сб, 05/01/2019 - 11:45

Почти полдень: сенатор от Севастополя Ольга Тимофеева

Большое интервью об особенностях внутренней политики города, итогах парламентского года, острых международных проблемах и действенности власти в стране.
В прямом эфире программы «Почти полдень» в субботу, 5 января, на вопросы читателей и зрителей ForPost ответила сенатор от Севастополя в Федеральном Собрании Российской Федерации Ольга Тимофеева.

Беседу с гостем студии о внутренней политике Севастополя, итогах парламентского года, острых международных проблемах, действенности власти в стране и многом другом провела Екатерина Бубнова.

Особое внимание уделили ситуации, сложившейся в сфере здравоохранения в Севастополе. В том числе вопросу формирования сети муниципальных аптек и обеспечению бесперебойной работы специализированного лекарственного склада; судьбе онкологического диспансера, строительство которого в городе срывалось правительством уже несколько раз, а также смене регионального руководства в этой отрасли и связанным с ней перспективам развития севастопольской медицины.

Ольга Леонидовна положительно отозвалась о новом руководителе департамента здравоохранения города, докторе медицинских наук Сергее Шеховцеве, назвав его профессионалом, человеком, хорошо сведущим в вопросах как собственно медицины, так и организации работы системы здравоохранения. Отметив, однако, что для того, чтобы в здравоохранении города произошли ощутимые изменения, этому человеку не должны мешать функционеры от правительства Севастополя, советники губернатора. Так что один из главных вопросов сегодня – как не дать им вмешиваться в дела специалистов.

«Они (советники губернатора – от ред.) не выступают с явных позиций, как его заместители, которые имеют полноту ответственности за принимаемые решения. И вот это кулуарное регулирование, вот тот функционал советников мне крайне не понятен. Если они влезают в дела исполнительной власти и при этом не несут никакой ответственности, то что же это тогда за функционал? И вот этот фокус внимания мне бы очень хотелось направить, прежде всего, правоохранительным органам.  Будет ли он (директор деп-та здравоохранения Севастополя Сергей Шеховцев – от ред.) противостоять деструктивному давлению, отстаивать свою позицию? Я ему настоятельно рекомендовала обратить свой взор в сторону Министерства здравоохранения, которое отвечает не просто за исполнение федеральных программ на региональном уровне, но и за встроенность региональной системы в систему государственного здравоохранения».

В беседе с сенатором не обошли, конечно, и особенно остро вставший к началу 2019 года вопрос о необходимости организации и проведения референдума о выражении недоверия губернатору. Свое мнение Ольга Леонидовна высказала, предложив вполне конкретный путь решения вопроса.

«Я считаю, что нужно запускать сразу несколько параллельных механизмов. Должна формироваться инициативная группа, если это действительно вопрос для города актуальный, и инициировать этот вопрос должно не Заксобрание, а именно общественные организации – то, что мы называем гражданским обществом в городе, и эта инициатива должна набирать обороты.  Весь путь в данном вопросе должно пройти и Законодательное Собрание. При этом параллельно должно запускаться письмо в Администрацию Президента со стороны инициативной группы ЗС, которая эту инициативу поднимает, с изложением ключевых проблемных моментов. После чего запускается процедура выражения недоверия губернатору на уровне Законодательного Собрания. При этом я сторонник того, чтобы при вынесении на голосование подобной инициативы голосование было поименным – регламент позволяет использовать такую форму».

По мнению Ольги Тимофеевой, есть три ключевых момента, которые в письме в высшую государственную инстанцию должны стать аргументацией к утверждению о необходимости досрочного прекращения полномочий губернатора. В их числе: ФЦП, а точнее ее неисполнение исполнительной властью в регионе; Генеральный план Севастополя, который намеренно срывается, тормозя все процессы дальнейшего развития города, а также ряд важных строек тех объектов, «на которых произошли колоссальные хищения и которые находятся сейчас в разработке следственных органов».   

Что до опасений, связанных с тем, что несколько парламентариев, находящихся в оппозиции к депутатам из «группы Чалого», и лояльных правительству могут блокировать принятие решения, то для этого случая сенатор рекомендовала использовать давно прибереженный и незаслуженно забытый козырь.

«Мы до сих пор не использовали такой инструмент как решение фракции «Единой России». В 2014 было принято решение, есть партийная дисциплина. Решения фракции является обязательным для всех фракционных депутатов».  

По словам Ольги Тимофеевой, вращаясь в высоких кабинетах, сама она сегодня знает, по меньшей мере, двух человек, очень ярких и очень разных, которые могли бы и достойны были бы занять пост губернатора Севастополя и «вытянуть ситуацию». Что же касается возможности возникновения новых конфликтов между правящими элитами, здесь Ольга Тимофеева уверена:

«Конфликт будет всегда. Вопрос, как любой возникающий конфликт разрешается. Во всех кабинетах федерального уровня на все мои призывы, неважно в какой области, всегда следует один и тот же ответ: за все в городе отвечает губернатор города. Соответственно, все процессы нормализовывать должен он и его команда. К нам должна прийти команда, для которой город будет не местом зарабатывания, не способом освоения бюджета, а городом, который пришедшие люди любят, за который готовы будут нести всю полноту ответственности».

 

- «Почти полдень» в Севастополе. В студии Екатерина Бубнова. Сегодня наша гостья - Ольга Леонидовна Тимофеева, сенатор Севастополя. Добрый день!

- День добрый!

- Вопросов очень много поступило к нам на этот эфир. И мы договорились, что посвятим всю нашу программу по большому счёту им. На всё, что сможем, по максимуму, на то и ответим. Чтобы хотя бы какой-то немного неожиданный ракурс беседе придать, я с конца начну.



Наша пользовательница пишет, благодарит вас за борьбу, связанную с онкологическим центром. Говорит о том, что это одна из важнейших проблем местного здравоохранения, уровень которого крайне низок.



«Пользуясь поговоркой, «Кто тянет, на того и наваливают», на вас свалили все городские проблемы, но здравоохранение важнее всего». Собственно говоря, вопрос не задан, но напрашивается: что происходит с онкологическим центром сегодня? Когда ждать? Каково ваше отношение к происходящему сегодня в медицине Севастополя?

- Вопрос-то действительно очень объёмный и сложный. На конец декабря были поданы апелляционные жалобы, пять апелляционных жалоб в ФАС. Я не знаю, рассмотрели ли все пять, и какое решение было принято. Тот подрядчик, который определялся по электронным торгам на строительно-монтажные работы на онкологический диспансер, я считаю его ненадлежащим. Уставной фонд в один миллион рублей и со штатом организации один человек вызывает предположения самого нехорошего толка. Что это очередная мошенническая схема, которая может закончиться опять очередным уводом бюджетных средств и, соответственно, отправкой проект в долгострой.

Естественно, этот вопрос находится на контроле. Об этом уже много говорилось, очень хорошо освещает эту тему НТС. Что дальше? Я для себя определённую схему действий по возвращению в Москву наметила. Я понимаю, что всё-таки нужно добиваться захода надлежащего подрядчика на строительно-монтажные работы, который реально имеет опыт работ и который сможет поставленную задачу реализовать.

В принципе, к этому мы и пришли на совещании 6 ноября у Дмитрия Николаевича Козака. Просто к этому вопросу нужно ещё раз будет вернуться, показать опять действия нашего правительства, которые были предприняты,  и к каким результатам эти действия привели. Фактически схему отыграть назад и посмотреть, что можно сделать реального.

- Скажите, от вас в Москве в высоких кабинетах не устали уже с повесткой постоянной?

- Я думаю, что устали. Но вариантов других я не вижу. Мы должны эти вопросы поднимать. Потому что если пустить ситуацию на самотёк, то не будет получен результат. Я имею негативный опыт 2016 года, когда два года вела проект строительства онкологического диспансера, больницы скорой медицинской помощи, и когда пришла новая команда, я передала все материалы, которые мы за два года наработали, непосредственно Дмитрию Владимировича Овсянникову и Юрию Ивановичу Кривову. Была показана схема дальнейших действий, на что необходимо обратить внимание.

А в марте 2017 года я поняла, что пошёл опять срыв намеченных планов, пошло непонятное взаимодействие с подрядчиком  для больницы скорой медицинской помощи, который был определён, что проекты явно уходят в состояние долгого рассмотрения, и на том этапе я снова вмешалась.

И не просто вмешалась, я тогда направила официальное письмо Дмитрию Николаевичу Козаку с просьбой включать мою кандидатуру в совещание по ФЦП Крыма и Севастополя, чтобы иметь понимание развития ситуации, прежде всего в отношении ФЦП в области здравоохранения.

Я присутствовала на совещании с Мединским, когда рассматривался вопрос по досместу. Это тоже нам очень помогло - вот это понимание развития ситуации, когда уже в 2018 году с Вячеславом Николаевичем Гореловым мы фактически остановили на уровне Министерства культуры те изменения, которое приготовило правительство  в приказ по достоместу. Которые касались не только объектов ФЦП, но и порядка 80-90 объектов коммерческой застройки.

Когда под прикрытием объектов ФЦП был составлен список вот этой коммерческой застройки, который без рассмотрения, без согласования с генпланом, приказом Министерства культуры фактически легализовывался.

- Это наш любимый метод.

- Конечно.

- Когда к чему-то очень и очень хорошему, важному и нужному прицепом идёт целая куча того, что нужно каким-то «особым людям», так скажу.

- По здравоохранению ещё два слова именно в отношении общей ситуации. Моё письмо 2017 года - это было письмо министру здравоохранению Веронике Игоревне Скворцовой с описанием ситуации, сложившейся в здравоохранении Севастополя.

Прежде всего, это было связано с лекарственным обеспечением и вообще с теми тенденциями, которые просматривались. И в принципе, Министерство здравоохранения включилось в работу, связанную с нормализацией тех процессов, которые в здравоохранении Севастополя происходили. Ввсё-таки две проверки Росздравнадзора позволили выявить именно неблагоприятные тенденции. Соответственно, включились определённые механизмы по нормализации ситуации.

Аналитику мы собираем и раз в квартал в Министерство здравоохранения направляем - чтобы они понимали, что происходит.

- И это пригождается.

- Конечно. На протяжении года вот эту ситуацию здравоохранения мы держали.

Я подчёркиваю, что во всех кабинетах федерального уровня на мои призывы по той ситуации, которая складывается в городе, не важно, в какой области: здравоохранение, образование, градостроительная политика, всегда следует один единственный ответ: за всё в городе отвечает губернатор. Соответственно, все процессы нормализовывать должен он и его команда.



Когда я показывала, что этого не происходит, всё равно меня обращали на этот уровень. Естественно, практику мы выработали следующую - давать аналитику на федеральный уровень. То есть показ того, что происходит, что не работает или работает в противоречии с законодательством Российской Федерации. И соответственно, обращение на уровень губернатора с указанием существующей проблемы и, соответственно, просьбой эту проблему отрегулировать. Такую форму мы выработали. И я считаю, что по многим вопросам она начинает работать.

- В медицине вы видите какой-то разворот истории?

- По крайней мере, всё-таки в руководство пришёл профессионал, доктор наук, то есть человек, который связан с медициной, который связан с вопросами организации здравоохранения. Единственное, важно, чтобы ему не мешали. Потому что очень многое из того, что мы с вами видим в явной сфере, регулируется на уровне неявном, теми людьми, которые являются советниками губернатора. Они не выступают с явных позиций, как, например, его заместители, которые имеют полноту ответственности за принимаемые решения. И вот это, назовём так, кулуарное регулирование…

- Мадридско-дворное…

- Да. Даже не мадридско-дворное, я думаю, оно несколько другое. Мне вот этот функционал советников крайне не понятен, чем они занимаются? Если они влезают в дела исполнительной власти, в важные вопросы, и при этом не несут никакой ответственности, то что же это тогда за функционал? Этот фокус внимания мне бы очень хотелось направить, прежде всего, правоохранительным органам на действие и работу советников нашего губернатора.

- Система двух правительств?

- И получается, конечно, да.

- Одно то, которое сидит и голосует на камеру, а второе, которое мы не видим и не знаем?

- Конечно. Это очень хорошо на примере именно системы здравоохранения видно. На протяжении 2017 года мы наблюдали, мы анализировали это на площадке ОНФ. Мы видели, как развиваются тенденции…

- Площадка ОНФ, по мнению нашего губернатора, бестолковая. Впрочем, как и сенаторы.

- Это субъективная оценка конкретного человека. Я привела пример, как мы остановили на уровне Министерства культуры изменения в приказ по достоместу по всем объектам коммерческой застройки, которые продвигались. Какая оценка может быть в отношении меня или Вячеслава Николаевича Горелова со стороны действующего губернатора, если мы тормознули тот проект, который он продвигал?! Естественно, для реализации конкретных его планов мы являемся бестолковыми людьми, потому что мы ему не помощники в этом.

- Я по медицине две конкретных ещё вещи спрошу - в каком состоянии строительство  склада аптечного, который с 2014 года у всех уже притчей во языцех стал: будет, не будет?

- Оно заторможено было. Я считаю, что многие проекты, которые запускались в 2015 – начале 2016 года, с приходом госпожи Емельяненко были просто выведены из зоны внимания и возможной перспективы развития. Даже фэцэпэшные объекты сдвинулись, когда Емельяненко ушла и пришёл господи Бахлыков. Всё-таки позитивная динамика началась. Мы потеряли год, потому что просто ничего не делалось.

- Будет склад?

- Я считаю, что склад должен быть, и понимание у нового директора департамента здравоохранения присутствует. То есть он понимает, как человек системы, что необходимо формировать систему государственного здравоохранения, включая все её компоненты. Но будет ли он готов противостоять деструктивному давлению, будет ли он готов отстаивать свою позицию – это второй вопрос.

Хотя во время наших встреч я ему не просто рекомендовала, а настоятельно рекомендовала обратить свой взор в сторону Министерства здравоохранения, которое тоже отвечает за исполнение не просто федеральных программ на региональном уровне, но и за встраиваемость региональной системы в систему государственного здравоохранения.

- Я не случайно спросила про склад этот, потому что с завидной регулярностью возникают вопросы у тех же людей, которые инсулин принимают, закупка которого необходима и, собственно говоря, по России были чудовищные случаи, когда люди, не дожидаясь тех инсулинов, которые им подходят, просто-напросто умирали.

- Поэтому я ещё раз говорю: склад будет. Сроки… Вот если бы мы шли в том ключе 2016 года в развитии, гипотетически, и не произошла бы смена руководства здравоохранения, я полагаю, склад бы уже был. Этот вопрос был бы снят, как и многие вопросы регуляторной политики на уровне города были бы разрешены. Мы потеряли время. Но этот вопрос будет решаться.

- Сейчас будет резкий прыжок, как всегда бывает, когда мы с вопросами телезрителей и читателей ForPost работаем. Линьков целый вопросный лист вам подготовил, очень толковый, собственно говоря, по нему тоже будем действовать. Вот вопрос сразу в лоб: вы за проведение референдума по отзыву или отставки губернатора или против?

- Я считаю, что каждый должен пройти свой путь. Но нужно действовать, запускать сразу несколько параллельных механизмов. Должна формироваться инициативная группа, если это действительно вопрос для города актуален, инициировать этот вопрос должно не Заксобрание, а именно общественная организация. То, что мы называем гражданским обществом в городе, которое формирует инициативу. Эта инициатива должна набирать обороты.

Но я также считаю, что весь путь в данном вопросе должно пройти и Законодательное собрание, при этом параллельно должно запускаться письмо в Администрацию Президента со стороны инициативной группы Законодательного собрания. С изложением ключевых проблемных моментов, а я считаю это, прежде всего, ФЦП, это неисполнение ФЦП, это генеральный план города, который срывается, и, соответственно, тормозятся все процессы развития города. И это вопрос тех строек, тех объектов, по которым уже произошли колоссальные хищения и которые находятся в разработке следственных органов.

Вот в принципе эти три ключа.

Может быть, у Законодательного собрания, у депутатов будет ещё своё дополнительное видение. Три-пять таких ключевых моментов, которые являются наиболее острыми, которые входят, скажем как, в аргументацию. Это письмо направляется, и параллельно запускается процедура выражение недоверия на уровне Законодательного собрания.

- Мы же знаем, чем закончится!

- Во-первых…

- Я просто поясню тем, кто не в теме - для того, чтобы это решение состоялось, нужно шестнадцать депутатских  голосов, а у нас тринадцать.

- Екатерина Викторовна, да, тринадцать. Но мы до сих пор не использовали такой инструмент, как решение фракции…

- Ого!

- «Единой России». В 2014 году в силу определённых обстоятельств было принято решение, когда фракция «Единой России» при принятии решений уходила от позиции единого голосования. Но есть партийная дисциплина. И решение фракции является обязательным для всех фракционных депутатов. Поэтому я ещё раз говорю: процесс должен идти параллельно. Мы запускаем одновременно позицию в Администрацию Президента и готовим решение в этой части.

Причём я сторонник того, чтобы при вынесении на голосование Законодательного собрания подобной инициативы выражения недоверия голосование было поимённым. Должна быть жёсткая привязка, регламент позволяет использовать такую форму голосования. И так как вопрос для города является крайне чувствительным, поэтому…

- Мне почему-то кажется, что поимённое голосование не решит проблему. Никому давно не стыдно.

- Я не спорю. Но ещё раз: мы должны использовать все механизмы. Даже выход на референдум является более обоснованным, когда есть непринятое решение Законодательного собрания. Это должно запускаться всё одновременно. То, что ситуация находится в ранге патовой, - я согласна. То, что мы не наблюдаем развитие, освоение бюджета, реализацию ФЦП – это уже подтверждается не мной, не Законодательным собранием, это уже резюме подкомитета Государственной Думы, которая посчитала необходимым этот вопрос поднять…

- И разобрать.

- На уровне Государственной Думы начали разбираться, что не так работает. Это же действительно функционал исполнительной власти, и прятаться за какие-либо отговорки можно было прятаться в начале 2017 года, в конце 2017 года: непонимание, необходимость вработаться и прочее, прочее. В конце 2018 – в начале 2019 года за эти отговорки уже спрятаться нельзя.

