Россия

Зачем Мишустин запретил вывозить бензин

​Почему сейчас важно накопить как можно больше топлива для себя.

Зачем Мишустин запретил вывозить бензин
Фото:
ForPost / Алексей Лохвицкий
Временный запрет на экспорт бензина из РФ введён с 1 марта

Глава российского правительства Михаил Мишустин согласился с предложением вице-премьера Александра Новака и ввёл на полгода запрет на экспорт бензина из России, а также увеличил с 12,5 до 16% объём продаж дизеля на бирже.

Запрет на экспорт не коснётся поставок по уже существующим контрактам в страны ЕАЭС, Монголию, Узбекистан, Абхазию и Южную Осетию.

Мера начнёт действовать с 1 марта.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков рассказал ForPost, с чем связана необходимость введения этого ограничения.

Он выделил несколько факторов, которые сейчас могут повлиять на ситуацию на топливном рынке России и вызвать кризис.

Высокий сезон

Игорь Юшков напомнил, что осенью этого года правительство уже вводило запрет на экспорт топлива.

«Но тогда мера была связана со стремлением прекратить топливный кризис в стране, который возник летом из-за намерения Минфина снизить выплаты по топливному демпферу. Теперь же меры направлены на предотвращение развития кризисных явлений», — пояснил он.

Главной целью нынешнего запрета на экспорт бензина является недопущение возникновения его дефицита внутри страны.

«Показательно, что запрет коснулся именно бензина. Потому что в России лишь 10% производимого бензина уходит на экспорт, остальное потребляется внутри страны. Но примерно с середины апреля начинается активный автомобильный сезон, потребление топлива резко возрастает. Поэтому, если предположить, что потребление возрастёт, а размеры существующего экспорта сохранятся, в России действительно может возникнуть дефицит топлива.

С дизелем ситуация немного иная: половина российского дизеля уходит на экспорт, а половина потребляется внутри страны. Потому тут и не потребовались столь жёсткие меры, хотя увеличение объёмов продаж на бирже будет способствовать насыщению топливом розницы и тоже будет тормозить рост цен», — пояснил Юшков.

Поэтому, по мнению аналитика, вполне логичным является решение властей ограничить экспорт бензина и увеличить продажи дизеля на бирже за месяц-полтора до активного роста спроса на топливо.

Таким образом, будет удовлетворён не только текущий спрос на него, но и появится возможность сформировать необходимые запасы.

Ситуация в разрезе

В то же время нынешняя ситуация с топливом интересна и в более детальном виде, ведь высокий автомобильный сезон — это ежегодное явление, которое получило своё развитие после ковидных ограничений в мире и закрытия многих международных туристических направлений для россиян из-за санкций.

«Дело в том, что не так давно случилась авария на Нижегородском НПЗ компании «Лукойл». Сейчас ситуация выправляется, а сама компания уже заявила, что к апрелю работа будет восстановлена в полной мере. Однако нужно понимать, что этот НПЗ — один из крупнейших в России заводов по производству именно бензина. Объёмы производства составляют как раз примерно 10% от общего количества бензина в стране. Если предположить, что этот завод полностью выпадет, то Россия будет производить ровно столько, сколько и потребляет. Соответственно, в таких условиях любой экспорт будет вызывать дефицит. Поэтому пока в стране не будет перепроизводства бензина, целесообразно ограничить его экспорт», — пояснил Юшков.

Он также добавил, что 10% экспортного бензина — это величина средняя по году, но основные объёмы экспорта приходятся на зимний период, когда внутри страны топливо потребляется в существенно меньших объёмах.

Поэтому действительно есть риск получить дефицит топлива на внутреннем рынке, если хотя бы его часть будет уходить на экспорт в условиях, когда один из крупнейших заводов пока не работает в полную силу.

Внешняя угроза

К внутренним факторам стоит добавить и внешнюю угрозу, которая связана с атаками Украины на российские нефтеперерабатывающие мощности и хранилища нефтепродуктов.

«Они целенаправленно бьют беспилотниками и по топливным базам, где хранится готовое топливо, и по НПЗ. Это большой риск. Хотя пока им удавалось попадать по перерабатывающим мощностям, которые ориентированы на экспорт и не специализируются на выпуске бензина. Например, это нефтебаза в Туапсе, перерабатывающий комплекс «Новатэка» в Усть-Луге, который занимается переработкой газового конденсата и отправляет продукцию на экспорт. Но тем не менее, не совсем ясно, какое сейчас производство топлива на остальных НПЗ — Минэнерго закрыло свою статистику и по производству, и по экспорту. Поэтому сложно предположить, что будет, если украинцы попадут по ещё какому-то НПЗ и Россия сократит производство топлива», — пояснил Юшков.

Резюмируя, он отметил, что принятое правительством решение по запрету экспорта бензина и увеличению биржевых продаж дизеля является своевременным и правильным.

«Сейчас важно не просто обеспечивать внутренний рынок топливом, но и накапливать его запасы перед высоким автомобильным сезоном. Причём это стоило бы сделать даже без украинской угрозы», — заключил эксперт.

Андрей Мединский

2017
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов

Обсуждение (1)

Profile picture for user gunner
242

Не поможет! Как всегда: посевная, курорт, уборочная.....

Главное за день

Над братской могилой освободителей Севастополя вознесся башенный кран

За время судов строительные планы выросли до 10 этажей?
09:00
9
2394

На каждого жителя Севастополя в Генплане отвели 16 кв. м зеленых насаждений

В процессе доработки проекта территории зеленых зон были увеличены.
20:01
18
1236

В Севастополе оценили потери граждан от атак ВСУ

Пока на компенсации выделено более 2 миллионов, но это не финал.
16:04
7
2134

ВСУ ищет уязвимые места в Крыму и Севастополе для ATACMS — мнение

Однако военная помощь США уже не изменит сложившийся баланс сил, считает собеседник ForPost.
13:01
12
4317