чт, 15/06/2017 - 17:01

Беззаконие из правил

 «Мы глобально нарушаем закон» – этими чиновничьими словами описывается ситуация в Севастополе. Когда не исполняются ни федеральные нормы, ни региональные законы. Подтверждения тому прозвучали в Заксобрании при обсуждении ПДД, работы такси и создания в городе парковок.

Всё начиналось благопристойно – постоянный комитет по городскому хозяйству Заксобрания Севастополя решил провести расширенное заседание по трём проблемам. Наличие табличек с зелёными стрелочками на светофорах, деятельность такси и введение штрафов за отказ оплачивать стоянку авто на платной парковке. А заканчивалось пониманием одного: и чиновники, вроде бы, есть, и о работе своей они отчитываются, однако всё остаётся на прежних местах.

Хоровод вокруг стрелок

К примеру, таблички с зелёными стрелочками на светофорах, которые при Украине разрешали поворот из крайнего правого ряда направо на красный свет светофора при условии пропуска движущегося транспорта. Уже больше трёх лет они в Севастополе продолжают висеть, будучи вне российских Правил дорожного движения.

«Это не единственное наследие, которое нам досталось, и, к сожалению, не единственный элемент дорожного устройства, который не соответствует ГОСТам на данный момент. Позиция отдела ГАИ заключается в том, что по этому нарушению ГОСТов предписания выписаны (об устранении – прим.). Но мы… не торопимся, резких действий не предпринимаем, чтобы сегодня-завтра срочно убрать. Нами готовится анализ ситуации, выезжаем на все перекрёстки (где есть «зелёные стрелочки» – прим.) – их 25 в городе, пытаемся сформировать определённое мнение – и его обязательно выдвинем на обсуждение, в том числе с общественностью. Я вижу выход такой: постараемся, чтобы какие-то были заменены департаментом транспорта Севастополя, от каких-то придётся избавляться. Это рассматривается в рамках подготовки проекта организации движения. Действительно, без них будет транспортный коллапс. Поэтому, повторюсь, мы постараемся взвешенно подойти к решению этой проблемы», – сказал начальник отдела ГИБДД по Севастополю Денис Разорёнов.

 

Как именно разрешить эту проблему – то ли ставить новые светофоры с дополнительной секцией для зелёного света, то ли вносить изменения в ПДД, то ли в Севастополе проводить эксперимент с существованием «зелёных стрелочек», – ни в ГИБДД, ни в местном правительстве, ни в Заксобрании не знают. Во всяком случае, представители этих органов власти конкретный рецепт не озвучили.

«Мы, конечно, глобально нарушаем законодательство, в частности Правила дорожного движения РФ. Дискуссии по поводу этой стрелки ведутся давно. Наличие этого знака в (других – прим.) странах является нарушением – это с формальной точки зрения. С фактической – люди привыкли, со стороны ГИБДД нет фиксации каких-то ДТП в связи с этим», – отметил директор департамента транспорта Севастополя Игорь Титов.

Депутат Татьяна Вусатенко отметила, что Севастополь уже три года как вернулся в состав России – и было достаточно времени, чтобы решить эту проблему.

«Мы просто три года нарушали ПДД», – констатировал Титов.

«Критической ситуации на самом деле у нас по этим стрелкам нет. У нас не зафиксировано каких-то тяжких последствий. Пока не мешают они, но тем не менее в соответствие с законодательством мы привести всё равно обязаны. Севастополь – не какой-то архисложный город в составе России – много городов, везде дороги, везде проблемы, но люди живут без этих стрелок, как-то ездят. Есть альтернатива», – добавил Денис Разорёнов.

Таксомоторный хаос

Другой пример: как работает в Севастополе местный закон о такси. Этот закон, как мёд у Винни-Пуха, – «очень уж хитрый предмет… если есть, то его сразу нет». По словам главы постоянного комитета по горхозяйству Заксобрания Ильи Журавлёва, в городе «работает порядка двух с половиной тысяч автотранспортных средств», сумма оборота, по подсчётам комитета, – около пяти миллиардов рублей, хотя «она, конечно, может быть неправильной, с большой погрешностью».

«Заявленные пять миллиардов (оборот в сфере такси – прим.) – даже сильно хотели бы, но таких денег будет, – парировала председатель севастопольской профсоюзной организации работников общественного транспорта Алла Лазарева. – Средняя цена по городу (поездки на такси – прим.) – 250–300 рублей, водитель выполняет в день максимум 10 заказов, в течение месяца он зарабатывает максимум 50–60 тысяч «грязными». Половина из них уходит на техническое содержание автомобиля, другая половина – это зарплата. В лучшем случае у таксиста, который работает 25 дней в месяц, заработок 30 тысяч – это очень средний заработок».

А Журавлёв продолжил тем, что, по данным комитета, подавляющее большинство таксистов сегодня работают без лицензий, без найма, без открытия индивидуального предпринимательства. Их машины не имеют светового фонаря, цветографической раскраски, что осложняет контроль над работой данных автомобилей.

«А в рамках того, что с 1 июня действует требование к тому, чтобы профессиональные работники работали только при наличии российских прав, то я вообще не представляю, как ГИБДД может отслеживать – если машина работает без «шашечек». То, что в салонах отсутствует информация, чеки не выдаются, бланков строгой отчётности нет, отсутствуют до сих пор страховки такси, медицинское освидетельствование отсутствует. Всё, что мы планировали в 2016 году как авторы закона – безопасность и качество, на сегодняшний момент до севастопольцев не доведено. А учитывая достаточно большое количество иммигрантов, которые не отличают Орловку от Орлиного и не знают, что такое Артбухта, то говорить о качестве, комфорте работы в этом направлении вообще не приходится. Помимо этого, к нам попала информация, что диспетчерские службы находятся в Казани, Тюмени, Кургане, Шадринске, Краснодаре. Я вообще не понимаю, какие деньги оседают в Севастополе и как с этим бичом бороться», – рассказал Илья Журавлёв.

Он добавил, что закон о такси не урегулировал главную проблему – не только Севастополя, но и России в целом – взаимодействие водителей такси с диспетчерскими службами. Поэтому отследить, какому перевозчику – легальному или нелегальному – передаётся заказ, «сегодня не представляется возможным», а севастопольские таксисты–ИП массово прекращают свою деятельность – большое-то количество заказов передаётся нелегалам. Вдобавок сами перевозчики демпингуют, а это положительно «не отражается ни на качестве, ни на количестве» (самих таксистов – прим.), и говорить о развитии этой отрасли не приходится.

Представители таксомотороных компаний просили упростить им работу 

Сотрудник управления по вопросам миграции УМВД по Севастополю Николай Старухин, отвечая на вопрос о количестве получивших трудовые патенты в качестве водителей-мигрантов, сказал, что выдано 20–30 таких патентов – и «это ещё не означает, что они работают в сфере такси».

«Осуществлять проверку мы можем в том случае, если иностранного гражданина приняли на работу – и если работодатель направил нам в соответствие с законом уведомление о привлечении к труду», – уточнил Старухин.

Сегмент такси в Севастополе действительно огромный – большую его часть составляют легальные перевозчики, и каждый из них «анализирует возможность минимизации тех или иных налогов», сказала представитель городского управления Федеральной налоговой службы. Она уточнила, что в основном таксисты-ИП приобретают патент на предпринимательскую деятельность, но в рамках этой системы «отследить полный оборот (денег – прим.) очень сложно… – о нём в налоговых органах практически информации нет».

Общественник Максим Мишин рассказал начальнику ОГИБДД, сколько раз гаишники вместо проверок «дружили» с таксистами 

«Что касается работы ГАИ по этому направлению (контролю над такси – прим.), у нас в этом году работа значительно увеличена. Раньше, по большому счёту, этим не занимались… по ряду причин. Мы занимаемся достаточно плотно и с налоговой службой, и с департаментом транспорта. Но у нас есть свои определённые статьи – дальше мы действительно особо глобально не можем наказать (нарушающих правила таксистов – прим.). И правильно было сказано: кто обозначен, кто нелегален – мы не видим, приходится всех останавливать. Дальше мы отправляем информацию в управление МВД, определённое реагирование уже началось – оперативные службы управления БЭП уже имеют результаты по работе диспетчерских служб. Но сил и средств откровенно не хватает. Хотя в любом случае работу продолжим – в том, чтобы её организовать, ничего сложного нет», – рассказал начальник ОГИБДД по Севастополю Денис Разорёнов.

По его мнению, параллельно с тем, чтобы требовать и наказывать таксистов, надо дать преимущества для легальных таксистов. С ним согласилась руководитель профсоюза работников общественного транспорта Алла Лазарева. Она отметила, что «до тех пор, пока не урегулировалась эта деятельность, порядка было больше» – и, по её словам, сейчас прячутся от контроля именно легальные таксисты, которые страдают от проверок, в то время как на нелегалов закрывают глаза.

«В 2014 году, когда мы вошли в российское законодательство, люди были на подъёме, они пошли легализовываться – были созданы хорошие налоговые условия, был патент, была упрощённая система налогообложения, на которую водители легко уходили: она понятная, простая, доступная. На тот момент не было разрешений (на работу такси – прим.). Подкосил нас 2015 год: …легально работать стало в сто раз хуже», – добавила Лазарева.

Злачные стоянки

Ну и третий пример – продавливание правительством Севастополя введения штрафов за то, что водитель не оплатил стоянку машины на платной парковке. Очередной законопроект об этом, уже третий по счёту, внесён на рассмотрение Заксобрания: предполагается, что размер штрафа будет 1500 рублей. Хотя в городе фактически нет даже бесплатных организованных парковок, не говоря уже о перехватывающих, создание которых чиновники обещают из года в год.

Директор департамента транспорта Игорь Титов на вопрос депутатов, зачем нужны штрафы, сказал просто: «Наказывают любых нарушителей, чтобы они нарушения не совершали. Не будут законные нормы работать, если не будет ответственности за несоблюдение этих норм». У замгубернатора Ильи Пономарёва нашлось другое объяснение: «Без гарантии меры ответственности инвестировать в создание платного парковочного пространства (этим займётся московская группа компании Vessolink – прим.) никто не будет».

Депутаты скептически отнеслись к парковочному законопроекту правительства 

А чиновники скептически относились к замечаниям парламентариев 

Титов рассказал, что проект создания платных парковок в Севастополе будет состоять из двух этапов. Первый, пилотный, хотят осуществить в Балаклаве, отдав под стоянку площадь 1 Мая. Это удивило депутата Татьяну Лобач, по её словам, балаклавцы не раз говорили о том, чтобы там вообще не было парковки. Второй этап – создание перехватывающих парковок на въезде в город, под них уже хотят отвести три участка: на территории кирпичного завода (площадь – 1,5 гектара, возможно размещение около 350 авто); на 7-м километре Балаклавского шоссе (площадь – более 3 гектаров, возможно размещение около 1000 машин); у монумента Солдату и Матросу (площадь около 0,5 гектара, возможно размещение порядка 150 автомобилей).

На дважды заданный спикером Заксобрания Екатериной Алтабаевой вопрос, когда предполагается создание платных парковок в городе, а также перехватывающих парковок, к примеру, на подъезде к центру Севастополя, Игорь Титов не ответил.

А вице-губернатор Илья Пономарёв, вступившись за Титова, объяснил депутатам, что правительство города обязательно сделает при введении системы платных парковок: во-первых, внедряться платные парковки будут только после создания перехватывающих парковок, на которых мест будет не меньше, чем на платных; во-вторых, горожане, проживающие в непосредственной близости к платным парковкам, смогут на них бесплатно ставить свои авто; в-третьих, стоимость парковки будет 30 рублей (за час – прим.).

Осенью 2016-го, когда законопроект о введении штрафов за неоплаченную парковку во второй раз рассматривался в Заксобрании, директор транспортного департамента Игорь Титов «слёзно обещал» депутатам, что работа по созданию альтернативных парковок будет вестись, напомнила депутат Татьяна Вусатенко.

«Мы вам поверили. Сегодня у нас июнь… Вы говорите те же самые вещи семь месяцев спустя: что работа ведётся. И когда мы примем закон, вы чуть ли не послезавтра альтернативные парковки откроете. К сожалению, за семь месяцев, памятуя и зная, насколько это важно для правительства – я не вижу, что что-то приблизилось к этим парковкам… Илья Вячеславович (Пономарёв – прим.) заверяет нас, что откроют альтернативные бесплатные парковочные места. Но сегодня вы (Игорь Титов – прим.) говорите, что прошли договорные отношения только по 7-му километру и кирпичному заводу. А семь месяцев назад вы нас убеждали принять этот проект закона в первом чтении. Вы хотите, чтобы все 24 депутата были обманщиками избирателей, поверив вам? Что за семь месяцев сделано с парковочными местами, которые предусматриваются вами как альтернативные, в районе Солдата и Матроса, «Ивушки» и Артбухты?» – отрезала Вусатенко, но Пономарёв и Титов не смогли конкретно ответить на её вопрос.

Алексей Лохвицкий

Фото автора

Теги:
Читайте также: