пт, 24/02/2012 - 17:50

В школах нашего города дети будут учиться экономить энергию

Агентство регионального развития и привлечения инвестиций Фонд «Севастополь» при поддержке Фонда Восточная Европа и Севастопольской горгосадминистрации реализует в Севастополе новый проект «Энергия солнца - выбор Севастополя», основная цель которого -содействовать распространению возобновляемой энергетики в нашем городе.



Одна из задач проекта - разработать и внедрить факультативный курс для учащихся 5-6 классов и 9-10 классов и ПТУ «Теория и практика бытового применения возобновляемых источников энергии». Его будут вести учителя природоведения и физики после получения дополнительных теоретических знаний. Практические задания для учащихся будут организованы в демонстрационном классе учебного заведения, в котором в рамках проекта планируется установить реально действующую гелиоустановку для приготовления горячей воды.

Если обратиться к опыту других стран, то можно говорить о школах США. Там введены в курс учебной программы уроки по изучению солнечной энергии. Образовательная программа может внедряться по шаблону или по индивидуальным планам, в зависимости от желания педагогов. Четыре курса уроков включают разделы «ввод в использование солнечной энергии и ее характеристики», «суть работы солнечных батарей», «панели солнечных батарей - жизненный цикл», «солнечная энергия и я».



Может быть громко сказано, но наш город не отстает от развитых стран в этом направлении. Это наглядно демонстрируют последние мероприятия. В Севастополе уже прошел тренинговый семинар-практикум для преподавателей физики и природоведения.



Разработка курса началась с проведения переговоров с Центром повышения квалификации учителей. Были достигнуты договоренности об активном участии в работе по разработке и согласовании курса методистов по физике и природоведению.



Курс обучения, совместно разработанный экспертами Фонда «Севастополь» и методистами, предназначен для школьников младших и старших классов общеобразовательных школ и учащихся ПТУ. Материал базируется на знаниях, предварительно полученных учениками на уроках природоведения и физики.



Учитель высшей квалификационной категории гимназии № 24 Ольга Нестеренко рассказала о своем вкладе в разработку факультативных занятий по изучению возобновляемой и альтернативной энергии.



Корр.: Ольга Викторовна, в американских школах сделали акцент на солнечную энергетику. На Ваш взгляд, не слишком ли это узкое направление в изучении вопроса нетрадиционной энергетики и вообще, вопроса энергосбережения?



О.Нестеренко: Смотреть на эту проблему надо шире. Дети должны понимать такие вещи: откуда приходит энергия, когда они включают свет и свои компьютеры, что именно сохраняет их холодильники холодными, как экономить в быту электричество и тепло.



Я предложила интегрировать в курс природоведения и физики для учащихся 5 классов раздел: «Солнце как источник света и тепла на Земле». Здесь же необходимо показать привлекательность солнечной энергетики. В курсе «Природоведения» для 6го класса в разделе «Рукотворные системы» я рекомендую ознакомить учащихся более подробно с энергосбережением после изучении темы об энергии. Цель этого урока: расширение знаний учащихся о видах энергии, превращении энергии; ознакомлении с новыми технологиями в областях энергетики и энергосбережения с использованием альтернативных источников энергии.



В курсе физики 8,10 классов после изучения темы «Работа. Мощность. Энергия», а в 9 классе после изучения работы и мощности электрического тока имеет смысл ознакомить учащихся с экономией электроэнергии; рассказать об источниках энергии и технологиях использования альтернативных источников энергии. Необходимо вместе с учащимися (например, в рамках общешкольного проекта) рассмотреть вопросы экономической выгоды и экологической пользы использования солнечной энергии для нужд человека. Обучение учащихся на практических занятиях (расчет гелиосистем) способствует профориентации учащихся и позволяет сориентироваться на рынке услуг по поставке гелиосистем для частного использования людьми.



Например, во время урока учащихся старших классов можно знакомить с понятиями:

• солнечная энергия, понятия и определения, интенсивность, волновая сущность и т.п.;

• использование солнечной энергии в жизни человека, исторические примеры, современное состояние солнечной энергетики;

• альтернативная или возобновляемая энергия виды и способы применения в жизни человека, потенциал и пути развития;

• термины и определения, используемые в гелиотехнике (теплопроводность, и теплопередача, абсолютно "черное" тело, теплопотери и их виды, парниковый эффект, абсорбционная способность, теплоноситель, теплоемкость, аккумуляция тепла, гидравлическое сопротивление и т.п.);

• виды гелиосистем и их классификация: фотоэлектрические и тепловые гелиоколлекторы, двухконтурные и одноконтурные гелиосистемы, типы гелиоколлекторов (плоские, трубчатые, вакуумные, воздушные и т.п.), баки аккумуляторы, насосы, трубы, применяемые в гелиосистемах, мембранные расширительные баки, автоматика и т.п.;

• расчет гелиосистем (подбор площади и типа гелиосистемы);

Корр: Но это все теория. Будет ли интересно учащимся? Восприятие интереснее и живее будет, когда можно увидеть, потрогать.



О.Нестеренко: Да, вы правы. Кабинеты физики необходимо оборудовать современно. Нужны макеты солнечных батарей, причем, трубопроводы, в которых находится жидкость ,могут быть для наглядности прозрачными. Чтобы дети видели, наблюдали, сравнивали, считали. В Малой Академии Наук, например, учащиеся сами делают такие модели. Во второй гимназии и в интернате для одаренных детей в с. Танковое дети также активно работают по этой теме.



Корр.: На семинаре многие учителя физики жаловались, что кабинеты не оборудованы для подобного рода факультативных занятий, настроение у них было далеко не оптимистичное. Найдет ли поддержку столь нужное начинание у родителей, учителей, управления образования?



О.Нестеренко: Руководители проекта «Энергия солнца - выбор Севастополя» нашли поддержку и понимание со стороны управления образования и науки СГГА. Главное, что наши дети готовы к новой дисциплине. Они много читают, интересуются последними достижениями в области науки и техники. Я вижу, с каким интересом школьники выполняют домашние задания. Например, подсчитать сколько за неделю их семьи расходуют электроэнергии. Дети увлеченно подходят к этому. Считают, анализируют, делаем выводы вместе на наших уроках. Будущее - за юным поколением.



Корр.: Спасибо, Ольга Викторовна за беседу.

Сообщаем нашим читателям, что в настоящее время ведутся работы по реализации проекта установки гелиосистемы на одном из севастопольских объектах (школа, больница, детский сад и т.п.), где должен проявиться значительный энергосберегающий и экологический эффект; а также заявлена возможность софинансирования работ со стороны города и возможность организации школьных экскурсий.



В этом заведении будет открыт специальный класс, где ученикам города можно будет познакомиться с основными возобновляемыми источниками энергии, а учителям на практике применить знания, полученные на семинаре-практикуме. В настоящее время ОО «Фонд «Севастополь» проводит отбор поставщика для демонстрационного оборудования класса, а также комплектующих для гелиосистемы производительностью до 2 м куб/сут для обеспечения здания детского сада горячей водой.



Беседу записала Светлана Малахатко

 


1. Конкурс на определение поставщика стендов
Подробные условия конкурса для поставщика демонстрационных стендов опубликованы на сайте Фонда «Севастополь»
 
2. Конкурс на определение поставщика оборудования для гелиосистемы
Целью проведения тендера на поставщика оборудования для гелиосистемы является конкурсный отбор постащика с наиболее выгодной ценой и условиями поставки.
 
Место выполнения заказа: г.Севастополь, ул. Корсунская, 22.
Место и конечный срок принятия тендерных предложения: оригинал предложения, подписанный и скрепленный печатью участника, подается по почтовому адресу заказчика: ОО «Фонд «Севастополь», проспект Нахимова15/6, Севастополь, 99011 или лично до 12 марта 2012 года.
Сроки выполнения заказа : не более 30 дней с момента заключения договора.
Срок действия тендерного предложения: не менее 60 дней от момента срока подачи тендерного предложения.

Информация, дополнительные вопросы или разъяснения по адресу: fund.sevastopol@gmail.com    или  по тел/ факс:+38 0692-557892
 
Проект «Энергия солнца – выбор Севастополя» реализуется Фондом «Севастополь» совместно с Фондом Восточная Европа и Севастопольской городской государственной администрацией при финансовой поддержке Координатора проектов ОБСЕ в Украине и Посольства Финляндии в Украине.
Содержание и взгляды, которые отображаются в этом документе, являются исключительной ответственностью Фонда «Севастополь» и могут не совпадать с точкой зрения доноров программы
Теги:
Читайте также: