Вступившие в силу изменения работы в Свободной экономической зоне «Севастополь» противоречивы, внутренняя несогласованность документов разных уровней приводит к тому, что финансовые условия для получения статуса резидента СЭЗ могут отличаться вдвое.
Такая ситуация может через 2-3 года привести к обрушению инвестиционного климата в регионе, а также поставить под удар озвученные региональным правительством планы по привлечению 200 миллиардов инвестиций за тот же период, опасаются в бизнес-сфере Севастополя.
Речь идет о процессе изменений в формате работы СЭЗ Севастополя. Как ранее сообщал ForPost, в 2022 году условия серьезно меняются – сумма необходимых для получения льгот вложений была увеличена вдвое, а перечень сфер деятельности, на которые могут распространяться условия СЭЗ, заметно сокращен.
Полный перечень изменений изложен в 466-ФЗ. С финансовой точки зрения главные изменения таковы: размер требуемых капитальных вложений за первые три года для резидента СЭЗ увеличивается с 30 до 60 миллионов рублей. В случаях малых и средних предпринимателей — с трех до минимальных шести миллионов рублей.
Одновременно с этим 10 декабря на сайте правительства Севастополя появилась информация об утверждении программы льготных кредитов от 10 миллионов до 5 миллиардов рублей для резидентов СЭЗ.
Можно прийти к выводу, что, с одной стороны, стать резидентом СЭЗ стало вдвое дороже по деньгам. Но с другой стороны – на это могут дать кредит, тогда в целом ситуация, за исключением полученной банками прибыли, особо не изменяется.
Здесь возникают вопросы к целесообразности таких реформ.
Как это будет работать?
Мнением с позиции резидентов СЭЗ с ForPost поделился Юрий Пефтиев – руководитель предприятия «Центр Упаковки и Дизайна», выступившего в качестве учредителя Ассоциации участников СЭЗ «Севастополь».
Одно из лидирующих в сфере производства предприятий – только в 2021 году произведено свыше 12 млн единиц упаковки индивидуального дизайна для пиццерий, кондитеров, фермеров и т.д. – неоднократно обращалось с предложением дать дешевые кредиты севастопольским предпринимателям. В частности, к системообразующему для региона банку РНКБ, который с 2016 года тоже имеет статус резидента региональной СЭЗ.
«Считаю, что низкая процентная ставка будет иметь спрос со стороны участников СЭЗ и может позитивно сказаться на социально-экономическом развитии региона. Но нужно понимать, каковы в целом будут условия банков. Ведь участники СЭЗ – это, как правило, вновь созданные проектные компании с нулевыми балансами, отсутствием залогов и какой-либо истории, в том числе кредитной», – отмечает Юрий Пефтиев.
Сочетание готовности выдавать кредиты участникам СЭЗ с одновременным усложнением условий получения такого статуса, по его мнению, является предметом дискуссии.
«Могу лишь сказать о том, что логика такого решения – одновременно стимулировать и ограничить потенциальных заявителей – не понятна», – делится сомнениями руководитель АСЭЗ.
По плану, кредит смогут получить лишь участники с конкретными видами деятельности, и исключительно для осуществления капитальных вложений. Последнее условие видится ключевым ограничением – таким кредитным продуктом смогут воспользоваться лишь новые участники СЭЗ либо те, кто еще не выполнил в полном объеме свои инвестиционные обязательства.
По резидентскому мнению, за шесть лет работы СЭЗ все, кто хотел приступить к реализации инвестиционных проектов на территории республики Крым или Севастополя, в том числе за счет получения статуса резидента, уже сделали это.
Что подтверждается динамикой реестра участников СЭЗ, где новые компании – единичны.
У большинства резидентов СЭЗ завершился трехлетний первичный период, за который нужно было выполнить план инвестиций, проведены плановые проверки, установившие выполнение инвестиционных обязательств по договору, а значит адресат потенциальных кредитов – не вполне ясен.
Кроме того, в АСЭЗ обращают внимание на то, что ключевая льгота СЭЗ – пониженная ставка страховых взносов – для первых участников перестанет действовать, начиная с 2025 года. Это, по мнению участников ассоциации, негативно скажется на экономической модели деятельности участников СЭЗ и в целом на ситуации в регионе.
«Предлагаю предпринимательскому сообществу и правительству Севастополя уже сейчас объединить силы для подготовки законодательной инициативой по снятию десятилетнего периода как срока действия этой льготы», – обратился к деловому сообществу и городским властям Юрий Пефтиев.
Что считать главным?
Примечательно, что по плану раздачи кредитов предпринимателя-участникам СЭЗ объем планируемых инвестиций в проект должен составлять не менее 30 млн рублей – вдвое меньше, чем новый, «повышенный» посредством 466-ФЗ лимит в 60 миллионов.
Это не единственное противоречие, которое можно обнаружить в документах.
Синхронно с 466-ФЗ действует местный приказ департамента экономического развития города Севастополя от 30.12.2021 № 366 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги «Принятие и рассмотрение документов, необходимых для заключения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне».
Он регламентирует новую предоставленную предпринимателям возможность – подачу документов для статуса резидента СЭЗ через МФЦ.
В пункте 2.6 регламента с длинным, но однозначным названием «Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих предоставлению заявителем, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их предоставления» опять указаны противоречащие федеральному 466-ФЗ цифры капитальных вложений – 3 миллиона для малых и средних, и 30 миллионов для иных предпринимателей.
Скриншот приказа департамента экономического развития города Севастополя от 30.12.2021 № 366.
Таким образом, в зависимости от нормативного документа и даже способа подачи пакета документов статус резидента может «стоить» то ли 30, то ли 60 миллионов рублей.
ForPost готовит официальный запрос в департамент экономического развития Севастополя о разъяснении разницы размеров капитальных вложений резидентов СЭЗ, фактических условий начала работы в Свободной экономической зоне «Севастополь», а также экономической модели повышения инвестиционной привлекательности региона с одновременным повышением «стоимости» работы в СЭЗ и активным кредитованием такой работы.
Николай Сведски
Обсуждение (6)
Значит,чтобы получить статус резидента СЭЗ,надо иметь 60 млн рублей.А вот контракт с фирмачами,избранными городским правительством для застройки, ,допускает предоплату без предъявления актов о выполнении работ в размере 90%,исчисляемых миллиардами рублей,при уставном фонде предприятия всего 70 тыс рублей. "Перегиб и парадокс!" Явное удушение развития новых производств на фоне распила федеральных средств с прикормленными исполнителями. Откуда ж такая любовь к нищебродам с малым уставным фондом ? Видимо, условия откатов.не позволяют отказаться от заведомо невыполнимого таким исполнителем контракта.Сколько их уже наварилось, в Севастополе за 7 лет?Со счету сбились...
По этому поводу есть немало пословиц - "У семи нянек дитя без глаза", "Семь раз отмерь, раз отрежь" и др. Также Басня про Лебедя, Рака и Щуку...Но что очевидно даже без пословиц - это "почему то" нежелание вышестоящих заниматься развитием всяких нужных для Государства производств...Во "главе" угла почему то стоит только строительство скворешников, освоение многомиллиардных ФЦП и "работа " с "инвесторами, то есть все то , что не требует никакой особой профессиональной подготовки и самое главное, видимо, гарантирует спокойную, без напряга, как на производстве, жизнь...Что не так и что то не то происходит...Надо многое менять и начинать работать ...
Так приказ датирован 30.12.2021... видимо накануне в департаменте экономического развития хорошо отметили на "корпоративе" и под парами насочиняли.
Совершенно бесполезное занятие -
Бюрократический аппарат департамента экономразвития машинально перенес прежнюю норму. Разрешение проблемы снижения финансового входа в СЭЗ существует очень простое.
60 млн за "воздух". Удивительные истории...
Приказ еще не вступил в силу. Согласно п. 2 приказа, он вступает в силу в течение 10 дней со дня публикации. Опубликован 10.01.2022, значит вступает в силу 20.01.2022. Очевидно же, что на момент утверждения регламента, действовал закон в старой редакции. Сейчас приведут в соответствие, тем более, что время позволяет. Тем более что по общим нормам, если локальный нормативный акт противоречит требованиям закона, по закон имеет приоритет.
Дурачков не надо слушать.
Проблемы нет.