ср, 20/12/2017 - 12:30

Страсти по бюджету: зарплата несуществующим чиновникам и голодный паек для Заксобрания и КСП

Что мешает депутатам одобрить бюджет второпях и не глядя? Вся правда о содержимом городского кошелька на три ближайшие года.

Созданный вокруг принятия трехлетнего бюджета Севастополя ажиотаж успел попасть  в поле зрения федеральных СМИ: в историю попытались ввязать даже пресс-секретаря Президента Дмитрия Пескова. И, конечно, вопрос о бюджете города волнует самих севастопольцев.

Как же выглядит ситуация на самом деле, насколько серьезна разница между его принятием 20 и, скажем, 25  декабря, которую подчеркивает правительство города? Все эти вопросы мы задали председателю комиссии по бюджету Заксобрания Севастополя Вячеславу Аксенову.



Плюсы и странности

«Доходная часть бюджета на 2018 год составляет 39,6 млрд. рублей – это рекордный объем. И это, безусловно, заслуга губернатора и правительства.

Обеспечить такое финансирование города – очень сложная задача, и мы можем за это исполнительную власть только поблагодарить. 

В соответствии с принятыми программами предусмотрены средства на поддержку промышленности и сельского хозяйства.

Нельзя сказать, что какой-то серьезный, продуманный проект остался вне поля зрения. В бюджете предусмотрены средства на строительство больницы скорой помощи и онкологического центра, хотя были опасения, что они будут сокращены.

В их необходимости для города ни у кого сомнений не было, а вот обоснованность конкретных объемов финансирования была под вопросом», - говорит Вячеслав Аксенов.

Отсутствие  прошедшего экспертизу проекта (а оно, по словам депутата, объясняется как объективными, так и субъективными причинами) породило вполне естественные попытки перераспределить средства на другие цели. Но в конце концов средства на строительство жизненно важных для Севастополя объектов все-таки были предусмотрены.

Еще один плюс бюджета на 2018 год - увеличение финансирования физкультуры и спорта.



«Они по-прежнему финансируются ниже утвержденных Министерством спорта нормативов, но, как справедливо заметили члены правительства Севастополя, регионов, где эти нормативы выдерживались бы, очень немного. Однако динамика финансирования физкультуры и спорта у нас положительная: по сравнению с прошлым годом увеличены зарплаты работников этих сфер, в том числе и зарплаты тренеров. Этому предшествовала большая работа, и она дала положительный эффект: налицо  довольно существенный прогресс», - рассказывает глава бюджетной комиссии.



И при всем этом он уверен: в своем сегодняшнем виде бюджет принят быть не может.

"Штопать" срочно!



Часть поправок, которые считают нужным принять депутаты, касаются здравоохранения и образования.

Многие вполне обоснованные заявки, подчеркивает председатель бюджетной комиссии, были при формировании бюджета сокращены. Между тем в медицинских  и образовательных учреждениях еще немало «прорех», которые нужно «штопать» срочно.



«Необходимо закупать медицинское оборудование, проводить текущие и капитальные ремонты – есть такие учреждения, на которые просто больно смотреть. Поэтому мы считаем необходимым увеличить расходы на образование и здравоохранение за счет тех статей, по которым финансирование было  необоснованно завышено. Например, за счет средств, направленных на стимулирование территориального общественного самоуправления. Там предусмотрена финансовая конструкция, которая не соответствует действующему законодательству – у нас есть заключение Контрольно-счетной палаты по этому поводу.

Есть и другие странные статьи расходов: например, на зарплату седьмого заместителя губернатора, которого еще не существует. По крайней мере, мы никого на эту должность не утверждали. Или на зарплату директора департамента приоритетных проектов: департамент уже ликвидирован, директора там давно нет, а деньги в бюджете заложены. Или на компенсации за оплату жилья чиновникам, приехавшим из других регионов. Мы не против этого - те, кто имеет право на компенсацию, должны ее получить. Но сумма, предусмотренная на эти цели, превышает обоснованные расчеты, причем средства заложены с большим запасом», - отмечает Аксенов.



Торопись  медленно



Нынешний проект бюджета (причем впервые – трехлетнего бюджета!) был согласован Минфином всего две недели назад.

Депутаты были вынуждены начать работу над ним еще до официального согласования, на свой страх и риск, причем работали поистине ударными темпами. Сегодня их  упрекают за медлительность и обвиняют чуть ли не в желании оставить без повышенной зарплаты бюджетников: якобы счет идет не только на дни, но и на часы.

На самом деле это не имеет ничего общего с реальностью.

Да, бюджет лучше принять до конца года. Но 22 или 26 декабря это будет сделано, принципиального значения не имеет. Утверждение бюджета в последние дни года – довольно обычная практика во многих регионах страны,  и трагедии из этого никто не делает.

Просто исполнительной власти Севастополя очень хочется, чтобы главный финансовый документ города был одобрен как можно скорее. А одним из способов давления на депутатов стали обвинения в том, что их «упрямство» якобы связано исключительно с предложением правительства урезать им зарплаты.

Не воюем, а защищаемся



Комментарий по этому поводу Вячеслава Аксенова хочется предварить упоминанием об одной  «незначительной» детали: зарплаты чиновников правительства, напротив, будут увеличены в соответствии с уровнем инфляции. Да и федеральные чиновники обиженными не останутся. А вот затраты на содержание Заксобрания (включая его аппарат) и Контрольно-счетной палаты правительство считает необходимым сократить почти на треть (!).



«После знаменитого заседания 12 декабря совершенно разные люди обращались ко мне с вопросом: вы что, опять воюете с правительством? Пришлось отвечать – не воюем, а защищаемся», - говорит Вячеслав Аксенов.

«Тот проект бюджета, который нам представлен, по-настоящему здравомыслящей частью депутатов поддержан быть не может, потому что такое беспрецедентное сокращение финансирования будет фактически означать уничтожение Заксобрания как независимого представительного органа, а значит, нарушение баланса между исполнительной и законодательной ветвями власти.

Сейчас у нас построена модель, при которой Заксобрание и КСП остаются независимыми, рискуют дискутировать, проверять работу органов исполнительной власти, находить в ней недостатки и требовать их устранения. И представленный правительством проект бюджета – попытка через финансовые инструменты резко ограничить их возможности».

Объясняя свое решение, правительство ссылается на якобы завышенный объем финансирования Заксобрания по сравнению с другими регионами.



«Это неправда», - отвечает на это обвинение Аксенов.



«Не буду приводить многочисленные примеры, но любой севастополец может зайти на сайт Заксобрания Севастополя и Госсовета Крыма и увидеть, что наше финансирование меньше в разы. Хотя это два органа власти, которые выполняют одну и ту же функцию: обеспечивают нормативно-правовую базу, необходимую для жизнедеятельности субъекта федерации. Да, территория Севастополя меньше, но это не означает, что нам необходимо меньшее количество законов. При этом задача их создания в Крыму решается вдвое большим количеством комитетов, причем оплачиваемой, как правило, там является не только должность председателя комитета, но и его заместителя.  Кроме этого, Госсовет Крыма позволяет себе проводить многочисленные представительские мероприятия, конференции, съезды. Мы же обходимся минимумом. Наконец, практически во всех законодательных органах власти работают платные помощники депутатов. У нас же они есть только у восьми депутатов-мажоритарщиков».



По упрямым депутатам решили ударить рублем



Вопрос о платных помощниках, напомним, поднимался в Заксобрании совсем недавно: по инициативе нескольких депутатов был в первом чтении принят закон, согласно которому на штатной основе будут работать помощники всех парламентариев без исключения. Вячеслав Аксенов при этом предлагал отложить это решение как не слишком своевременное.

Но правительство даже против того, чтобы Заксобрание и (что очень важно) Контрольно-счетная палата хотя бы сохранили уже имеющийся уровень финансирования, без какой-либо индексации (в отличие, напомним еще раз, от зарплат чиновников).

«За три года своей работы мы дважды пересматривали условия заработной платы, но ни разу ее не повысили – только сокращали.

И сейчас речь идет лишь о сохранении объема финансирования, что в свете инфляции означает сокращение его реального уровня.

Нам же предлагают сократить его едва ли не на треть, то есть сделать и Заксобрание, и КСП неработоспособными.

И это совершенно недопустимо», - подчеркивает глава комиссии по бюджету.  



Особенно вызывающе, по его мнению, выглядит сокращение зарплат сотрудникам КСП, прямая обязанность которых – выявить те недостатки в работе исполнительных органов власти, которые дают почву для злоупотреблений, халатности и откровенного воровства. В конечном счете речь идет о сохранении значительных  бюджетных средств.



И «притеснять» подобным образом КСП как минимум неразумно, если, конечно, правительство Севастополя заботится об общественном благе.   



«Это вопрос не праздный, это вопрос эффективности власти Севастополя.  Нам нужна сбалансированная модель власти, которая позволяла бы бороться со злоупотреблениями, минимизировала питательную почву для коррупции. А нас – складывается такое впечатление - хотят построить в один строй, в котором нет места для возражений», - констатирует Вячеслав Викторович.



Один строй, безусловно, штука очень удобная – для того, кто им командует. Но оптимальна она только для армии: бесконтрольная власть чревата бесконтрольными соблазнами и большими бедами для всех, в том числе и для представителей самой власти.  



Каким будет решение Заксобрания по этому поводу, мы увидим 22 декабря, когда трехлетний  бюджет Севастополя будет рассмотрен во втором чтении.

Это не означает, что он будет тогда же и принят: если внесенные депутатами поправки вызовут серьезные нарекания, Заксобранию  придется собраться еще раз.



«Конечно, чем раньше будет принят бюджет, тем с меньшим напряжением будут выполнены связанные с этим работы как в конце этого года, так и в начале следующего. Мы все это понимаем и постараемся утвердить его пораньше. Но главное все-таки – чтобы принятый нами бюджет был правильным», - говорит Вячеслав Аксенов.



И с ним невозможно не согласиться.



Ольга Смирнова

фото пресс-службы ЗС

Читайте также: