ср, 16/05/2018 - 11:45

О «Дружбе» — с викарием Римско-католической церкви в Севастополе

 «Я думаю, что вопрос будет решаться в соответствии с законодательством, а не с чьими-то желаниями», — Александр Немчинов о передаче здания кинотеатра «Дружба» католикам.

В программе «Почти полдень» в студии ForPost с викарным священником прихода Святого Климента Римско-католической Церкви в Севастополе Александром Немчиновым обсудили одну из резонансных для города тем — возможность передачи католической общине не действующего с советских времён костёла священномученика Климента Римского, реконструированного и долгие годы действовавшего как детский кинотеатр «Дружба», а также о том, чем живёт община сегодня и на чью помощь рассчитывает.

«Молимся ежедневно о том, что в России у нас всё-таки законы соблюдаются и решение будет принято правильное. Если это строилось как место, посвящённое Богу, оно им и должно быть», — говорит Александр Немчинов.

Программу провёл Алексей Лохвицкий.

Подключайтесь к прямой трансляции. Начало – традиционно – в 11.45  на страницах ForPost в наших пабликах во ВКонтакте и Одноклассниках, а также на наших каналах YouTube TV-ForPost и Ustream ForPost Sevastopol.

- Здравствуйте, в Севастополе «Почти полдень», в студии ForPost Алексей Лохвицкий. Наш гость - викарный священник религиозной организации «Приход Святого Климента Римско-католической церкви в Севастополе»  отец Александр Немчинов. Отец Александр, здравствуйте.

- Здравствуйте.

- Отец Александр, спасибо, что нашли время и пришли к нам. Начну я с простой вещи: 2 года назад вы приехали в Севастополь. Служите уже в Севастополе, как для вас эти 2 года прошли в служении?

-  Ну, я думаю, плодотворно. Поскольку  главная задача нашего прихода - это возвращение нашего храма, то в этом направлении мы как раз движемся. Не знаю, насколько это будет результативно и как скоро.

- Вы сказали о главной задаче вашего прихода, а мне казалось, что в христианстве главная задача, главная цель - это привлечение  людей в церковь, к Христу.

-  Естественно, это мы тоже не отрицаем. Как общины нашей - да, естественно, приоритет любой христианской общины - это наше духовное возрастание. Но, если брать из внешних, из внешней деятельности, например, когда даже хочется заняться какой-то благотворительной деятельностью, элементарно, находясь в обычной частной квартире и на 3-м этаже, невозможно даже бездомным раздавать бутерброды. Сами понимаете, что ни соседи, ни окружающие не будут этим довольны. Но, если бы было бы хоть какое-то помещение в городе, где бы мы могли молиться, заниматься благотворительностью, уже бы во многом это нам помогло.

- А нельзя организовать хозяйственное помещение, мы не говорим о приходе, а вот именно хозяйственное для таких целей?

- Для этого надо финансы. Многие думают, что католическая церковь очень богатая структура, но вот на примере нас - мы обычный приход, наших пожертвований хватает на содержание квартиры, в которой живут священники и проходит богослужение.

- Богослужение в квартире проходит?

- Да. Уже на протяжении 20 лет.

- Вы сказали про церковь, богатства. Все прекрасно знают о сокровищах, которые есть в Ватикане. Ватикан не помогает вам?

- Вот это тоже распространенное такое мнение, что Ватикан - почему-то это некий банк, который должен всем направо и налево щедрой рукой рассыпать. Да, там есть богатства какие-то, но это в основном музейные фонды, в том же Ватикане. Ведь невозможно, чтобы, например, потолок базилики  Иоана Крестителя на Латеране в Риме (он покрыт чистым золотом, привезенным со времен конкистадоров из Америки) – я не думаю, что сейчас кто-то разрешит отковыривать детали этого потолка, чтобы кому-то его дать или для каких-то других целей.

- В 2014 году произошли глобальные изменения в мировой политике, возвращение Крыма и Севастополя в состав России. Тогда же, если я не ошибаюсь, Ватиканом было  принято решение о создании в Крыму Папского округа, это было отдельное решения предстоятеля  Римско-католической церкви. Как сейчас отношение Ватикана к Крыму и Севастополю, даже по отношению к вашей  общине?

-  Ну, пасторский округ до сих пор существует, он действует, и вот 10 приходов на территории Крыма он объединяет.

- Но политически мы же понимаем, что Ватикан - это не только Римско-католическая церковь, это еще и государство. Решение о создании Папского округа - это церковное было решение или политическое?

- Здесь я не компетентен ответить на этот вопрос, не знаю, но структура это церковная. Как государство, Ватикан имеет представительство в России, это нунций. Нунций - это посол государства Ватикан в государстве России. Как церковные структуры - это совершенно иная вещь.

- Хорошо, контакты с Ватиканом поддерживаете? Ватикан с вами поддерживает контакт?

- Напрямую через Епископа это все осуществляется. Епископ регулярно посещает Рим, Ватикан, естественно, это вопрос скорее к нему, чем ко мне.

- Чем к вам, который занимается приходской жизнью.

- Я конкретно занимаюсь приходской жизнью.

- Хорошо, я думаю, мы все-таки переедем к тому, к чему, собственно, мы вас и пригласили. Это  одна из главных тем, которая обсуждается в Севастополе, обсуждается активно,  с острыми выпадами, не последний год и не последние дни. Это возвращение Римско-католической общине бывшего кинотеатра “Дружба”, где первым был католический храм. Губернатор Севастополя сказал, что к 1 июня будет принято решение о судьбе этого здания. Вы уже знаете, каким будет решение?

-  На сегодняшний день мы не знаем пока ни о решении, ни о дате, находимся в ожидании этого.

- Вы не знаете, а вот совсем недавно появилась информация, что уже 3 июня общине передадут ключи от кинотеатра-храма, и в тот же день пройдет торжественная служба. Вы разбирались, откуда появилась информация, для чего это делалось?

-  Я не знаю точно, я думаю, кому-то хочется, может быть, на этом, может, какое-то свое имя сделать, не знаю. Но официально от властей ничего не известно.  Последний раз у нас было заседание 13 декабря, это был совет по вопросам  межконфессиональных отношений, и конкретно там получено было заверение губернатора о том, что в ближайшее время будет дано решение властей, что они решили. Поскольку в свое время, это в августе прошлого года, была встреча государственного секретаря Ватикана (это второе лицо после Папы в государстве Ватикан), с Президентом  нашей страны, с министром иностранных дел,  где поднимались вопросы о возвращении храмов на территории России, тех, которые еще не переданы церкви католической. В частности, в этом списке был и наш севастопольский  храм.

- То есть вопрос севастопольского храма находится еще и на уровне Москвы.

- Этот вопрос - да, обсуждался в августе прошлого года.

- Есть ли у вас уже окончательное решение,  что будет со зданием, я не знаю, как правильно именовать кинотеатр, храм -  конечно, в случае его передаче общине  Святого Климента, - что в нем появится? Будет ли это органный зал, как говорили, будет ли это храм, будет ли это что-то иное?

- Я думаю, можно провести много параллелей католических храмов в России из существующих на сегодняшний день, даже ближайший к нам храм в Ялте, который действует ежедневно.  Там совершаются богослужения, и каждое воскресение проводятся концерты органной музыки. Где-то примерно, приблизительно так планируем  сделать и мы. После реставрации храма - установить орган и проводить регулярно концерты.

- С чего начнет община работу в новых условиях, если здание будет возвращено ей?

-  Если Господь нас сподобит этого, здание все-таки возвратится в лоно  церкви, первый шаг - это нужно будет составить проект реконструкции, поиск каких-то финансов на это, ну и сами работы.

- Кстати, если мы заговорили о первоначальных задачах, которые будут стоять перед вашей общиной, и о том, о чем мы говорили в самом начале, что Ватикан-то не помогает финансово вам, вашей общине, а за чей счет тогда будет все делаться?

-  За чей счет? Не знаю пока, но думаю, что добрые люди найдутся.

- Меценаты уже есть некие, которые изъявили желание помочь?

- Этот вопрос тоже неоднократно я слышу, и знаете, тяжело говорить о меценатах, меценатах чего? Если еще мы ничего не имеем. Как можно найти мецената? Логически представить: кого-то мы о чем-то просим, вот нам нужно на восстановление храма, а у нас нет не то, что бумаги на этот храм, - сами понимаете, что деньги никто просто так мешками не дает. Все это оформляется через какие-то фонды, пока нам не на что оформлять…

- Вы говорите с точки зрения здравомыслящего, практического человека и гражданина. Мне казалось, я мог бы услышать от вас, как от священника, что у вас есть вера в Бога, и есть вера в то, что Бог вам поможет. И, основываясь на этой вере в помощь Бога, вы получите здание.

- Дело в том, что Бог помогает тем, кто сам что-то предпринимает. Отсюда происходит даже народная пословица, “ что под лежачий камень, вода не течет”. И спасает нас Бог не без нас. Если мы уже говорим о богословских каких-то темах, я должен протянуть Богу руку, для того, чтобы он меня спас, да? Я не должен пассивно лежать на диване и только перебирать четки, читая молитву.

- А поиск меценатов для восстановления  храма - это разве не протягивание руки, когда вы говорите, я ищу, я делаю то, чтобы этот храм был?

- Протягивание руки другому человеку - да.

- Богу, вы тут говорите, я работаю над тем,  верю в то, что ты мне поможешь.

- Вы в этом смысле имеете в виду… да, Господь действует через людей, естественно, через каждого из нас. Даже то, что вы меня сюда сейчас пригласили - я думаю, какой-то в этом замысел Божий есть.

- Римско-католическая община не первый год борется за возвращение здания, а были ли у вас планы более реалистичные, найти участок земли, построить там новый храм и там проводить службу?

- С точки зрения человека, далекого от христианства и от церкви, это было бы логическим выходом. Но дело в том, что в христианстве есть такое понятие священного чего-то, сакрального, и если это здание было посвящено Богу, возведено именно для богослужений, естественно, в нем не может ничего иного располагаться. Например, параллель такая: вот если бы был детский сад, но там сделали школу, или из школы сделали магазин - это возможно. Или из магазина школу.

- Но сомнительно весьма.

- Например, я говорю, если вот так здания, то для нас, для людей верующих, храм - это не просто квадратные метры,  стены и крыша,  это место, которое уже было посвящено для каких-то определенных функций. А конкретно для общения с Богом, богослужению.

- Хорошо, пусть священно, сакрально, возвращать надо, но вы же сказали буквально несколько минут назад, что служба проводится в квартире.

- Да.

- А почему не создать достойное место для богослужения? Вот новый храм построить?

- А старый бросить?

- Нет, можно параллельно этим заниматься, мне кажется.

- Но дело в том, что в наших условиях нет такой и на сегодняшний день пасторской и финансовой возможности  для того, чтобы обслуживать 2 храма в Севастополе.

- Если я не ошибаюсь, в Севастополе  Римско-католической общиной, условно говоря, руководят, не руководят священниками. Этой общиной являетесь вы и настоятель. По священнику на каждый храм?

- Но это ваше такое предположение.

- Простое суждение обычного человека.

- Простое суждение. Но у нас кроме Севастополя еще мы служим в приходе, находящемся в 70 км от Севастополя,  это Симферопольский район, село Кольчугино. Кто-то из нас кого-то может заменить в свое время, других священников в приходе... Это не так просто, что мы сидим на месте, вот в этом приходе, никуда не двигаемся. Кому-то надо куда-то поехать, в какое-то одно место, другой должен остаться на месте. Не думайте, что это все настолько просто.

- С точки зрения обычного человека, пользователей, которые нам задавали вопросы перед эфиром и подписывали комментарии под многими материалами, посвященными кинотеатру, храму - вопрос ставился так:  сколько этих католиков в Севастополе, чтобы им возвращать это здание? Вот простой вопрос, без второй части - сколько в Севастополе католиков, и реально им нужно именно это здание?

Может быть, опять же, что-то поменьше?

-  Хорошо, а по закону  нашего государства, сколько нужно верующих, чтобы организовать общину?

- Я его не помню, про закон, скажу честно.

- Религиозную общину могут организовать 10  человек. Это во-первых, а во-вторых, у нас еще есть, я специально подготовился,  есть закон от 30 ноября 2010 года, № 327 ФЗ, о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности. И согласно части 1 статьи 3 этого закона, это имущество должно быть передано религиозной организации безвозмездно для использования в соответствии с целями деятельности религиозной организации, определенной ее уставом.

- Как успешно этот закон реализовывается в России в отношении, к примеру, католической общины?

- Вот, знаю недавно,  недели 2 назад, в городе Рязани, например, возвращен храм. Там приход гораздо меньше нашего. У нас, если по малым подсчетам, человек будет, может быть, 400, хотя и может гораздо больше, может быть, и больше 1000. Если брать весь Севастополь.

Иногда бывает, хоронишь кого-то - есть родственники, которые или стесняются прийти на квартиру, говорят - будет храм, мы тогда придем. На самом деле, мы точно даже и не знаем сколько именно христиан Римско-католического вероисповедания проживает  на сегодняшний день в Севастополе. Но немало. Думаю, этот храм пустой не будет.

- Я думаю, вы согласитесь, что Севастопольский регион является, точнее, в Севастопольском регионе доминирует  православие.

- Естественно, никто и не спорит.

- Тяжело быть католиком в окружении православных?

- Вы знаете, я не ощущаю на себе каких-то притеснений, честно скажу. Мы существуем параллельно, каждый занимается своей деятельностью. Даже часто, опять-таки с похоронами это связано, если кто-то  из незнающих родственников,  - например, умерла бабушка или еще кто-то католичка, а их  потомки обращаются в православный храм,  - их всегда отсылают к нам. Говорят - вот здесь есть католический приход, обратитесь, пожалуйста, к своим пастырям.

Так что мы существуем параллельно,  каждый занимается своей паствой, и абсолютно наши интересы не пересекаются, чтобы кто-то кому-то перетягивал  паству в свою сторону.

- Я спрошу у вас то, что писали  наши читатели,  слушатели, зрители в комментариях перед анонсом к нашему эфиру. Пишут, боятся, что возрожденный храм или органный зал будет гнездом шпионов ЦРУ и Ватикана. Как вы относитесь к такому мнению, слухам?

-  Ну, я скажу - это глупость. По-другому это назвать сложно.

- Если не ошибаюсь, это тоже наши читатели внесли в комментарий, одна из ваших любимых  цитат “Слава Богу за все”, правильно?

- Да.

- Готовы вы ли вы к тому, что на местном референдуме, вдруг его объявят по судьбе кинотеатра “Дружба”, храма,  - на этом референдуме севастопольцы скажут «не отдавать». Вот  тогда скажете « Слава Богу за все”?

- Скажу в любом случае, естественно, во всем промысел Божий есть. Но, я думаю, что этот вопрос будет решаться в соответствии с законодательством, а не с чьим–то  желанием.

- Ваш, скажем так, коллега, я прошу прощения за это слово - отец Сергий, севастопольский благочинный Симферопольской Крымской епархии. Публичный человек, фактически, политик, можно сказать, общественник, и он все время на виду, его цитируют, и благодаря этому, наверное, знают отчасти о жизни православных приходов  в Севастополе. К сожалению, о жизни католической общины, о том, что там на самом деле происходит, о том, что будет там шпионское ядро или  не будет,  - люди не знают. Почему вы отказываетесь, как мне кажется, от этой публичности, общественности?

- Нет, мы не отказываемся, пожалуйста, вот -  вы пригласили, общаемся. Будут еще предложения - всегда рады сотрудничать.

- Но на передовую, как представитель, вы не идете?

- Вы же сами перед этим сказали об отце Сергии, как о представителе русской православной церкви, которая является господствующей, да? Я думаю, что здесь так же мало освящается и деятельность мусульманской общины, иудейской.

- Но, это зависит от представителей вероисповедания или от СМИ, или от еще кого-то. Мне кажется, все зависит только от тех, кто хочет что-то делать, или не хочет.

- Понимаю, и какие будут ваши предложения?

- Мне кажется, вам, как представителю  общины и настоятелю общины, можно было вести более активную деятельность. Больше о себе рассказывать. Больше проводить мероприятий.

- Спасибо за пожелания, будем стараться.

- В конце, я все-таки не удержусь, спрошу: вы какое ожидаете решение к 1 июня, по кинотеатру, храму?

- Я не знаю к 1-му ли, но живем с этой надеждой и молимся ежедневно. О том, что все-таки в России у нас  законы соблюдаются, и решение будет принято правильное. Как тот же отец Сергий,  на той встрече в декабре, сказал, что храм должен быть храмом. Это прежде всего, даже несмотря на референдум. Это тоже было его предложение о референдуме, но и его же слова,  - храм должен быть храмом. Если это строилось, как место, посвященное Богу, оно им и должно быть.

- Я надеюсь, что ваши надежды и молитвы сбудутся.

Это была программа “Почти полдень”, в студии ForPost работал  Алексей Лохвицкий, сегодня у нас в программе был викарный священник «Прихода Святого Климента Римско-католической церкви в Севастополе»  отец Александр Немчинов. Спасибо, что были с нами.

- Спасибо.

Программа подготовлена по заказу БФ "35-я Береговая батарея"

Читайте также: