Россия

Москва вводит «зелёные» облигации: возврат в прошлое или взгляд в будущее?

Чиновники говорят, что рисков по таким облигациям не будет и держатели точно получат свой доход, а город — пользу.

Москва вводит «зелёные» облигации: возврат в прошлое или взгляд в будущее?
Фото:
freepik.com

Московское правительство решило выпустить «зелёные» облигации, которые смогут приобрести только физлица. Благодаря привлечению денег от населения в сумме 2 млрд рублей для столицы планируется закупка элекробусов вместо дизельных автобусов, а также действия для сокращения вредных выбросов транспорта в атмосферу.

Процентная ставка по этим облигациям пока не называется. Бумаги будут размещены на Московской бирже и доступны для физлиц. Срок погашения — два года.

По словам заместителя столичного градоначальника по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимира Ефимова, для населения, которое приобретёт облигации, риска потери средств нет, ведь облигации не будут обращаться на бирже и терять в цене.

«Кроме того, даже при досрочном возврате облигаций городу граждане получат доход за весь период владения», — добавил столичный чиновник.

Чистый воздух

В России остро стоит проблема загрязнения атмосферы транспортом и промышленными предприятиями.

«По данным Росгидромета, в 46 городах России с общей численностью населения 13,4 млн человек уровень загрязнения воздуха в 2018 году оценивался как высокий и очень высокий», — сообщается на сайте «Экология России» в описании федерального проекта «Чистый воздух».

Этот федеральный проект стартовал в октябре 2018 года и должен быть реализован до конца 2024 года. В центре особого внимания — города с наиболее сильным загрязнением воздуха. Это Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец, Чита.

«В рамках проекта «Чистый воздух» в городах, где отмечается особенно сильное загрязнение, транспорт переводится на газомоторное топливо. Дело в том, что газ в двигателе сгорает практически полностью и выбросы вредных веществ на порядок ниже, чем в обычном двигателе внутреннего сгорания. Конкурировать с транспортом на газе может электротранспорт, но его приобретение обходится гораздо дороже. Москва в этом плане оказалась на первом месте — власти столицы сразу стали переводить городской транспорт на электричество», — рассказал в разговоре с ForPost эколог, директор природоохранных программ общероссийской общественной организации «Зелёный патруль» Роман Пукалов.

Читайте по теме: Власти придумали способ, как обеспечить пенсионеров деньгами

Равнение на столицу

Московское правительство начало электрифицировать городской транспорт несколько лет назад — с 2020 года, в рамках городского проекта «Энергия Москвы».

По словам заместителя руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Дмитрия Пронина, столица уже в 2021 году стала крупнейшим европейским заказчиком электротранспорта.

За первые два года число электробусов в столице выросло с нуля до 600 единиц. К примеру, в Лондоне всего 400 электрических автобусов, в остальных европейских столицах их меньше вдвое и более.

«Московский электробус — самый современный и, пожалуй, лучший в мире электрический автобус, созданный специально для Москвы, с учётом климата и дорожного движения в регионе», — отметил чиновник.

Пронин рассказал, что к 2030 году весь столичный общественный транспорт должен стать электрическим. Более того, власти принимают меры по переводу служб такси на гибридные и электрические двигатели.

Читайте по теме: Россиянам станет проще списывать непосильные долги

Кому нужны «зелёные» облигации?

Будут ли востребованы у населения московские «зелёные » облигации — вопрос пока не ясный. По мнению кандидата экономических наук, эксперта Ассоциации по развитию финансовой грамотности Михаила Беляева, облигации будут пользоваться спросом при соблюдении ряда условий.

«Любое такое мероприятие должно сопровождаться умной и адекватной информационной кампанией. Дело в том, что на фондовый рынок приходят прагматичные люди, и они вряд ли отреагируют на сообщение о том, что покупка облигаций поможет решению экологических проблем столицы. Но зато их привлечёт хорошая процентная ставка. Отмечу, чтобы облигации были востребованы, ставка должна быть как минимум не ниже депозитной в крупных и надёжных банках, то есть не ниже 7–8% годовых», — пояснил Беляев в разговоре с ForPost.

Кроме того, экономист отметил, что судя по тому, что заммэра Москвы Владимир Ефимов сообщил, что облигации не будут обращаться на бирже, приобретатели этих ценных бумаг не смогут зарабатывать на спекуляции ими на фондовом рынке.

«В таком случае нужно делать акцент на то, что это высоконадёжные облигации, обеспеченные правительством Москвы. Кроме того, для повышения их привлекательности, например, можно предусмотреть использование этих облигаций в качестве залога при получении кредита в банке, и договориться с одним или несколькими банками об этом», — пояснил эксперт.

Читайте по теме: Российские банки обменяются зашифрованными данными о клиентах

Мировой опыт

Первые «зелёные» облигации были выпущены в 2007 году Европейским инвестиционным банком. Они назывались Climate Awareness Bonds, что можно перевести как «облигации климатической осознанности».

По сути такие облигации ничем не отличаются от обычных облигаций, но средства, полученные от их продажи, идут на реализацию экологических проектов, прежде всего в энергетике, строительстве и на транспорте. На эти три направления расходуется 80% инвестированных в «зелёные» облигации средств.

С 2007 года многие развитые государства мира используют этот инструмент для финансирования экологических проектов. Лидером являются США, где эмиссия «зелёных» облигаций за 13 лет составила 212 млрд долларов, далее идёт Китай — 127 млрд долларов, Франция — 116 млрд долларов.

В России первые «зелёные» облигации появились в 2018 году. Их выпустила компания «Ресурсосбережение ХМАО» для финансирования создания мусорного полигона на сумму 1,1 млрд рублей.

Впоследствии «зелёные» облигации выпускали и другие российские компании, в числе которых РЖД, столичный застройщик ФПК «Гарант-Инвест», финансовое общество «РуСол 1», банк «Центр-Инвест» и транспортная фирма ООО «ТТК».

Читайте по теме: Вассерман и миллион под матрасом: зачем считать деньги запасливых россиян

Андрей Мединский

636
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
0
Еще нет голосов

Обсуждение (1)

Profile picture for user Мишка Квакин
1049

Стоимость одного электробуса, которые закупает Москва, составляет 60 миллионов рублей, следует из данных тендеров на портале госзакупок. ... 12:54, 14.06.2022

...Умножаем на два триллиарда и получаем 33 автобуса. Их даже для нашего некогда геройского города-героя мало, а уж для Масквы......

 

Главное за день

Севастопольцев одолевает ностальгия по советской прелести Качи

Некогда процветавший военный городок благоустраивается – и одновременно ветшает.
20:00
2
700

Человек, создавший легенду: настоящий севастополец Валерий Володин отмечает 76-летие

Губернатор рассказал об отношениях с директором 35-ой береговой батареи.
19:00
10
2089

Больше всего ATACMS этой ночью летело в Крым

57 беспилотников уничтожили и перехватили над территорией Краснодарского края.
07:40
16
5846

На севастопольском пляже «Учкуевка» работает тяжёлая техника

Только к середине мая у пляжа окончательно определился оператор.
14:07
13
13025

Как в Крыму замещают импортные трубы для коммунальных служб и аграриев

Сырьё везут с материка или используют собственные отходы.
18:17
1
579

Стали известны подробности инцидента с выпадением из окна крымского гимназиста

Выпавший из окна ребёнок госпитализирован с серьёзными травмами.
14:15
3
2798