В школах нашего города дети будут учиться экономить энергию
Агентство регионального развития и привлечения инвестиций Фонд «Севастополь» при поддержке Фонда Восточная Европа и Севастопольской горгосадминистрации реализует в Севастополе новый проект «Энергия солнца - выбор Севастополя», основная цель которого -содействовать распространению возобновляемой энергетики в нашем городе.
Одна из задач проекта - разработать и внедрить факультативный курс для учащихся 5-6 классов и 9-10 классов и ПТУ «Теория и практика бытового применения возобновляемых источников энергии». Его будут вести учителя природоведения и физики после получения дополнительных теоретических знаний. Практические задания для учащихся будут организованы в демонстрационном классе учебного заведения, в котором в рамках проекта планируется установить реально действующую гелиоустановку для приготовления горячей воды.
Если обратиться к опыту других стран, то можно говорить о школах США. Там введены в курс учебной программы уроки по изучению солнечной энергии. Образовательная программа может внедряться по шаблону или по индивидуальным планам, в зависимости от желания педагогов. Четыре курса уроков включают разделы «ввод в использование солнечной энергии и ее характеристики», «суть работы солнечных батарей», «панели солнечных батарей - жизненный цикл», «солнечная энергия и я».
Может быть громко сказано, но наш город не отстает от развитых стран в этом направлении. Это наглядно демонстрируют последние мероприятия. В Севастополе уже прошел тренинговый семинар-практикум для преподавателей физики и природоведения.
Разработка курса началась с проведения переговоров с Центром повышения квалификации учителей. Были достигнуты договоренности об активном участии в работе по разработке и согласовании курса методистов по физике и природоведению.
Курс обучения, совместно разработанный экспертами Фонда «Севастополь» и методистами, предназначен для школьников младших и старших классов общеобразовательных школ и учащихся ПТУ. Материал базируется на знаниях, предварительно полученных учениками на уроках природоведения и физики.
Учитель высшей квалификационной категории гимназии № 24 Ольга Нестеренко рассказала о своем вкладе в разработку факультативных занятий по изучению возобновляемой и альтернативной энергии.
Корр.: Ольга Викторовна, в американских школах сделали акцент на солнечную энергетику. На Ваш взгляд, не слишком ли это узкое направление в изучении вопроса нетрадиционной энергетики и вообще, вопроса энергосбережения?
О.Нестеренко: Смотреть на эту проблему надо шире. Дети должны понимать такие вещи: откуда приходит энергия, когда они включают свет и свои компьютеры, что именно сохраняет их холодильники холодными, как экономить в быту электричество и тепло.
Я предложила интегрировать в курс природоведения и физики для учащихся 5 классов раздел: «Солнце как источник света и тепла на Земле». Здесь же необходимо показать привлекательность солнечной энергетики. В курсе «Природоведения» для 6го класса в разделе «Рукотворные системы» я рекомендую ознакомить учащихся более подробно с энергосбережением после изучении темы об энергии. Цель этого урока: расширение знаний учащихся о видах энергии, превращении энергии; ознакомлении с новыми технологиями в областях энергетики и энергосбережения с использованием альтернативных источников энергии.
В курсе физики 8,10 классов после изучения темы «Работа. Мощность. Энергия», а в 9 классе после изучения работы и мощности электрического тока имеет смысл ознакомить учащихся с экономией электроэнергии; рассказать об источниках энергии и технологиях использования альтернативных источников энергии. Необходимо вместе с учащимися (например, в рамках общешкольного проекта) рассмотреть вопросы экономической выгоды и экологической пользы использования солнечной энергии для нужд человека. Обучение учащихся на практических занятиях (расчет гелиосистем) способствует профориентации учащихся и позволяет сориентироваться на рынке услуг по поставке гелиосистем для частного использования людьми.
Например, во время урока учащихся старших классов можно знакомить с понятиями:
• солнечная энергия, понятия и определения, интенсивность, волновая сущность и т.п.;
• использование солнечной энергии в жизни человека, исторические примеры, современное состояние солнечной энергетики;
• альтернативная или возобновляемая энергия виды и способы применения в жизни человека, потенциал и пути развития;
• термины и определения, используемые в гелиотехнике (теплопроводность, и теплопередача, абсолютно "черное" тело, теплопотери и их виды, парниковый эффект, абсорбционная способность, теплоноситель, теплоемкость, аккумуляция тепла, гидравлическое сопротивление и т.п.);
• виды гелиосистем и их классификация: фотоэлектрические и тепловые гелиоколлекторы, двухконтурные и одноконтурные гелиосистемы, типы гелиоколлекторов (плоские, трубчатые, вакуумные, воздушные и т.п.), баки аккумуляторы, насосы, трубы, применяемые в гелиосистемах, мембранные расширительные баки, автоматика и т.п.;
• расчет гелиосистем (подбор площади и типа гелиосистемы);
Корр: Но это все теория. Будет ли интересно учащимся? Восприятие интереснее и живее будет, когда можно увидеть, потрогать.
О.Нестеренко: Да, вы правы. Кабинеты физики необходимо оборудовать современно. Нужны макеты солнечных батарей, причем, трубопроводы, в которых находится жидкость ,могут быть для наглядности прозрачными. Чтобы дети видели, наблюдали, сравнивали, считали. В Малой Академии Наук, например, учащиеся сами делают такие модели. Во второй гимназии и в интернате для одаренных детей в с. Танковое дети также активно работают по этой теме.
Корр.: На семинаре многие учителя физики жаловались, что кабинеты не оборудованы для подобного рода факультативных занятий, настроение у них было далеко не оптимистичное. Найдет ли поддержку столь нужное начинание у родителей, учителей, управления образования?
О.Нестеренко: Руководители проекта «Энергия солнца - выбор Севастополя» нашли поддержку и понимание со стороны управления образования и науки СГГА. Главное, что наши дети готовы к новой дисциплине. Они много читают, интересуются последними достижениями в области науки и техники. Я вижу, с каким интересом школьники выполняют домашние задания. Например, подсчитать сколько за неделю их семьи расходуют электроэнергии. Дети увлеченно подходят к этому. Считают, анализируют, делаем выводы вместе на наших уроках. Будущее - за юным поколением.
Корр.: Спасибо, Ольга Викторовна за беседу.
Сообщаем нашим читателям, что в настоящее время ведутся работы по реализации проекта установки гелиосистемы на одном из севастопольских объектах (школа, больница, детский сад и т.п.), где должен проявиться значительный энергосберегающий и экологический эффект; а также заявлена возможность софинансирования работ со стороны города и возможность организации школьных экскурсий.
В этом заведении будет открыт специальный класс, где ученикам города можно будет познакомиться с основными возобновляемыми источниками энергии, а учителям на практике применить знания, полученные на семинаре-практикуме. В настоящее время ОО «Фонд «Севастополь» проводит отбор поставщика для демонстрационного оборудования класса, а также комплектующих для гелиосистемы производительностью до 2 м куб/сут для обеспечения здания детского сада горячей водой.
Беседу записала Светлана Малахатко