чт, 04/08/2022 - 20:00

Добро пожаловать, или Крымчанам вход запрещен. Как российский банк обманул ученого из Севастополя

Банк умудрился заработать на невыполненной услуге. За счёт учёных.

Санкции против крымчан порой вводят не западные банки, а российские. Более того — они словно намеренно заманивают граждан в финансовые ловушки, из которых не выбраться без потери денег. К такому выводу был вынужден прийти известный севастопольский учёный, заведующий отделом планктона Института биологии южных морей, кандидат биологических наук Владимир Муханов.

В результате, скажем так, некорректной работы банка он не только потерял деньги на обратной конвертации гарантированного, но не выполненного перевода в европейский банк, но и поставил под угрозу своё честное имя, поскольку редакция международного журнала опубликовала научную статью под честное слово, не дожидаясь прихода денег.

Парадокс ситуации в том, что платёж не проводит именно российская сторона, а в Швейцарии не только готовы принять деньги, но и дают советы, как провести нужную операцию.

Наука без границ

Научная группа из пяти севастопольских учёных во главе с Владимиром Мухановым вместе с учёными из Тайваня работает над изучением мельчайшего фитопланктона — по сути, он определяет всю органику Мирового океана. Исследование по гранту Российского фонда фундаментальных исследований начато в 2021 году и должно быть завершено в 2023-м.

Согласно условиям гранта (как и всех других научных грантов), полученные результаты должны публиковаться в научном журнале, имеющем необходимый рейтинг. Сегодня мировая наука переходит на систему Open Access, по которой за публикацию платит сам научный коллектив, а материал становится доступен всем бесплатно.

Комплекс связанных с публикаций издательских работ стоит порядка двух тысяч долларов. Средства на это вместе с оборудованием и прочими расходами сразу закладываются в грант, который, к слову, требует строгой отчётности.

Можно удивляться, говорит Владимир Муханов, но политика многих западных научных журналов вполне лояльна по отношению к российским, в том числе крымским, учёным. Их статьи не только публикуются, но и указывается институт и регион, даже если это Крым и Севастополь.

«Кто-то говорит, что проблемы возникли, но я пока с этим не столкнулся. Вот и недавно, уже после начала спецоперации на Украине, моя статья вышла в серьёзном европейском журнале — никто ничего не выкинул, всё нормально. Я рецензирую чужие статьи для международных журналов и даже являюсь редактором специального выпуска в одном из них», — говорит учёный.

Последние результаты работы севастопольского коллектива должны были быть опубликованы (и в итоге напечатаны) в международном журнале Journal of Marine Science and Engineering (JMSE) с главным офисом в Швейцарии. Оплата поступала также через швейцарский банк.

До недавнего времени оплата системой SWIFT шла через банк «Тинькофф». Однако санкции накрыли и его, и тогда сама редакция дала учёным совет обратиться в Райффайзен Банк — переводы через него вроде бы шли без проблем.

Не в курсе

Ездить в банк «на материк» крымчанам не привыкать. Получив подтверждение на горячей линии Райффайзен Банка, что для человека с севастопольской пропиской проблем с переводом не будет, Владимир Муханов онлайн открыл счёт, заказал карту и отправился в Анапу.

Однако там менеджер банка огорошил его заявлением, что для севастопольца эта услуга недоступна, потому что банк-корреспондент — американский и включаются санкции.

«Мы тогда поняли так, что это Запад „не пропускает”, а банк ни при чём. Хотя я сам не пойму, где в переводе эта прописка фигурирует», — говорит Владимир Муханов.

Менеджер предупредил, что есть нечистоплотные банки, которые обещают провести нужную операцию, но в итоге деньги клиентов застревают неизвестно где. Также он по посоветовал обратиться в два других банка, которые могут помочь в этой ситуации.

Одним из этих банков был Уралсиб, в анапское отделение которого и отправился биолог.

Там он внятно объяснил проблему: севастопольская прописка и не допускающая хитростей строгая отчётность.

«Никаких проблем! Мы и с моряками работаем!» — заверили в банке, и Владимир оформил там рублевый и долларовый счёт.

Рабочий день подходил к концу, Владимир получил дальнейшие инструкции по необходимой перед переводом конвертации рублей в доллары и отправился в Севастополь.

«Уже дома я заполнил форму о переводе рублей в доллары. Перевёл — 00 и 0 комиссии. Конвертировал по верхнему курсу 65-66 рублей. Оформил трансакцию в Швейцарию. Это был прямой перевод, банк-корреспондент там не требовался. Отправил в редакцию журнала электронное подтверждение о проведении операции», — продолжает Владимир.

Журнал в тот же день, не дожидаясь денег, вывел публикацию в онлайн-версию журнала.

А на следующий день учёный увидел в личном кабинете сообщение:

«Операция отменена».

«С вас деньги за нашу ошибку!»

Дальше были долгие переговоры по горячей линии с головным офисом Уралсиба, откуда учёного переадресовали снова в Анапу, хотя очевидно, что «сбой» совсем не локальный. Однако телефоны, которые дали Владимиру для связи, не отвечали.

Он попытался повторить перевод с другим назначением платежа — результат оказался тот же.

После целого дня безуспешных телефонных попыток решить проблему по телефону нашлась женщина-менеджер, которая докопалась до причины:

«К сожалению, дело в вашей прописке».

Разумеется, заявления о том, что вопрос прописки был проговорён, и с акцентом, изменить уже ничего не могли.

Но потерей времени всё не ограничилось.

«Фактически банк меня обманул — из-за чьей-то некомпетентности или умышленно. Возникает вопрос — как мне вернуть назад деньги? Долларами мне никто их не выдаст, и предлагается продать эти доллары банку, но уже по нижнему курсу — 59-60. То есть после не выполненных банком обещаний я ещё и верну на 8,5 тысяч рублей меньше. Причём я понял с их слов, что это именно наш банк заворачивает деньги. Такое ощущение, что есть элемент умышленного мошенничества», — считает Владимир.

От банковских служащих учёный получил один совет — подавать претензию.

«Претензий две. Первая — обман клиента. Даже если принятый и гарантированный перевод в Европу — чья-то ошибка, то надо с этим что-то делать. Второе — банк должен вернуть мне в рублях ту сумму, которую принял», — настаивает он.

Претензии и подозрения в нечистоплотности работы банка учёный высказал по горячей линии Уралсиба.

Владимира выслушали, согласовали с ним формулировку претензии, присвоили ей регистрационный номер и сказали ждать 15–30 дней. Правда, оптимизма по поводу ответа у учёного немного.

«Получается, сами наши банки накладывают на нас санкции, а не кто-то другой», — делает вывод он.

Выхода нет, или Продолжение следует

В журнале к сложившейся ситуации отнеслись с пониманием.

«Мне ответили, что будут ждать и даже стали подсказывать какие-то другие системы переводов. Но я не сильно верю, что для крымчанина это возможно», — говорит Владимир Муханов.

Вариант оплатить нелегально от лица с некрымской пропиской ведёт к очевидным проблемам.

«Непонятно, как отчитываться, если деньги заплатит человек, не входящий в проект. Не будет документального подтверждения, что я потратил конкретную сумму на публикацию», — говорит учёный.

Кроме того, проплатить с помощью не предусмотренных регламентами манипуляций можно только из своего зарплатного фонда — перспектива не слишком приятная. Компенсировать эту сумму не получится — зарплатный фонд после утверждения уже не увеличивают.

«А время идёт, и нам надо решать эту проблему. Может, какой-то другой банк нам поможет? Мы ищем варианты», — надеется севастополец.

Уралсиб в это самое время продолжает обещать крымчанам переводы в Европу — без проблем, хоть в долларах, хоть в евро.

— Да, конечно, вам нужно будет открыть у нас валютный счёт, и с него совершить перевод. Если резиденту Швейцарии — не более одного миллиона долларов по лимитам перевода. Перевод у вас получится сделать.

— А то, что у меня севастопольская прописка, не имеет значения?

— Да, не имеет.

Такой разговор произошёл у нас с банком Уралсиб уже во время работы над материалом.

Светлана Косинова

Читайте также: