ср, 07/11/2018 - 14:50

Страны — противники США «дрейфуют» к коммунизму, — эксперт

Советский и российский философ Михаил Попов рассказал о том, почему победа коммунизма всё-таки неизбежна.

Советский и российский философ, кандидат экономических наук, доктор философских наук и профессор кафедры социальной философии и философии истории Санкт-Петербургского государственного университета рассказал корреспонденту Севастопольского новостного портала ForPost, почему спустя век после Октябрьской революции коммунистические тезисы сохраняют актуальность.

— Михаил Васильевич, через 101 год после известных исторических событий на выборах по всему миру часто можно видеть представителей разных «левых» движений. Даже в США пытаются избираться социалисты — такие, как Берни Сандерс. Причём это происходит небезуспешно. В Сети можно встретить много видео популярных блоггеров, так или иначе популяризирующих коммунизм. Почему мы наблюдаем такой «ренессанс» коммунистической идеи, которая, казалось, после распада СССР ушла в забвение?

— Я не соглашусь с тем, что она ушла в забвение. Скорее, не было её широкой пропаганды. Но всегда были люди, которые даже в России боролись против пересмотра позиций, прежде всего в сфере политэкономии. Мы с коллегами постоянно проводили организацию всех коммунистических сил, и уже в 1991 году, когда была приостановлена деятельность КПСС, мы зарегистрировали Российскую Коммунистическую Рабочую Партию, из которой выросла Рабочая партия России. И мы продолжаем эту деятельность, в том числе идеологическую.

То, что мы имеем сейчас определённое расширение, — это результат постоянной, длительной работы того коммунистического ядра, которое никуда не исчезало и действовало.

— То есть дело лишь в пропаганде — или для коммунистической идеи снова возникли подходящие социально-экономические условия?

— Такие вещи, как расширение пропаганды, даются с большим трудом. Другое дело, что с течением времени трудящиеся убедились — другого выхода нет.

В этом смысле можно сделать вывод, что последние события — имеется в виду пенсионная реформа — дали большой импульс <идее коммунизма> у нас, в России. И те люди, которые колебались, столкнулись с тем, что власть отнимает не только труд, но и саму жизнь. Это вызывает политическую реакцию, которую можно ощутить.

Мы, например, принимаем в Ленинградскую организацию Рабочей партии России примерно по 20 человек каждый месяц. Я хочу сказать, что всякие иллюзии — мол, сейчас мы при капитализме заживём широко, — они испарились. В том числе и с течением времени. Люди убедились на практике — что такое капитализм.

Возьмите ту же самую Украину. Я зашёл на портал в Запорожье — там размещены наши агитационные видео. Туда никакие наши организационные силы не дотягиваются, никакой непосредственной связи мы не имеем — а этот процесс уже идёт, с учётом того, что в Интернете информация способна к саморазмножению. В том смысле, что люди, которые поддерживают конкретную идею, начинают её распространять, агитировать и поддерживать. То есть нашего полку всё время прибывает.

— Раз уж мы упомянули Украину — как известно, к власти там пришли нацисты. Существует популярное мнение, что внешняя политика США может быть охарактеризована как фашизм - диктатура наиболее агрессивных элементов финансового капитала, которую США стремятся распространить на весь мир. Можно ли сказать, что популярность «левых» идей растёт в том числе потому, что коммунизм — это антитеза фашизму?

— Я не думаю, что рост популярности — это реакция на фашизм. На самом деле борьба с фашизмом — она допустима и с позиций буржуазных. Вы знаете, что в борьбе с фашизмом соединились Советский Союз с капиталистической Великобританией и империалистическими США. Поэтому — это неправильная антитеза.

Коммунизм — антитеза капитализму, а капитализм рождает фашизм. И этот фашизм, который рождается как открытая террористическая диктатура наиболее реакционных и шовинистических элементов финансового капитала, — он в этом смысле противник и буржуазной демократии.

Люди, которые стоят за буржуазную демократию, могут выступать и против фашизма. Поэтому число людей, которые борются против фашизма, гораздо больше, чем число людей, которые поддерживают непосредственно коммунизм.

Тем более, что в данном случае мы имеем такую ситуацию в мире, когда американский фашизм во внешней политике столкнулся с сопротивлением со стороны России. И те элементы фашизма, которые мы имели при Ельцине — когда у нас в России была стрельба по парламенту, высшему демократическому органу, или на Украине, когда законно избранного президента свергли, пытались убить, а потом его спасли спецназовцы, которые увезли на вертолёте в Россию, — вот это был фашизм. А сейчас в Киеве снова выборы, демократия — и фашизма на Украине нет. Правда, теперь демократическая Украина воюет с теми, кто не хотел жить при этом режиме, который им навязали.

— Если популярность левых идей растёт, можно ли через век после Октябрьской революции считать, что «победа коммунизма неизбежна»?

— Безусловно. Если мы примем во внимание ленинское понимание мировой революции, которое он изложил в статье «О лозунге Соединенных Штатов Европы», — о том, что это целая эпоха острейшей классовой борьбы, революций и контрреволюций, — мы видим: несмотря на целый ряд или целую сеть контрреволюций, они перекрываются числом революций, которые успешно завершились в тех странах, где сейчас продолжается строительство коммунизма.

В точном научном смысле эти страны называются социалистическими. Я имею в виду Китайскую Народную Республику, где миллиард триста девяносто миллионов население, Вьетнам, где 90 миллионов человек, Лаос, в котором 6 миллионов, Корею, которая находится в первой фазе коммунизма, Кубу, где 11 миллионов, — то есть более полутора миллиардов человек в мире живут при социализме.

И вы, наверное, заметили, что страны империалистической части мира, которые не хотят быть раздавленными американским влиянием или американскими захватами, приближаются к этому полюсу — «социалистическому».

Отсюда и такая организация, как ШОС, в которую входят четыре ядерные державы — Китай, Россия, Индия и Пакистан. И она представляет собой достаточно могучий полюс.

Что в ней людей соединяет? Соединяет, конечно, не коммунистическая идеология. Коммунистическая философия присутствует в странах социалистических, а соединяет их общая обеспокоенность тем, что они попадут под те действия, которые продемонстрировал американский фашизм во внешней политике, когда он уничтожил Югославию, разгромил Ирак, Ливию.

Все это видели, все это понимают. И «дрейфуют» в направлении социалистических стран. И вообще, поведение империалистических держав на сегодняшний день демонстрирует миру, что единственный выход — это социализм.

Николай Сведски

Теги:
Читайте также: