Борьба интриганов

Е. В. Пригожин, хотя, казалось бы, проблема снарядного голода была у «Вагнера» как-то решена и Бахмут был взят нашими войсками, всё равно продолжает будировать (от фр. Bouder — «дуться, сердиться»).
Он выступил с очередным критическим заявлением про военного министра С. К. Шойгу и начальника Генштаба В. В. Герасимова, которые «губят войско и ведут дело к проигрышу кампании». Похоже, эта критика будет продолжаться до тех пор, пока наши войска не выйдут на западную границу б. СССР.
А может быть, она будет продолжаться и после того.
Причины такого остро критического настроения, в котором пребывает Е. В. Пригожин, могут быть различны.
Возможно, высшие военачальники, по мнению Е. В. Пригожина, в самом деле допустили и допускают ряд грубых ошибок. Война — это не шахматная задача с однозначным решением.
Если не брать чисто апологетическую трактовку, а более или менее объективную историю какой-нибудь военной кампании, найдётся ряд мнений — кто в лес, кто по дрова. Походы Суворова, Кутузова, взятие Берлина Жуковым оценивались современниками и соратниками совсем неоднозначно.
Генерал (впоследствии маршал) Чуйков упорно утверждал, что если бы его послушали и должным образом снабдили силами и средствами, Берлин можно было бы взять ещё в феврале 1945-го. На эту тему Жуков и Чуйков бодались много лет.
Тут смелому генералу попала шлея под хвост — «Не уступлю, я на правду чёрт» — и за свою трактовку берлинской операции он бился долго и отчаянно.
Так что споры между военачальниками — дело обыденное. Особенно, если там кто-нибудь отличается смелым и брюзгливым характером и если сверху некому прикрикнуть.
Однако другой обладатель брюзгливого характера, И. И. Стрелков-Гиркин, полагает, что дело не в сварливости бахмутского героя, но гораздо хуже. Знающий все военно-политические тайны бывший славянский сражатель (в 2014 г.), а с тех пор неизвестно кто, раскрывает мрачную перспективу:
«На Пригожина «решили поставить». И я даже догадываюсь — кто. Ну, что сказать по этому поводу? — КРЕТИНЫ. Он вас же и сожрёт первыми, если вам «повезёт» его протащить к власти. Все «обязательства» для человека без чести и совести — пустой звук после того, как они перестанут быть ему необходимы. И, да, — Смута уже началась. Если кто-то ещё не понял».
Тут не очень понятно, к какой именно власти, по мнению Гиркина, тащат Е. В. Пригожина. То ли к верховному военачалию, то ли к престолу кремлёвскому. В первом случае такой военачальник, скорее всего, быстро сгорит.
«Лишь командуй: «Пли!» да «Пли!».
Да людей кругом вали» —
ещё недостаточно для руководства большой военной кампанией.
Второй вариант насчёт домогательства совсем верховной власти в принципе не исключён. Как минимум, с конца XVIII в. призрак бонапартизма одних пугает, в других вселяет надежду. Сам т. Сталин боялся красного Бонапарта.
Правда, нет уверенности, что все вокруг — кретины, один Гиркин умный. Чтобы понять риски, связанные с проектом «Пригожин-цезарь», даже не нужно великого ума.
Тут скорее проблема самого реконструктора, как раз связанная с его собственными претензиями. Когда они велики, но сочетаются с нерешительностью, выходит фигура неудачливого честолюбца.
Таков был французский генерал Моро, более всего ненавидевший Бонапарта за собственную нерешительность. За то, что в 1799 г. Бонапарт предпринял то, чего хотел бы сам Моро — но не хватило смелости. А то в учебниках было бы имя другого великого императора.
И таков был известный экономист Г. А. Явлинский, в 1991 г. желавший прославиться в звании великого реформатора, но подкачали тестикулы, точнее их отсутствие.
Реформатором — к добру ли, к худу, другой вопрос — стал не страдавший отсутствием тестикул Е. Т. Гайдар. После чего уже четвёртый десяток лет известный экономист обречён на бесплодное брюзжание.
Фортуна — такая дама, которая, как правило, не предлагает себя дважды. Единожды не сумевшему воспользоваться её благоволением остаётся пожизненное «А я гундел, гундю и буду гундеть, потому что мне больно и обидно». Вечная Гриша.
Что же до Е. В. Пригожина, то он с Фортуной брутально нахрапист, своего шанса упускать не хочет, но чем это кончится, одни боги знают.
Читайте по теме: Ультиматум кондотьера Пригоджини
Максим Соколов