сб, 08/12/2018 - 15:02

Севастополь — город рекламы?

Не хочется жить в городе а-ля Шанхай, среди фавел и рекламы.

Билборды, стенды, вывески и наклейки. Черные пятницы, красные и зеленые ценники. Акции, скидки, адреса и номера телефонов. Все это реклама. Она окружает нас повсюду: от экрана смартфона до дорожного баннера. Сегодня так много рекламы, что ее уже не замечаешь, как бы парадоксально это не звучало. Полезная и интересная информация в теории на практике является визуальным мусором.

Севастополь кишит рекламой, которая чаще просто безвкусна и уродует город, реже является интересной или противозаконной.



У Центрального универмага Севастополя

С чего начинается знакомство с Севастополем? С Памятника затопленным кораблям? С Площади Нахимова? С театров и музеев? С центра города. Там дела обстоят лучше всего, но не идеально.

Эта часть города действительно преобразилась за последние несколько лет и сильно контрастирует с другими районами. Отчасти, в этом есть заслуга Полины Петренко – активиста и небезразличного севастопольца. Она ответила на несколько вопросов, связанных со своей деятельностью.

— Я бы сказала, я специализируюсь как раз на некачественной наружной рекламе. В том смысле, что отправляю обращения в случае незаконного размещения ее на фасадах зданий.

  Почему ты этим занимаешься? Как оцениваешь успехи?

— С переменным успехом… Не хочется жить в городе а-ля Шанхай, среди фавел и рекламы. Хочется комфортной городской среды с цивилизованной рекламой, которая бы не заглушала нашу архитектуру, а вписывалась, уважала и подчеркивала ее.

  Существует ли в Севастополе дизайн-код?

— В Севастополе приняты правила размещения информационных конструкций (читай: вывесок) постановлением Правительства Севастополя №396 в 2014 году. Они совпадает на 95-97% с московскими аналогичными правилами. Прямо дизайн-кодом назвать их нельзя, но по сути они его описывают. Также приняты Правила размещения рекламы (другое постановление Правительства Севастополя того же 2014 года). В целом, наши правила почти совпадают со столицей.

  Как оцениваешь деятельность власти? Как она отвечает на твои запросы?

— В целом, то с оптимизмом, то с пессимизмом оцениваю развитие городской среды, но касаемо именно рекламы и вывесок - считаю, что департамент архитектуры делает неплохую работу, освобождая город от незаконных вывесок и рекламы. Первые годы эта обязанность была возложена на ДГХ, и дело двигалось совсем медленно. После того, как полномочия передали депарху, стали приходить адекватные ответы на обращения (в срок и не отписки), а также вывески стали реально сниматься и меняться намного активнее. Причем работа стала вестись планомерно по адресам, а не только после конкретного обращения.

— Что говорят предприниматели?

— Не говорила напрямую с предпринимателями, хотя знаю позицию: «чем ярче, тем лучше, по-другому не продадим». Новые предприниматели в городе, приехавшие из столиц, с материка, как правило, уже более прогрессивны в своих взглядах, и сразу делают аккуратные вывески по правилам, и при этом выигрывают. К тому же многие уже давно знают о других видах маркетинга и поиска покупателей не путем наружной рекламы и ярких вывесок. Даже предприниматели, которые изначально сопротивляются, после замены вывесок на фасадах остаются в выигрыше, не приходится соревноваться за внимание прохожего в пёстрой массе.



Фото Полины Петренко

Проблему рекламы в центре Севастополя поднимал также Илья Варламов - известный журналист и блогер, занимающийся архитектурой и урбанистикой. Он в своем видео высказался о магазине на улице Большой Морской: «Вообще кошмар. Вы посмотрите, что они сделали!? В историческом здании первые два этажа изуродовали. До неузнаваемости изменили, полностью уничтожив архитектуру здания».

Это господину Варламову еще повезло, что он не поднялся вверх по улице и не «полюбовался» проспектом Генерала Острякова или не свернул направо и не вышел к Площади Восставших, там, конечно, меньше исторических зданий, зато обилие рекламы.

Центральные улицы, конечно, важны. Зачастую гости города большую часть времени проводят там и формируют представление о Севастополе. Но к счастью или к сожалению, местные жители бывают не только в центре, кто-то не бывает там совсем.

Спальные районы — вот место, где протекает жизнь современного человека, как бы печально это не звучало. И проблема рекламы стоит там куда острее.

Журналист «Новой газеты» Юлия Красникова прокомментировала примеры севастопольских вывесок и рекламы

— Очень скучно и провинциально.

 

— Рай – прикольно из-за вторых смыслов (на фоне путинского «они сдохнут, а мы в рай»), но тут все портит и убивает идею текст под *. Если можно без него, лучше без него. И нужен какой-то адрес Рая. Типа «нам всем надо в РАЙ. РАЙ находится на улице такой-то». Или можно qr-код или еще что-то типа нативное для печати («визитка» инстаграма, например).

 

— Визуально – г*****. С другой стороны, все понятно, что кому и куда)))

— Типа модненький шрифт, но совсем не модненькое изображение и фон. Скучно. Идея «доверия» не передается.

О решении проблемы и опыте других

Севастополь далеко не первый и не единственный город, столкнувшийся с этой проблемой. Москва, например, ее уже практически преодолела. Каким образом? В столице был разработан дизайн-код — архитектурно-художественная концепция размещения рекламно-информационных конструкций. В Москве стало меньше рекламы. Город обрел свой индивидуальный стиль.

Количеством «брать» было уже нельзя, поэтому предпринимателям ничего не оставалось, как «брать» качеством. Рекламой стали заниматься профессионалы — дизайнеры. Потенциальные клиенты переставали быть потенциальными, предприниматели получали прибыль, обыватели — товар или услугу, а дизайнеры — работу.

Кажется, все просто… Каждый должен заниматься своим делом. Правительство — правительственным, предприниматель — предпринимательским, а дизайнер — дизайнерским. Но у нас как-то плохо получается. Кто-то экономит силы, кто-то — деньги, кто-то — время.

Итог: нет ни адекватного спроса, ни адекватных предложений, только грязный город.

Олег Турчанович

Читайте также: