вс, 29/04/2018 - 09:12

Что мешает Крыму опреснять воду

С какими трудностями в РК могут столкнуться при внедрении новых технологии добычи воды.

Ситуация с питьевой водой на полуострове всегда была не ахти. Особенно после того, как соседи сверху перекрыли Северо–Крымский канал. Три года велись споры: что делать, как выгоднее и эффективнее? В конце осени 2017 года крымчанам сообщили о сдвиге с мёртвой точки. Но далеко ли сдвинулись...

Пробная опреснительная установка в селе Каменка Первомайского района – пилотный проект, на который правительство Республики Крым возлагает большие надежды. В гидротехническом сооружении стоимостью более полутора миллионов (вместе с установкой) – ни одной европейской гайки, гордо сообщил председатель госкомитета по водному хозяйству РК Игорь Вайль. Что не мешает ей эффективно справляться с минерализацией подземных источников, подавая на выходе воду, более чем соответствующую ГОСТам.

«Мы выбрали небольшое поселение с очень минерализованной водой и установили опреснительную установку российского производителя из Москвы, которая полностью оснащена нашим отечественным оборудованием. Установка позволяет на выходе менять воду по ГОСТу в зависимости от воды в скважине, потому что это величина не константная. 

Теперь люди (в посёлке Каменка – Ред.) будут пить гостовскую воду. Заметьте, это не дистиллят, который вырабатывают опреснительные станции за рубежом», – подчеркнул Вайль.

Тем не менее, несмотря на очевидный прогресс в нелёгкой крымской ситуации, есть нюансы. Глобально решить проблему пресной воды – а в Крыму больше сотни населённых пунктов нуждаются в пресной воде – одними только опреснительными комплексами не получится.

«Есть проблемы, которые связаны с выработкой воды в таких больших масштабах. Первое – это цена. По нашим подсчётам цена воды, получаемой с этих установок, увеличится в четыре–пять раз от нынешнего тарифа.  

Второе – энергоёмкость. Для большой опреснительной установки на сегодня, даже с учётом небольшого запаса электроэнергии, её не хватит. 

Третье – самое главное – куда девать отработанный материал с этих установок? До 60% – это осмос, концентрированная солевая масса, отобранная из воды в процессе опреснения. У нас его девать некуда. Завалить Крым за два года этими выработками, я думаю, никому не хочется», – пояснил Игорь Вайль.

С другой стороны, пилотный проект уже в тестовом режиме продемонстрировал неоспоримые преимущества, о которых раньше Крым мог только мечтать. Правда, только при условии грамотного хозяйствования.

«Мы предложили полностью забрать обеспечение водой Каменки на предприятие водхоза. Это многое даст: мы наконец–то внедрим мою, да и не только мою, мечту – раздельное техническое и питьевое водоснабжение. Мы будем по 16 рублей подавать на полив, а для питья – по отдельному водоводу и по отдельному тарифу. 

Во–первых, снизится потребление воды; во–вторых, работа самой установки. И за счёт этого мы надеемся скомпенсировать тариф. Поэтому нами было принято решение: мы своё предложение внесли в райгосадминистрацию, она согласилась передать это нам. Как только мы поставим это на баланс, тогда мы в полном объёме будем обеспечивать поселения водой. Пока что есть законы, которые нам преступить нельзя», – рассудил руководитель водохозяйственного ведомства.

И всё же топтаться на месте в этом вопросе республике больше нельзя: вот уже четвёртый год подряд с приходом весенне–летней жары крымчане напрягаются в ожидании очередного катаклизма.

«Речи о дефиците нет, но напряжённая обстановка остаётся по восточному региону, – признался Игорь Вайль. - На сегодня мы отстаём по запасам воды в Белогорском и Тайганском водохранилищах на четыре миллиона кубов по сравнению с прошлым годом. Вы видите, уже полтора месяца нет осадков и не ожидаются ещё несколько недель. Хотя по многолетним наблюдениям это самые обильные месяцы, когда водохранилища набираются водой».

Спасает, как это ни странно, всё тот же Северо–Крымский канал – даже будучи перекрытым.

«За счёт того, что в канале есть невыбранная вода, мы можем продержаться около двух месяцев, обеспечивая водой Керчь, Феодосию, Судак и Щёлкино. Благодаря этому, если у нас заканчивается вода, мы можем аккумулировать около четырёх миллионов кубов воды», – пояснил Игорь Вайль.

Что ж, как минимум, за грядущий курортный сезон можно не бояться, если верить словам чиновнику. 

Наталия Назарук

Использовано фото gazetacrimea.ru

Теги:
Читайте также: