ср, 03/11/2021 - 10:27

Сколько праздников убил карантин

Как ковикулы повлияли на восприятие россиянами трёх спорных дат, традиционно отмечаемых в ноябре.

Закон от 27 декабря 2004 года, вступивший в действие в 2005 году, даровал гражданам России новый праздник – День народного единства, отмечаемый 4 ноября. Светский государственный праздник был приурочен к празднованию Казанской иконы Божьей Матери, что позволяло без смущения отмечать его не только православным – осеннюю Казанскую они праздновали и до 2005 года, причем весьма давно, – но и католикам, магометанам, иудеям, представителям иных вер, а также гражданам, не исповедующим никакой веры. По крайней мере, вероисповедных препятствий у них к тому не было.

В результате с 2005 года установилось редкостное сгущение разнонаправленных праздников:

  • 4 ноября – и Казанская, и ее светский вариант: День народного единства, учрежденный в воспоминание о прекращении смуты начала XVII века, едва не погубившей Русское царство.
  • 7 ноября – День Великой Октябрьской Социалистической Революции, бывший до 1991 года (последний раз его торжественно отмечали осенью 1990-го) главным праздником СССР.

Красный день календаря

Изначально он совсем не годился в качестве Дня народного единства и подавления смуты. 7 ноября (25 октября) 1917 года была развязана неслыханно жестокая гражданская война, приведшая к полному разорению России. Какое уж там единство.

Но со временем всё меняется, и принимая 7 ноября 1941-го парад на Красной площади, Иосиф Сталин обращался к войскам, уходящим с парада прямо на фронт:

«Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!»

Гражданская же война и мировая революция были преданы благоумолчанию.

И еще полвека со дня этого парада образ великих предков был уж точно более актуален для праздника, нежели образ Якова Свердлова, Розалии Землячки и Феликса Дзержинского.

7 ноября из праздника большевицкого сделалось праздником общенациональным и в значительной степени примиряющим. Даже ценой некоторого приглушения идеологической составляющей – но, конечно, полностью не отмененной.

Хотя в 1991 году это празднику 7 ноября не помогло. С отменой СССР и КПСС главный праздник бывшей страны постигла та же участь. Хотя и не полностью. Подобно тому, как в 20-е годы. при всех гонениях на церковь Пасха и Рождество оставались выходными днями, так и после 1991-го (и до 2005-го) 7 ноября оставалось нерабочим днём. В этом была немалая диалектичность, она же межеумочность.

Ну и Холуин

Но картина конкуренции была бы неполной, если не упомянуть празднуемый в ночь с 31 октября на 1 ноября католический День всех святых, более известный как Хэллоуин, а ныне еще более известный как Холуин.

Своему появлению среди родных осин Холуин также обязан новшествам, принесенным 1991 годом. Мода на все западное, бывшая в 90-е всесметающей, не могла не коснуться и карнавальных праздников перехода, когда русалки, черти, змеи на сцене скачут и шумят. Разгул нечистой силы, происходящий в эту ночь, завлек и граждан бывшего СССР, полагавших, что чертовщина в ночь на 1 ноября знаменует торжество западной культуры или, по крайней мере, приближение бывших советских граждан к ней.

 

 Что не может быть не похвально –

«Он был монтёром Ванею,

Но в духе парижан

Себе присвоил звание

«Электротехник Жан»
.

Или как у Лескова, «модный парижский портной Иван Лапутин».

Теперь столицей культурных образцов является уже не Париж, а США, но ведь это неважно, тем более, что Холуин давно уже осуществлял победное шествие по планете и можно ли было бывшим советским гражданам не присоединиться к этому начинанию.

Правда, Холуин развивался странным образом. Ему в России по-прежнему верны, с одной стороны, представители богемы, и всё больше столичной, с другой стороны, рекламщики, видящие в нем источник доходов или, по крайней мере, надежды на доходы. Ну, и отчасти пудоростки, охочие до всяких иностранных изобретений вроде инстаграма и тик-тока.

Однако, общей культурной ценностью Холуин не стал.

То ли слишком сильная чужеродность была тому причиной, то ли припадочное (и при том довольно комическое) западничество на фоне отношений с США уже не является криком моды и скорее даже наоборот.

Не то, чтобы граждане всюду намерены ловить иноагентов, видя в таковых даже и мертвецов с тыквами, но энтузиазм по поводу заморского праздника сильно ослаб.

Еще в 2016 году социологи получили ответы: «Знаю и собираюсь праздновать» – 9%, «Знаю, но не собираюсь праздновать» – 70%, «Не знаю такого» – 22%. За прошедшие пять лет Холуин только продолжал терять приверженцев.

Впрочем, будем справедливы. С Днём народного единства, а равно и с Днём Великой Октябрьской Социалистической Революции происходит то же, что и с Холуином – их память поглощает медленная Лета.

А праздничная неделя нынешнего года, на которую пришлись локдауны с карантинами, этот процесс печального забвения только стимулировала.

«Не до грибов мне нынче, Петька». Будем гулять на других праздниках в другое время.

Теги:
Читайте также: