пт, 11/05/2018 - 12:27

Срывы ФЦП в Крыму объяснили украинскими проектами

Сроки ввода объектов по программе развития Крыма и Севастополя выполнены только на 65%, следует из отчёта дирекции по управлению ФЦП. Причины – «слабая» организация, «некачественное» проектирование и опора на украинские аналоги.

По итогам 2017 года в рамках федеральной целевой программы «Социально–экономическое развитие Республики Крым и Севастополя до 2020 года» сроки были соблюдены на 65% (по 406 объектам из 632). Объём финансирования программы из федерального бюджета в прошлом году составил 154,7 миллиарда рублей.​

Предельный объём финансирования ФЦП составляет 825,4 миллиарда рублей. Программа предусматривает достижение определённых целевых показателей по ключевым направлениям: развитие энергетического комплекса, инженерной инфраструктуры, связи и водообеспечения полуострова, транспортного и промышленного комплексов, социальной сферы и туристического кластера.

Украинское наследство

Как следует из отчёта дирекции по управлению ФЦП (специальная НКО, учреждённая правительством России, чтобы следить за ходом исполнения плана–графика ФЦП), одной из причин задержек является «увеличение стоимости объектов в связи с принятием (за неимением других) украинских проектов–аналогов». Вероятно, приобретались уже готовые проекты под строительство тех или иных объектов инфраструктуры на полуострове, разработанные украинской стороной, поясняет партнёр АБ «Деловой фарватер» Павел Ивченков, пишет агентство «РБК».

 

Это повлияло на увеличение стоимости на этапе разработки проектно–изыскательских работ, сказано в отчёте. Они предполагают дополнительную экспертизу обоснования инвестиций, а также, к примеру, изучение природных условий, почвы и ландшафта местности.

«Поскольку Крыму присуще разнообразие рельефа, скорее всего, в целях экономии времени было принято решение о приобретении уже готовых проектов, учитывающих все тонкости», – говорит Ивченков, замечая, что сказалось и увеличение курсовой разницы между рублём и гривной, так как материалы для строительства могли частично приобретаться на Украине.

Конкурсные нарушения

 

Ещё одной причиной срыва сроков по ряду объектов дирекция называет проведение внеплановых проверок местными антимонопольными органами, из–за которых конкурсные процедуры бывали приостановлены или отменены. Глава Крыма Сергей Аксёнов в конце апреля признал, что в республике растёт количество жалоб по торгам, связанным с госзакупками на крупных проектах ФЦП.

По его словам, в первом квартале 2018 года в местное управление ФАС поступило 752 жалобы (в два раза больше, чем за аналогичный период годом ранее), сообщало «РИА Новости». Падение цен в результате демпинга у некоторых компаний на конкурсах происходит в десять раз, добавил Аксёнов.

В мае прошлого года Счётная палата России направила письмо вице–премьер–министру РФ Дмитрию Козаку, в котором назвала систему управления крымской ФЦП неэффективной. По данным ведомства, в строительстве отставание было зафиксировано на 180 из 448 объектов. Кроме того, отмечалось, что информационные системы Крыма и Севастополя не соответствуют единым требованиям к региональным и муниципальным информационным системам в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Сказались на сроках ввода объектов и обстоятельства, связанные с логистикой. Дирекция указывает на дефицит строительных материалов и оборудования, отсутствие производственных мощностей и развитой логистической системы. Кроме того, доставка всех грузов в немалой степени зависела от погодных условий: остановка паромной переправы в Керченском проливе сразу же ограничивала погрузку на 50%, следует из отчёта.

Что не было построено

 

Перечисляя причины отставания от плана–графика, дирекция указывает на «слабую» организацию работ, из–за чего обязательства по завершению проектирования «неоднократно срывались». А «некачественный выбор ряда площадок» под объекты в 2016 году привёл к необходимости расторжения контрактов и удорожанию объектов.

Как рассказывал замминистра экономического развития России Сергей Назаров, в 2017 году на объектах ФЦП должен был начаться этап активных строительно–монтажных работ. В Республике Крым планировалось возвести 257 объекта, ещё 58 объектов – в Севастополе. Цели программы на 2017 год, в частности, предполагали завершение строительства кабельного перехода через Керченский пролив и двух высоковольтных линий электропередачи, а также продолжение строительства Керченского моста. Кроме того, в этом году продолжаются работы по развитию аэропорта Симферополя, объектов «Артека», железнодорожных и автомобильных подходов к мосту через Керченский пролив.

Правительство может во второй раз сдвинуть сроки запуска двух электростанций в Крыму (в Севастополе и Симферополе), которые с 2015 года строит «дочка» «Ростеха» «Технопромэкспорт». Проект оценивается в 71 миллиард рублей, из них 25 миллиардов рублей – из бюджета. Первые энергоблоки планировалось ввести ещё 1 сентября 2017 года, а вторые – 3 марта 2018 года. Но в 2017 году из–за проблем с оборудованием правительство отложило запуск первых блоков примерно на полгода. Российские производители не выпускают газовые турбины большой мощности, поэтому «Технопромэкспорт», несмотря на санкции, поставил в Крым турбины Siemens, что стало причиной судебного разбирательства с немецкой компанией.

Теперь Минэнерго РФ предложило правительству сдвинуть сроки запуска на октябрь–ноябрь – на этот раз из–за неготовности сетей и газоотводов для подключения энергоблоков, рассказывал замминистра энергетики Андрей Черезов.

15 декабря Козак поручил устранить нарушения крымской ФЦП в 2017 году профильным ведомствам — Минтрансу, Минобрнауки, Минэкономразвития и главам Республики Крым и Севастополя. По линии Минтранса речь шла о нарушениях в части мероприятий, направленных «на обеспечение связи Крымского полуострова с материковой частью». За две недели до этого стало известно о задержках с обеспечением транспортной безопасности автомобильных подходов к Крымскому мосту.

Впоследствии срок окончания работ по обеспечению транспортной безопасности подходов и непосредственно моста перенесли. В последней редакции распоряжения правительства новый срок окончания работ по автомобильным подходам – 30 сентября 2018 года, а все работы по мосту должны быть завершены к 1 декабря 2019 года.

Теги:
Читайте также: