Севастополь

Новые условия работы в СЭЗ Севастополя ставят бизнес в тупик

Условия работы зависят от того, какие документы считать главными.

Вступившие в силу изменения работы в Свободной экономической зоне «Севастополь» противоречивы, внутренняя несогласованность документов разных уровней приводит к тому, что финансовые условия для получения статуса резидента СЭЗ могут отличаться вдвое.

Такая ситуация может через 2-3 года привести к обрушению инвестиционного климата в регионе, а также поставить под удар озвученные региональным правительством планы по привлечению 200 миллиардов инвестиций за тот же период, опасаются в бизнес-сфере Севастополя.

Речь идет о процессе изменений в формате работы СЭЗ Севастополя. Как ранее сообщал ForPost, в 2022 году условия серьезно меняются – сумма необходимых для получения льгот вложений была увеличена вдвое, а перечень сфер деятельности, на которые могут распространяться условия СЭЗ, заметно сокращен.

Полный перечень изменений изложен в 466-ФЗ. С финансовой точки зрения главные изменения таковы: размер требуемых капитальных вложений за первые три года для резидента СЭЗ увеличивается с 30 до 60 миллионов рублей. В случаях малых и средних предпринимателей — с  трех до минимальных шести миллионов рублей.

Одновременно с этим 10 декабря на сайте правительства Севастополя появилась информация об утверждении программы льготных кредитов от 10 миллионов до 5 миллиардов рублей для резидентов СЭЗ.

Можно прийти к выводу, что, с одной стороны, стать резидентом СЭЗ стало вдвое дороже по деньгам. Но с другой стороны – на это могут дать кредит, тогда в целом ситуация, за исключением полученной банками прибыли, особо не изменяется.

Здесь возникают вопросы к целесообразности таких реформ.

Как это будет работать?

Мнением с позиции резидентов СЭЗ с ForPost поделился Юрий Пефтиев – руководитель предприятия «Центр Упаковки и Дизайна», выступившего в качестве учредителя Ассоциации участников СЭЗ «Севастополь». 

Одно из лидирующих в сфере производства предприятий – только в 2021 году произведено свыше 12 млн единиц упаковки индивидуального дизайна для пиццерий, кондитеров, фермеров и т.д. – неоднократно обращалось с предложением дать дешевые кредиты севастопольским предпринимателям. В частности, к системообразующему для региона банку РНКБ, который с 2016 года тоже имеет статус резидента региональной СЭЗ.

«Считаю, что низкая процентная ставка будет иметь спрос со стороны участников СЭЗ и может позитивно сказаться на социально-экономическом развитии региона. Но нужно понимать, каковы в целом будут условия банков. Ведь участники СЭЗ – это, как правило, вновь созданные проектные компании с нулевыми балансами, отсутствием залогов и какой-либо истории, в том числе кредитной», – отмечает Юрий Пефтиев.

Сочетание готовности выдавать кредиты участникам СЭЗ с одновременным усложнением условий получения такого статуса, по его мнению, является предметом дискуссии.

«Могу лишь сказать о том, что логика такого решения – одновременно стимулировать и ограничить потенциальных заявителей – не понятна», – делится сомнениями руководитель АСЭЗ.

По плану, кредит смогут получить лишь участники с конкретными видами деятельности, и исключительно для осуществления капитальных вложений. Последнее условие видится ключевым ограничением – таким кредитным продуктом смогут воспользоваться лишь новые участники СЭЗ либо те, кто еще не выполнил в полном объеме свои инвестиционные обязательства.

По резидентскому мнению, за шесть лет работы СЭЗ все, кто хотел приступить к реализации инвестиционных проектов на территории республики Крым или Севастополя, в том числе за счет получения статуса резидента, уже сделали это.

Что подтверждается динамикой реестра участников СЭЗ, где новые компании – единичны.

У большинства резидентов СЭЗ завершился трехлетний первичный период, за который нужно было выполнить план инвестиций, проведены плановые проверки, установившие выполнение инвестиционных обязательств по договору, а значит адресат потенциальных кредитов – не вполне ясен.

Кроме того, в АСЭЗ обращают внимание на то, что ключевая льгота СЭЗ – пониженная ставка страховых взносов – для первых участников перестанет действовать, начиная с 2025 года. Это, по мнению участников ассоциации, негативно скажется на экономической модели деятельности участников СЭЗ и в целом на ситуации в регионе.

«Предлагаю предпринимательскому сообществу и правительству Севастополя уже сейчас объединить силы для подготовки законодательной инициативой по снятию десятилетнего периода как срока действия этой льготы», – обратился к деловому сообществу и городским властям Юрий Пефтиев.

Что считать главным?

Примечательно, что по плану раздачи кредитов предпринимателя-участникам СЭЗ объем планируемых инвестиций в проект должен составлять не менее 30 млн рублей – вдвое меньше, чем новый, «повышенный» посредством 466-ФЗ лимит в 60 миллионов.

Это не единственное противоречие, которое можно обнаружить в документах.

Синхронно с 466-ФЗ действует местный приказ департамента экономического развития города Севастополя от 30.12.2021 № 366 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги «Принятие и рассмотрение документов, необходимых для заключения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне».

Он регламентирует новую предоставленную предпринимателям возможность – подачу документов для статуса резидента СЭЗ через МФЦ.

В пункте 2.6 регламента с длинным, но однозначным названием «Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих предоставлению заявителем, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их предоставления» опять указаны противоречащие федеральному 466-ФЗ цифры капитальных вложений – 3 миллиона для малых и средних, и 30 миллионов для иных предпринимателей.

документ севастополь сэз зона экономика

Скриншот приказа департамента экономического развития города Севастополя от 30.12.2021 № 366.

Таким образом, в зависимости от нормативного документа и даже способа подачи пакета документов статус резидента может «стоить» то ли 30, то ли 60 миллионов рублей.

ForPost готовит официальный запрос в департамент экономического развития Севастополя о разъяснении разницы размеров капитальных вложений резидентов СЭЗ, фактических условий начала работы в Свободной экономической зоне «Севастополь», а также экономической модели повышения инвестиционной привлекательности региона с одновременным повышением «стоимости» работы в СЭЗ и активным кредитованием такой работы.

Николай Сведски

3292
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
0
Еще нет голосов

Обсуждение (6)

Profile picture for user strelec
24542
strelec

     Значит,чтобы получить статус резидента СЭЗ,надо иметь 60 млн рублей.А вот контракт с фирмачами,избранными  городским правительством для застройки, ,допускает предоплату без предъявления актов о выполнении работ в размере  90%,исчисляемых миллиардами рублей,при уставном фонде предприятия всего 70 тыс рублей. "Перегиб и парадокс!" Явное удушение развития новых производств на фоне распила федеральных средств с прикормленными исполнителями. Откуда ж такая любовь к нищебродам с малым уставным фондом ? Видимо, условия откатов.не позволяют отказаться от заведомо невыполнимого таким исполнителем  контракта.Сколько их уже наварилось, в Севастополе за 7 лет?Со счету сбились...

Profile picture for user Patriot1.
4785
Patriot1.

По этому поводу есть немало пословиц - "У семи нянек дитя без глаза", "Семь раз отмерь, раз отрежь" и др. Также Басня про Лебедя, Рака и Щуку...Но что очевидно даже без пословиц - это "почему то" нежелание  вышестоящих  заниматься развитием всяких нужных для Государства производств...Во "главе" угла почему то стоит только строительство скворешников, освоение многомиллиардных ФЦП и "работа " с "инвесторами, то есть все то , что не требует никакой особой профессиональной подготовки и самое главное, видимо, гарантирует спокойную, без напряга, как на производстве, жизнь...Что не так и что то не то происходит...Надо многое менять и  начинать работать ...

Profile picture for user ulogin_mailru_4977808062861084272
319
Paul Real

Это не единственное противоречие, которое можно обнаружить в документах.

Так приказ датирован 30.12.2021... видимо накануне в департаменте экономического развития хорошо отметили на "корпоративе" и под парами насочиняли.

 

Profile picture for user Алексей Макушин
3700
Алексей Макушин

Совершенно бесполезное занятие -

ForPost готовит официальный запрос в департамент экономического развития Севастополя о разъяснении разницы размеров капитальных вложений резидентов СЭЗ, 

Бюрократический аппарат департамента экономразвития машинально перенес прежнюю норму. Разрешение проблемы снижения финансового входа в СЭЗ существует очень простое. 

Profile picture for user Val85
639
Val85

60 млн за "воздух". Удивительные истории...

Profile picture for user Макар Звездунов
1
Макар Звездунов

Синхронно с 466-ФЗ действует местный приказ департамента экономического развития города Севастополя от 30.12.2021 № 366

Приказ еще не вступил в силу. Согласно п. 2 приказа, он вступает в силу в течение 10 дней со дня публикации. Опубликован 10.01.2022, значит вступает в силу 20.01.2022. Очевидно же, что на момент утверждения регламента, действовал закон в старой редакции. Сейчас приведут в соответствие, тем более, что время позволяет. Тем более что по общим нормам, если локальный нормативный акт противоречит требованиям закона, по закон имеет приоритет.

Дурачков не надо слушать.

Проблемы нет.

Главное за день

Мазут разломавшихся в Черном море танкеров добрался до Керчи

В Керчи введен режим ЧС муниципального характера.
20:39
5
1833

Севастопольскому аквариуму помогают только обычные люди

Власти и бизнес от проблемы отстранились.
20:04
9
2845

В Севастополе ковш экскаватора тонко намекнул жильцам дома о выселении

Снос двухэтажки у культурного кластера начался, а жильцы из него до сих пор не выехали.
16:02
30
5066