентина Ивановна Матвиенко высказались за то, чтобы представители таких структур в регионах приходили в законодательные органы власти обязательно», - говорит Екатерина Борисовна.  

Истина о том, что бесконтрольность чревата множеством дурных последствий, настолько банальна, что говорить о ней не только странно, но и как-то смешно.

Стремление избежать процедуры отчета перед народными избранниками порождает вполне естественное напряжение в отношениях между двумя ветвями власти. А главное - неизбежно возникает вопрос о причинах такой скрытности.  



«Мы хорошо понимаем, что это та точка взаимодействия, которая для исполнительной власти не совсем комфортна. Необходимость информировать Заксобрание о своей работе болезненно воспринималось предыдущим составом исполнительной власти и также болезненно воспринимается нынешним. Но Заксобрание не собирается отказываться от своих контрольных функций, поскольку это – наша прямая обязанность», - заверяет спикер.



У кого что болит

 

И, наконец, о той части депутатской деятельности, которая более других заметна горожанам, а многим даже кажется главной – о работе с избирателями.

В 2016 году к депутатам Заксобрания обратилось около пяти тысяч граждан, в этом почти столько же. Небольшое сокращение объясняется уменьшением числа обращений, связанных с миграционными вопросами.



«В 2014 и 2015 годах вопросы, связанные с получением гражданства, стояли на первом месте. Теперь у нас ситуация такая же, как во всех других субъектах РФ - на первом месте стоят вопросы ЖКХ и благоустройства, на втором – связанные с имущественными отношениями: о выделении земельных участков, приватизации, изменении их статуса. Сейчас мы настаиваем на продлении сроков приватизации участков, предусмотренных Законом Севастополя 46-ЗС, не на несколько месяцев, как предлагает правительство, а на год.  Надеемся, что коллеги нас поддержат», - рассказывает Алтабаева.  



Вторую причину незначительного снижения числа обращений председатель Заксобрания видит в происходящих в Севастополе переменах.



«У нас реально стали ремонтироваться дороги, в том числе внутридворовые. Во дворах устанавливаются спортивные и детские площадки, обустраивается зеленая зона. Не везде и не все сделано качественно, но ведь долгие годы вообще почти ничего не делалось! И люди эти добрые перемены видят», - говорит она.



Третью ступень условного «пьедестала» занимают волнующие севастопольцев проблемы социальной защиты.



«Есть вопросы о начислении пенсий, о присвоении статуса «Ветеран труда», жалобы на необеспеченность санаторно-курортным лечением и бесплатными лекарствами. Много нареканий на работу здравоохранения, на невозможность получить своевременную консультацию от специалиста. Но есть у нас и вопросы, которые звучать практически перестали. Например, устройство детей в дошкольные образовательные учреждения. В предыдущие годы была масса обращений с просьбой о помощи.

И сейчас, конечно, решены не все вопросы, но улучшение налицо. Сохраняется лишь проблема с устройством детей до трех лет, но она существует абсолютно во всех регионах. Надеемся, что и ее мы постепенно решим. Для детей же от 3 до 7 лет проблемы практически не существует. И меня это очень радует, потому что у молодых семей появляется возможность пойти работать и улучшить свое материальное положение. А вот высокий уровень цен остается серьезной проблемой», - признает спикер. 



«Не могут ответственные люди сказать «мы поссорились»



Перечислить все проблемы ни мы, ни кто-то другой не в состоянии, поэтому перейдем к вопросу о том, как и чем депутат может избирателям помочь.



«В решении большинства вопросов мы являемся коммуникативным звеном между гражданами и исполнительной властью», - поясняет Екатерина Алтабаева. – «Человек приходит к нам со своей проблемой, и мы доносим ее до тех, от кого зависит ее решение.  Если, конечно, эта просьба или требование выполнимо в рамках закона. Иногда – если проблема носит не частный, а общий характер – бывает нужно провести рабочее совещание или круглый стол. Но в любом случае требуется донести суть проблемы до тех, кто способен ее решить. И тут многое зависит как от активности и настойчивости депутата, так и от уровня взаимоотношений исполнительной и представительной власти».  



Говорить о людях плохо – не в характере председателя Заксобрания. И в этот раз Екатерина Борисовна своему правилу не изменила.

Но связь между теми отношениями, которые складываются на определенный момент между двумя ветвями власти, и реакцией правительства на обращения депутатов уже заметили многие.

Статистика – упрямая вещь: если в первом квартале 2017 года чиновники не ответили всего на одно обращение, то в третьем таких обращений было уже 17, а всего за один месяц четвертого квартала – 16 (!). Причем большая их часть была адресована непосредственно губернатору или департаменту городского хозяйства.

Рядовые севастопольцы фактически становятся заложниками. Нормальна ли такая манера давить на законодательную власть, предлагаем судить самим читателям.



На пресс-конференции, как уже было сказано, взаимоотношениям двух ветвей власти было отведено едва ли не первое место. Но Екатерина Алтабаева в очередной раз подчеркнула: на первое место должны быть поставлены интересы города и его жителей, а не чьи-то амбиции.

«Не могут ответственные лица, занимающие государственные должности, сказать – «мы поссорились». Что это за глупости?

Город должен жить нормальной жизнью, две ветви власти должны взаимодействовать. Просто ли это? Не всегда. Но мы непременно будем это делать.

Я никогда не считаю зазорным для себя прийти и обсудить какой-то вопрос», - ответила она.  

Говорить о том, будет ли она участвовать в выборах следующего созыва Заксобрания, Екатерина Борисовна считает преждевременным: «Для меня главное, чтобы Законодательное собрание первого созыва качественно и хорошо выполняло те функции, которые на него возложены. А думать о том, что будет в сентябре 2019-го, думаю, рановато», - ответила она. 



Пусть ваш мир будет светлым

 

На вопрос, в чем она видит свое основное предназначение на посту спикера, Екатерина Алтабаева отвечает: в отстаивании интересов Севастополя.

Ну а закончим мы наш рассказ о работе Заксобрания новогодним пожеланием, которое Екатерина Борисовна адресует нашим читателям и всем жителям города:

«Хочу пожелать севастопольцам, чтобы они были здоровы, чтобы у них было семейное благополучие, чтобы они изо дня в день терпеливо создавали вокруг себя мир, в котором им будет хорошо. Это нелегкая, ежедневная работа, потому что благополучный мир слагается из очень многих составляющих: для него нужны здоровье, любовь и тепло в семье, взаимопонимание, поддержка, помощь. И, конечно, материальное благополучие.

Без труда ничего создать невозможно, но, если ты день за днем строишь такой мир, это обязательно принесет свои плоды. И если эти маленькие миры пусть не полного счастья – такое вряд ли достижимо - но комфорта, благополучия, любви будут множиться и соединяться, мы будем жить в самом счастливом, самом процветающем городе!».

Нам остается лишь присоединиться к этому замечательному поздравлению. С наступающим Новым годом, дорогие наши читатели!



Ольга Смирнова

фото пресс-службы ЗС

Читайте также: