Как в России остановят деградацию высшего образования

Президент России Владимир Путин, обратившись к Федеральному Собранию, заявил о необходимости существенного изменения высшего образования. Оно должно быть на основе объединения лучшего, что было в системе образования СССР, и современного опыта, подчеркнул глава государства.
Что предложил Путин
Реформирование высшего образования будет плавным и продуманным до мелочей, отметил в послании Владимир Путин.
Перестройку «вышки» следует провести на трёх принципах, уточнил президент:
- традиционная для России базовая подготовка специалистов в течение четырёх-шести лет. В вузах могут быть свои программы, их длительность будет зависеть от профессии, отрасли и запроса рынка труда;
- дополнительное образование можно получить в магистратуре или ординатуре;
- аспирантура — отдельный уровень образования, её задача — подготовка кадров для научной и преподавательский деятельности.
Владимир Путин подчеркнул: студенты пока продолжат учёбу по действующим программам, уровень подготовки уже получивших образование по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры пересматривать не будут.
Кроме того, обратил внимание глава государства, необходимо дать среднему профобразованию опытных наставников, работавших в реальном сложном производстве.
В ближайшей пятилетке страна должна получить миллион работников для ключевых отраслей, обеспечивающих безопасность, суверенитет и конкурентоспособность: атомная промышленность, фармацевтика, оборонно-промышленный комплекс, робототехника и электроника, пояснил президент.
Напомним, Минобрнауки ещё летом 2022 года сообщило о выходе из изжившего себя Болонского процесса и разработке отечественной системы высшего образования.
Читайте по теме: Болонский выход: что стоит за отказом от бакалавриата и магистратуры
«Чтобы умы были блестящими»
Получение всего высшего образования россиянами должно быть бесплатным, и к этому власти страны будут идти, считает депутат Госдумы Сергей Миронов.
Он напомнил: Конституцией РФ гарантировано бесплатное первое высшее образование студентам, поступившим в вуз по конкурсу. Но они получают «дипломы за деньги», посетовал парламентарий, — после учёбы на платных отделениях институтов и университетов.
Об этом Миронов сказал, комментируя заявление президента Владимира Путина о реформировании высшего образования в РФ.
По словам депутата, страна наконец-то уходит от «злосчастной, противной Болонской системы», забывает про «убожество под названием «бакалавриат» — и у неё будут «нормальные специалисты».
А следующий шаг, уверен он, — раз и навсегда забыть «очередное убожество» в виде Единого государственного экзамена.
«Это нам навязали для того, чтобы были дураками, я говорю по-простому, без всяких витиеватостей. Чтобы были неумными, чтобы никуда не развивались. Перебьются! У нас умы блестящие. Но для того, чтобы умы были блестящими, конечно, надо возвращаться к нашим истокам — к тому образованию, которое было признано в мире лучшим», — уверен Миронов.
Читайте также: Людей, навязавших России бакалавриат, потребовали привлечь к ответственности
Отказ от деградации
Владимир Путин принял решение реформировать высшее образование по нескольким причинам. Одна из них — сложившаяся за время его президентства ситуация в стране. Другая — новые внешние и внутренние вызовы, брошенные РФ в последнее время.
Такое мнение высказала Наталья Киселёва, кандидат политических наук, руководитель крымского филиала Фонда развития гражданского общества.
По её мнению, России совершенно не нужна была Болонская система, которая привела к деградации отечественного высшего образования. Представители высшей школы уже давно говорили об отказе от неё, отметила она.
«Наверное, вопрос о ней возник сейчас в связи с тем, что Европа отказалась от России, применив «отмену культуры» и отказы от обучения наших студентов, которые решили продолжить получение образования в Европе. Это, видимо, стало последней каплей», — добавила Киселёва.
Она выразила надежду, что реформирование высшего образования РФ будет правильным. Этот процесс не осуществить одним росчерком пера — нужно качественно, серьёзно проработать разные курсы, объёмы программ и форматы обучения, подчеркнула собеседница ForPost.
С её точки зрения, Болонская система была плоха по нескольким причинам.
Первая — разделение обучающихся по программам бакалавриата, на который нужны четыре года, и магистратуры, требующей шесть лет. Это сделали не для улучшения образования, а для согласования российских систем образования с западными вузами. Что предполагало, в частности, дальнейшую эмиграцию выпускников за рубеж.
«Это мы готовили своих студентов, чтобы они уезжали из страны и работали за границей?» — выразила недоумение Наталья Киселёва.
Вторая — внедрение различных курсов обучения, опять же согласованных с вузами Запада.
«Почему мы отказываемся от своей национальной системы в угоду чужой системе образования даже в наборе курсов? Это своеобразное преступление перед отечественным образованием», — сказала Киселёва.
Третья — бюрократическая канитель, которая не нужна в высшей школе и усложняет, например, работу преподавателей, занимающихся не обучением, а составлением множества документов.
«Хотя вначале было обещано, что нагрузка документацией снизится. Но, увы, она только увеличилась», — констатировала кандидат политических наук.
Читайте также: Ректор МГУ призвал сохранить бакалавриат и магистратуру в России
Алексей Лохвицкий