10 февраля Роскомнадзор начал блокировку мессенджера Telegram на территории России. Точнее, пока начал принимать меры к замедлению — пользователи жалуются, что без специального ПО не грузятся медиа и голосовые сообщения.
Представители власти уверяют, что если основатель платформы Павел Дуров приведёт работу мессенджера в соответствие с российским законодательством, все ограничения отменят.
Но пока суды выписывают штрафы за неудалённый контент, а воз и ныне там.
Telegram — самая популярная платформа в России среди интеллектуально продвинутой и платёжеспособной аудитории. Она давно стала альтернативой медиа — почти все новости социально активный читатель узнаёт из «телеги». Кроме того, это огромный рекламный рынок. Никогда в истории России авторы не зарабатывали столько на рекламе, как в Telegram.
Разумеется, поднялась паника. Некоторые, особо отличившиеся спикеры, даже сообщили, что замедление — необходимая мера в рамках борьбы с НАТО. Здесь комментировать, как говорится, — только портить.
Другие обрадовались, что сомнительный бизнес «срочносборщиков» схлопнется, и почему-то не подумали о том, что на передовой очень многие коммуникации происходят через Telegram, то есть урон понесут наши военные. О чём, собственно, и вышли сотни роликов 10 февраля.
Но к чему приведёт замедление мессенджера, если его не отменят? А его с большой долей вероятности отменят по многим причинам, первая из которых — именно ЛБС. Кроме того, государство вложило огромные средства в регулирование финансов на платформе и сбор налогов. И что же будет дальше?
Представим, что замедление никуда не денется.
Рынок чуть сузится. Все дамы с триколором и гортензией на аватарах, то есть те, кого принято называть турбопатриотами, уйдут в национальный мессенджер Max и обратно в привычные им «Одноклассники».
Аудитории в Telegram станет меньше, но это будет качественная платёжеспособная аудитория, как в самом начале, когда мессенджер только развивался.
Станет ли государство запрещать рекламу в Telegram? Очень сильно сомневаюсь — не для того оно несколько лет интегрировало ГИС.
Бренды никуда не пойдут — альтернативы просто нет.
То есть реклама в Telegram, скорее всего, подорожает. Ура-патриотический сегмент схлопнется, государство потеряет этот инструмент. И это в канун выборов. Зато либералы, русскоговорящие иностранцы и прочая нелояльная к российской власти аудитория никуда не уйдёт.
То есть Роскомнадзор выстрелил себе пока не в висок, но уже в колено.
Пять лет тратились немалые бюджеты, создано крупнейшее патриотическое ядро в одном медиапространстве. Зачем? Чтобы в секунду его потерять?
Да, возрастные жительницы регионов уйдут в Max проклинать Пугачёву. Но даже для них кто-то должен писать контент. А на пуле одобренных и санкционированных медиа-деятелей, многие из которых и не мечтали о таком внезапном санкционированном свыше внимании, госпропаганда, боюсь, далеко не уедет.
Волей-неволей вспомнишь строчку из известной песни Булата Шалвовича Окуджавы: «Жизнь была прекрасна, судя по докладам».
На мой субъективный взгляд, сейчас государство совершает ровно ту же стратегическую ошибку, что и СССР. Чем закончилось — мы помним.
И это мы ещё вынесли за скобки поколение так называемых зумеров. Они-то точно в совершенстве овладели искусством пользоваться VPN.
Итог? Рунет делится на две части: условная элита (платёжеспособная аудитория, которая будет ставить специальное ПО, читать Telegram и ориентироваться на лидеров мнений здесь) и остальные.
Остальные рекламодателей интересуют мало. Они — в основном потребители развлекательного контента из регионов с низким уровнем платёжеспособности и гиперлояльные к власти.
Ах да, утратим, боюсь, блогеров с однообразными сальными шутками и рассказами про собачек — они уйдут вслед за своими читателями. И «срочносборщиков» — там схожая аудитория.
Для чего вся эта странная инициатива — остаётся большой загадкой.

Борьба с НАТО в понимании наших властей заключается в поставках дешёвых сырьевых ресурсов на нужды их военного-промышленного комплекса, выражениями озабоченности различеых степеней и заявлениями типа "Щас как вдарим!" Сюр полный...