А ситуация с торгами по онкодиспансеру – это не просто уже звоночек, это колокол, социальная программа. Вопрос находится в фокусе внимания президента, председателя Совета Федерации, вопрос кратно проговаривался на всех площадках.

Мы выходим на торги, которые позволяют определить подрядчика. Причём, с тем списком, который порекомендовало Министерство здравоохранения правительству - выйти на определённые организации и выстроить с ними диалог для привлечения их к строительству нашего объекта. Я же созванивалась!

Та же фирма, которая в сфере Министерства здравоохранения строительствами объектов здравоохранения для Министерства обороны занимается, они нам, например, дали такой ответ – «простите, но сумма залога 718 миллионов для нас является неприемлемой. Отсутствие внятных тоже критериев для нас является неприемлемым».



 Это говорит прежде всего о чём? Что правительство ставит задачу не построить объект, а в конце года освоить авансовые средства для того, чтобы закрыть год. Я, например, из опыта решения задач могу сделать такой вывод.



Зачем? Получается, целеполагание не решить задачу, а освоить бюджетные средства.

- И отчитаться.

- И отчитаться.

- Да. Об этом говорят даже в региональной ячейке «Единой России».

- Это звучало, ещё раз, уже на подкомитете Государственной Думы.

- Теперь и Москва заметила?

- Да.

- Между тем, создаётся такое ощущение, что в городе нет никаких других проблем, кроме тринадцати несогласных депутатов, которые мешают работе, к которой, собственно говоря, никакого особенного отношения и не имеют.

- Это методологические схемы. Просто есть разные группы методологов.

- Сколько можно, с 2014 года!

- Да. Есть группы, настроенные на реализацию задач. Я знакома была с учениками Щедровицкого старшего и, в принципе, разделение вот этих методологических школ - оно пошло по разным линиям. Это отдельная тема, очень интересная.

- Не сегодня.

- Но к чему я? Есть группа методологов, которые фактически пошли по методологиям западного образца. Я их условно называю для себя «приверженцы пятой колонны». Вот у меня ощущение, что в городе работают представители этой второй группы. То есть отработка идёт не на формирование единого общества, готового решать общие задачи, а наоборот - на расщепление, на автомизацию.

- На максимальное разделение.

- Да. Этот момент присутствует, он очень хорошо виден.

- Там очень интересный есть главный вектор: они не только расщепляют и разделяют людей, но ещё и абсолютно чётко свои намерения приписывают оппонентам и обвиняют в своих желаниях оппонентов просто в лицо. Когда вы приходите, а вам говорят: «Вы – подлец». Ольга Леонидовна, вы – подлец, вот что вы ответите? Вы откроете рот и будете стоять…

- И начинаешь сразу оправдываться и уходишь на слабую позицию…

- Да. Абсолютно невозможная ситуация.

- И плюс ведь это же картинка, искажённая картинка. У меня любимый фильм детства «Марья-искусница». И там вот , помните – «бабушка Кривда, помоги!». И вот это зеркало кривды - оно и наверх начинает транслировать совершенно искажённую картину. Я, например, это очень чётко увидела.

И откровенно говоря, для меня это было на уровне шока.  Когда в конце 2017 года был продавлен закон о бюджете с усечением функционала Контрольно-счётной палаты, Законодательного собрания. Ведь что такое обрезать финансирование? Это в итоге экономическими методами повлиять на функционал и затормозить работу органов.

Давайте называть вещи своими именами. Это нейтрализация двух органов власти, прежде всего, законодательной власти. Потому что Законодательное собрание – это законодательный орган власти, а Контрольно-счётная палата – формируется регионом при Законодательном собрании, утверждаются аудиторы Законодательным собранием, то есть это орган контроля за расходом бюджетных средств. Это механизм очень сильный. Это инструмент, который может быть в помощь любому губернатору для того, чтобы на этапе именно планирования…

- Правильно систему выстроить.

- Конечно. Выстраивать систему.

- Если разумно этим пользоваться, можно очень быстро в короткие сроки…

- Запустить многие процессы. И вот искусственно на уровне города работа этих органов была заторможена. Мы, я считаю, очень хорошо разработали схему. Была инициатива Алексея Михайловича, когда обратились и в правительство, и в Контрольное управление Администрации Президента и в наш комитет по бюджету и финансовым рынкам для получения заключений на тот, уже вступивший в силу, закон, который уже начал действовать. Плюс подключилась Счётная палата Российской Федерации, и всё-таки этот перекос удалось нивелировать. Но опять - потрачено время.

- Я недавно не поверила своим глазам. При мониторинге новостей вдруг натыкаюсь на статью в «РИА Новости Крым». И в ней - большой комментарий Кокаревой, нашей главы Контрольно-счётной палаты, с конкретными цифрами, с выводами о работе нашего правительства. Честно говоря, сначала захотелось глаза протереть. Обычно от нас негативная информация на какой-то более высокий уровень из региона не выходит, а тут вдруг…

- У меня уже вот этот негатив-то с начала года собирался.  Я для себя выстраивала схему, как провести разговор с председателем Совета Федерации. Я Валентине Ивановне отдельные письма в отношении здравоохранения и прочее подготовила, но как этот выстроить разговор, показать? По Контрольно-счётной палате –мы сработали с Евгением Викторовичем Бушминым и с Сергеем Николаевичем Рябухиным.

Евгений Викторович Бушмин – это вице-спикер Совета Федерации, он сам экономист, финансист. А Сергей Николаевич Рябухин – это председатель комитета по бюджету и финансовым рынкам.

В определённый момент очень хорошо подключилась Елена Анатольевна Близнюк, которая представила конкретику, позицию правового управления Законодательного собрания,  и стало понятно, что происходит, что нужно делать.



Так вот для меня неожиданностью было, когда приехала Валентина Ивановна, те выступления, которые ей были подготовлены - эта информация не отвечала вообще действительности.

- Это так. Было странное ощущение, что человек поставлен в ужасную ситуацию.

- Я себя корила за то, что я деликатно пыталась учесть балансы интересов, что я до неё не донесла нужный объём информации. Ей этот объём информации пришёл из других источников. И фактически высшее должностное лицо государства было введено в заблуждение. Все последующие за этим события подтвердили это, хотя по лагерю я получила информацию о его неготовности накануне поездки Валентины Ивановны. Отсутствие люфта времени  сработало против нас. Потом всё лето я, что называется, сидела и говорила себе: «Господи, только бы ничего не случилось кардинального».  То есть потом начали отрабатывать.

Я тогда обратилась в прокуратуру, я обратилась во все органы надзора по этому вопросу. Я подготовила обстоятельные письма на Матвиенко и по вопросу ситуации в здравоохранении, и в отношении лагеря «Ласпи». Но это шла отработка потом. Для системы, которая работает, это неправильно. Получается, что не работает исполнительная власть, не выполняет свой функционал, а потом вот это пространство зачищать и исправлять ситуацию вынуждены все, фактически подставляя свои руки, но это же не дело! Это не то что прогрессивное развитие города - это просто регресс!

- Считаете ли вы, что досрочное прекращение полномочий губернатора решит городские вопросы? Сколько ещё новых нам нужно, чтобы всё было нормально?

- Вот тут я не готова ответить. Должна прийти команда, для которой город будет не местом зарабатывания, не способом освоения бюджетов, а городом, который пришедшие люди любят, за который они готовы нести всю полноту ответственности.

В принципе, общаясь на уровне федеральных структур, как минимум двух человек я знаю, которых я хотела бы видеть в качестве губернатора Севастополя. Они разные, они работают в разных направлениях. Но это люди, на мой взгляд, способные ситуацию вытянуть.

- Есть ли гарантия, что не повторится вот этот конфликт так называемых элит? Я знаю, зрители очень не любят это слово, но тем не менее. Есть определённое количество людей со своими собственными интересами, со своими сферами, которыми они дорожат, строительная сфера, например, и прочее, прочее.

- Конфликт будет всегда. Вопрос – как любой возникающий конфликт разрешается? Потому что в отношении моих не просто коллег, моих товарищей из Законодательного собрания ситуации острые, которые потом назывались конфликтными, ведь они возникали с каких позиций?

Законодательное собрание говорило: давайте действовать законно. Есть законодательство Российской Федерации, есть субъектовое законодательство. Что такое своей подписью передать территорию некой некоммерческой организации, причём большую территорию, без процедурных решений, без обременений, без прописанных договорных обязательств? Давайте действовать по закону!

Это вот первый конфликт, который в итоге потом породил тот сбор подписей в 2015 году, обращение к президенту…  Когда говорят: всё это было зря, мы собирали эти подписи, двадцать две тысячи подписей - не зря. Потому что есть процессы, которые не видны.

Подписи были направлены в Администрацию Президента. Состоялось совещание рабочее в Администрации Президента, которое проводил Вячеслав Викторович Володин, он тогда был заместителем руководителя АП, и которое вылилось в создание рабочей группы по сохранению исторического и культурного наследия Крыма. В рабочей группе стали аккумулироваться материалы. Это конец 2015 – начало 2016 года. Мы направляли в рабочую группу свои замечания и свои соображения. А в сентябре 2016 года появляется Приказ Министерства культуры о достоместе, который позволил фактически ввести определённые ограничения и не позволять в отсутствии генплана вообще заниматься хищническим растаскиванием земель и строительством без каких-либо ограничений. Процесс  пошёл.

Нет конфликта со стороны депутатов Законодательного собрания. Это пытаются представить в виде конфликта структуры, связанные с правительством Севастополя. Но если у вас нет успехов, то вам нужно просто исказить вот эту матрицу восприятия и найти виноватого в отсутствии успеха. Вывести это всё в некое конфликтное, скандальное поле, и после этого нанизывать, нанизывать события, разрушая просто город.

- Ваше отношение к тому, что полномочия Губернатора и председателя Правительства в одном лице совмещены? Может быть, следует разделить?

- Я бы разделила.

- Дмитрий Владимирович говорит, что это не нужно.

- Я бы разделила. Я считаю, что это было бы целесообразно. Потому что за губернатором оставался бы общий контроль, представительские функции, которые тоже достаточно интенсивные. И председатель правительства, который работал бы в абсолютной связке с губернатором города, решал бы именно текущие задачи.

То есть губернатор – это стратегия, это те же вопросы генплана, глобальные, ФЦП, вёрстка на будущее развитие города. И председатель правительства, который отвечает, прежде всего, за тактику реализации стратегии и решение тех задач, которые стоят здесь и сейчас. Это, на мой взгляд, была бы более эффективная модель в данной ситуации определённой нестабильности, которая ещё существует в регионе.

- Тут на финал остались вопросы. Задам сейчас, потом всё равно придётся вернуться к быту. Какое, кроме личного желания, вы загадали на Новый год? Какого чуда ждёте?

- Я всё-таки жду не чуда, а жду, что мы эту задачу решим, что мы начнём строительство онкологического диспансера. Что в ближайшее время выйдет из Главгосэкспертизы больница скорой медицинской помощи. Что будет определён, всё-таки я склоняюсь к едином подрядчику, но чтобы определение единого подрядчика решалось на уровне Правительства Российской Федерации. Фактически - это перенесение ответственности на федеральный уровень. Но вопрос, на мой взгляд, является настолько важным для города, что он должен вот при той ситуации, которая сложилась, иметь федеральное руководство.

- По нашему опросу предновогоднему строительство онкологического диспансера было объявлено мечтой года по итогам голосования.

- Это, считайте, тогда совпало у нас со всеми участниками опроса.

- Вот такая мечта.

- Это и моя мечта на протяжении всех этих четырёх лет, над которой я работаю.

- Четыре года прошло, вы устали или полны сил?

- Я устала. Я считаю, что этот год был очень тяжёлым. Во-первых, у меня появились новые задачи и направления на уровне комитета. Меня стали более эффективно, скажем как, «использовать» за пределами нашей Родины, стали давать предметные задания.

Ты прилетаешь из одной точки, на следующий день тебя ждут в городе, ты фактически переупаковываешь чемодан, садишься в самолёт, летишь в Севастополь, отрабатываешь в жёстком графике три-четыре дня, опять переупаковываешь чемодан, прилетаешь в Москву, отрабатываешь определённую повестку в Москве и, опять загружаясь, куда-то устремляешься дальше. Вот в таком режиме…

Да, год очень насыщенный, он утомительный. Потому что пока результатов от такой работы их нет. А пока нет результатов – нет удовлетворения. И поэтому, честно, я устала. Но я понимаю, что никто не сделает за нас то, что должны сделать мы, поэтому сейчас как раз восстанавливаюсь для того, чтобы работать дальше.

- Не так много-то осталось до конца каденции.

- Конечно.

- Ваш планы? Вы продолжите политическую карьеру?

- В отношении каденции я для себя определила так: да, она заканчивается, значит, я должна в этот срок, уже имея опыт и понимание решения задач, вместить как можно больше. Для меня это не повод, скажем как, сказать, что мы идём…

- «Ну ладно, отсижу полгодика тихо…»

- Да, да. Ннаоборот, максимально рхочу ешить те задачи, которые для себя наметила, которые веду. Политически я человек команды, я даже когда представляюсь, если это новый человек, с которым я начинаю беседу, я всегда говорю: «Чтобы сразу же не было между нами непонимания, я представляю Заксобрание, команду Чалого». Так как Заксобрание действительно раскололось, и мы получили две группы, которые находятся в антагонизме, то я считаю, что я не могу представлять все заксобрание…

- Приходится сразу рубежи обозначать.

- Да. Будет решение команды - будем дальше идти.  Я считаю, один в поле не воин. Надо формировать команду, вместе ставить задачи и решать, дополняя друг друга. Плюс я,  например, не считаю эффективным и целесообразным бегать по каким-то кабинетам в Москве, предлагая себя и таким образом определяя своё будущее.

Если я работаю, я работаю честно, правильно, если мою работу видят и считают, что она нужна, то тогда мы будем продолжать работать в том же ключе. Нет, пытаться создать некую видимость для того, чтобы тебя заметили, похвалили, приблизили – я считаю, это тратить впустую энергию. У меня очень мало времени, чтобы заниматься подобным.

- Есть чем заниматься?

- Есть.

- Были какие-то точки, о которых мы с вами при прошлой нашей встрече говорили. Одна из них была - об острой необходимости изменений в контролирующих и правоохранительных органах, в прокуратуре, и так далее и так далее. У нас есть изменения. Замечаете ли вы какие-то перемены в работе, в политике?

- Должно ещё пройти время, чтобы мы получили действительно оценку работы прокуратуры в новом качестве, при новом руководителе. Хотя мы видим, что прокуратура активизируется, но ещё должно пройти время, нужно выстроить процессы. Из работы прокуратуры я, например, хочу отметить, прежде всего, работу человека, с которым мы на протяжении этих четырёх лет работали в связке.  Это Владимир Николаевич Агапов.

Я считаю, что приход Владимира Николаевича в прокуратуру в 2014 году, вывезение вот этого воза на протяжении четырёх лет, когда, по сути, он противостоял вот той сложившейся при Украине системе и отрабатывал задачу честно, в интересах прежде всего государства, государства Российской Федерации, - эта работа, выполняемая честно, должна быть оценена по достоинству.

- Как на ваш взгляд, судебная система в Севастополе - независимая?

- Я считаю, что она зависимая, судебную систему тоже нужно очень мягко настраивать. Кстати, очень интересная тема, я уже начала ее продвигать моим коллегам, прежде всего из комитета по конституционному законодательству. А тема следующая: я считаю, что пятилетие вхождения Севастополя и Крыма в состав Российской Федерации мы должны отмечать не просто как вот праздник, яркое событие, мы должны провести ревизию в законодательной сфере принятых законов и работы этих законов.

Мы должны проанализировать, как работали все системы, которые были запущены в Крыму и в Севастополе, в том числе судебная, система надзора, налоговая система, все службы. Ведь это же очень хороший материал для анализа, для понимания, как работает вся система российской власти и что нам действительно нужно подтягивать, что нужно исправлять, от чего нужно просто отказываться.

И в этом плане как раз та ведется уже системная работа, я услышала это со стороны коллег из Государственной Думы, в отношении ФЦП. И эта тема, которую я уже предложила нашему комитету по конституционному законодательству. И в принципе, я нашла отклик в отношении ряда рабочих столов, которые будут они организовывать, как специалисты в законодательстве, в праве - для отработки этой темы. Если мы это сейчас сделаем по разным направлениям, мы сможем понять, что происходит, и мы сможем систему донастроить. Потому что самое простое в жизни – это любую систему сломать. И такие тенденции действительно существуют.

Чтобы снять спекулятивные вопросы, почему я при голосовании в отношении пенсионной реформы воздержалась? Потому что ведь я же не случайно определила свою позицию, и это мы сделали на ForPost сразу. Я сразу сказала, что я хочу определить свою позицию по тем процессам, которые происходят. Но при голосовании я воздержалась по одной просто причине – вопрос слишком ввели в спекулятивную плоскость. И голосовать против в сложившейся ситуации, когда это всё обрастает эмоциями и спекуляциями, когда это начинает рассматриваться не конструктивно и не последовательно…

- Слишком лёгкий способ понравиться?

- Нельзя. И фактически так как я представитель законодательной власти города Севастополя, соответственно, я полностью разделяю всю ответственность тех решений, которые принимаются на уровне Законодательного собрания. Я не отделяю себя от своих товарищей.

- Федеральный такой вопрос задан не про городскую жизнь. «Не кажется ли вам, что Россия стала крайне несамостоятельна вследствие полной зависимости, неэффективной экономики, от зарубежья? Действенна ли, по-вашему, такая борьба с коррупцией, которая сегодня принята у нас в стране, и куда мы прикатимся?»

 По сути, человек, видимо, ждёт ваш прогноз о том, что происходит. Буквально в трёх словах.

- Вы знаете, не прогноз скажу, а скажу мою позицию, что я считаю важным, что бы мы решали в первую очередь. Я считаю, что необходимо формировать систему. Вот у нас в Конституции прописано, что мы социальное государство, мы должны этих позиций придерживаться.



Мы должны перестать строить кастовую систему, которую в девяностые годы нам навязывала очень сильно либеральная общественность. Потому что любое кастовое общество не жизнеспособно и не эффективно. Всё равно оно будет решать свои проблемы определёнными элементами насилия.

Плюс я всё-таки сторонник того, что те задачи, которые определены Президентом двенадцать нацпроектов - это те реальные задачи, над которыми мы можем работать и которые нам могут позволить совершенно изменить расклады в стране.



Моё утро началось с беседы с моим отцом, который опять мне выстраивал такие, скажем, словесные ловушки, позиции. Он мне задаёт вопрос: как ты считаешь, гражданин Российской Федерации должен признавать Конституцию Российской Федерации? Вот, Екатерина, как вы считаете, должен?

- Ну, какой вопрос – конечно же, да. Это же основной закон страны.

- Должен. Тогда он мне задаёт следующий вопрос: тогда как мы должны оценивать заявление определённых политологов, которые говорят, что они не признают, что Крым и Севастополь – это Россия? Ведь, по сути, они, значит, отрицают Конституцию Российской Федерации! Если они как граждане Российской Федерации отрицают Конституцию Российской Федерации, значит, мы их должны просто попросить сменить гражданство. Простая такая логическая цепочка.

- Или как минимум, не быть государственными служащими высокого ранга.

- Конечно, конечно.

- Что вы ответили?

- Примерно так мы с ним и выстраивали мысль. Тогда он мне задаёт следующий вопрос: вот как ты считаешь, председатель Сбербанка господин Греф - он гражданин Российской Федерации? Я говорю: «Являясь председателем Сбербанка, он гражданин Российской Федерации».

Тогда почему он отказывается исполнять Конституцию Российской Федерации и не открывает филиалы Сбербанка в Крыму и в Севастополе?

Я говорю: «Это вопрос, с которым на протяжении четырёх лет мы бодаемся, и во все инстанции направляем письма - даже не просто там открыть филиалы Сбербанка в Севастополе и в Крыму, а в отношении граждан, жителей Севастополя, которым Сбербанк должен компенсировать вклады, а нам системно, от раза к разу отвечают следующим образом: ваши вклады были в филиале Сбербанка на Украине, мы рекомендуем вам отправиться на Украину и снять ваши вклады.

- Какая прелесть.

- При этом фактически отрицается право севастопольцев, которые являются гражданами Российской Федерации, на удовлетворение их прав и ставится под сомнение единство прав всех граждан Российской Федерации.

- Все равны, но некоторые всё-таки «равнее»?

- Одни живут здесь, на материке – другие. Я направляла письма в Центробанк для получения разъяснения. Единственное, на что я ещё не вышла, я не вышла в этом вопросе на Администрацию Президента и на Президента, как гаранта Конституции.

Исполнение чиновником, который находится на службе и выполняет определённые функции (даже если Сбербанк, он у нас коммерческая структура, то эта структура находится на территории Российской Федерации)  Конституции, подчинение Конституции Российской Федерации - является для всех главенствующим.

- Проблема отсутствия Сбербанка здесь очень важна не только потому, что нас каких-то прав лишают общих, а в том, что… Самый простой пример: наши волонтёрские организации не могут получить президентские гранты просто потому, что это завязано на Сбербанк. То есть они выигрывают, но при этом люди не могут начать свою работу.

- То есть они должны делать некий фальш-адрес на материковую Россию…

- Да. То есть нас всех приучают жить в каких-то странных декорациях, в двух реальностях.

- А этого не должно быть.

- На всех уровнях. И мы уже начинаем привыкать к той истории, что для вида мы делаем вот это, а на самом деле у нас вот это, и ни у кого тоже не возникает вопросов.

- Это разрушает, кстати, именно разрушает общество!

- Значит, во всём так можно.

- Плюс вот смотрите, тоже интересный момент. Мы наблюдаем, как на протяжении года в отношении нас растёт агрессия наших, теперь мы их уже даже и партнёрами не называем,  стран западного мира, которые уже в открытую начинают говорить, что у них идёт кризис. И, соответственно, для разрешения этого кризиса нужно найти кого-то, за счёт кого этот кризис будет разрешаться.

И всё больше они начинают разворачиваться: «Ой, а где там большая Российская Федерация? А не пойти ли нам пограбить?» Я утрирую, но, фактически, если отбросить определённую риторику, мы к этому придём. И соответственно, если вы нарушаете сами те правила, которые вы писали, те правила, которые вы в девяностые годы навязали нам,  господа…

- А нарушаются в надежде на что? Избежать каких-то санкционных историй? Но ведь это неизбежно – догонят.

- Нам не нужно пытаться по их правилам действовать. Как только они правила свои нарушают, мы должны тут же снимать с себя ответственность и говорить: «До свидания!» Мы будем действовать так, как мы считаем целесообразным. И на своей территории мы будем сами определять те правила, по которым мы живём. У нас есть Конституция, у нас есть законы Российской Федерации, которые являются главенствующими на территории Российской Федерации. И давайте их исполнять безусловно, и всё будет поставлено так, как нужно.

- И обратно в Севастополь. Спрашивает наш пользователь: чем закончилась история с исследованием реальных зарплат бюджетников?

- Я направила письмо Ольге Юрьевне Васильевой, министру. Жду ответ, любой ответ – это очередной шаг в решении вопроса.

Плюс у меня состоялся, на мой взгляд, достаточно конструктивный разговор с новым руководителем департамента образования. И я надеюсь, что мы с ним встретимся для того, чтобы материал, который мы наработали, обсудить.

Есть вариант долгий - идти через министерство и пытаться через министерство пробить сверху определённые нерешаемые вопросы. И есть вариант быстрый: фактически, я запустила две схемы параллельно, но быстрый вариант – это всё-таки создать некую согласительную комиссию на базе комитета по соцполитике Законодательного собрания, департамента образования, как структуры правительства, привлечь профсоюзы педагогических работников, представителей трудовых коллективов и, разложив собранный  материал, выйти на конкретное решение вопросов здесь и сейчас.

У нас нет времени на запуск долгих схем. Потому что на уровне министерства – это общие вопросы, на уровне локальном – это те недоработки, которые существуют на уровне коллективов педагогических.

- А идёт на тесный контакт департамент образования?

- Я сказала, у меня был конструктивный разговор с директором департамента образования. Я думаю, что мы начнём работать, определённый момент как бы столкновения, он присутствовал, но руководитель сейчас уже вработался, у него есть понимание тех процессов, которые происходят. Значит, сейчас нужно выстроить, как рабочий конструкт.

Плюс - есть коллективы, и это очень чётко видно по той информации, которую мы собрали, где нет этой проблемы разбалансированности в заработных платах.

- То есть людям удалось выстроить систему правильную?

- Конечно.

- Можно просто по образу и подобию работать?

- Значит, нужно за образец трудовые соглашения, которые разработаны на уровне учреждений, которые работают с положительной динамикой. Мы же вообще столкнулись с рядом странных документов, которые мы получили из школ.

Например, есть документ, в котором приводится некий закон Российской Федерации от 2012 года, где в законе - название закона 2012 года и город Севастополь. То есть вот чудеса все чудесатее. Вывод можно сделать о том, что документы-то, которые нам формировали быстро, не во всех школах они существовали. И их делали, что называется, на коленке. Быстро, быстро, чтобы просто он был. Это не рабочий документ.

- То есть тут настал момент практически работы над ошибками большой.

- Конечно.

- О Байдарской долине спрашивают: возможны ли застройки в водоохраной зоне? Это та история, благодаря которой СМИ в Севастополе резко стали дерьмовыми, по оценке наших управленцев.

- Повторю: нужна ревизия всех актов, которые принимались, в том числе правительством Севастополя. Есть структура, которая параллельно выстраивает работу и взаимодействует с органами исполнительной власти всех регионов Российской Федерации - это Администрация Президента. Вот фактически подобную ревизию, особенно ревизию в наиболее болезненной сфере, в сфере земельных отношений, земельных вопросов, нужно проводить из этого центра.

- Просьба ещё поступила. Можно ли как-нибудь проверить четвёртую больницу на Северной? Там из двадцатого века не вылезли люди – пишут и об антураже, и о лекарствах, и о кормлении. Просто вам к сведению.

- Мы сейчас делаем официальный запрос и обратим внимание директора департамента здравоохранения в отношении даже не ревизии четвёртой больницы, а плана мероприятий, которые планируются на уровне департамента здравоохранения в отношении четвёртой больницы. Потому что поликлинику из аварийных помещений, детскую, временно перевели. Мы тогда же и с ForPost, и НТС делали, по-моему, в 2015 году - объезд вот именно поликлиник, и смотрели.

- Да.

- Но как бы мы ни крутились, в любом вопросе всё замыкается на человека. Если есть человек, который функционален, готов решать задачи, работать, процессы начинают сдвигаться. Если приходит на позицию имитатор, то есть человек, который имитирует деятельность, который, не важно, по каким причинам – некомпетентность, некоторая человеческая чёрствость, ещё разные моменты такие, они интегральные, складываются –тогда перестаёт двигаться дело.

Вы знаете, ведь у меня же были очень большие надежды на взаимодействие со структурами губернатора в 2016 году. В одночасье изменилось отношение к губернатору и его команде, прежде всего в социальной сфере, на примере судьбы одного маленького мальчика, севастопольца, которого нужно срочно было доставить в Москву в центральную больницу.

- Страшная история с аварией.

- Да. Когда на протяжении недели люди, которые отвечают за жизнь других людей, имитировали деятельность, это и госпожа Емельяненко, и все структуры подведомственные…  Я очень хотела выстроить отношения с Юрием Ивановичем Кривовым, но после этой ситуации я поняла, что я никогда не смогу ему доверять. Потому что в теме, когда нужно отбросить всё и, фактически, да, в ручном режиме вытащить жизнь человека, я считаю, не может быть никаких ни спекуляций, ни игрищ, надо отбросить всё и решить задачу жизни и смерти. Вот. И тогда, когда этого не произошло, для меня они все просто стали неинтересны.



Я боюсь людей-имитаторов. И я не хочу тратить на них время.

И у нас  нет времени на раскачку. Либо мы мобилизуемся, а мобилизоваться должны  все, и прежде всего органы власти, которые взяли на себя ответственность.  Ну, не можешь ты эту ответственность взять – уходи. Потому что цена вопроса слишком сейчас велика. Цена вопроса – это, фактически, выживаемость нашей страны. Либо мы выживем все, именно всей страной, сохраним государство и государственность.



Когда мне говорят, какая основная идея – я считаю, что основная идея – это государственность, которая может нас действительно объединить.

Но государственность не так, что вот есть небожители, для которых там вот, где там, кто бегает - неважно, что и как происходит там. А когда мы все настолько вот едины, вместе. Фактически, это ситуация накануне Великой Отечественной войны, и выживать нам предстоит точно таким же образом. Когда есть один паёк, который делится на всех. Вот выживем, значит, страна будет. Значит, мы действительно пройдём этот этап и начнём строить её на совершенно других принципах. Принципах отношения, прежде всего, человека во власти и человека, который к этой власти обращается.

Если не перестроимся, ну, тогда мы канем в небытие. История, она вещь беспощадная. Уроки истории, если они не выучены, они повторяются вновь и вновь.

- Про простое и обыденное из жизни. Приведём пример вашего кабинета и пример кабинета, не кабинета – помещения, сенатора от исполнительного органа власти Валерия Владимировича Куликова. На фотографиях видно, собственно говоря, бедственное состояние здания… Просят хотя бы посочувствовать.

- Вы знаете, всё не так, как оно на картинках обстоит. То, что я нахожусь на Ленина, 4 –этот кабинет был просто такой жёсткой, жёсткой ценой того же противостояния выбит в 2015 году. Потому что нам нужно было работать. А помещение членам Совета Федерации от законодательной власти предоставляет Законодательное собрание. В 2014 году в режиме аврала часть помещения Законодательного собрания передали избирательной комиссии. И у Законодательного собрания просто не осталось помещений, в которые можно было бы не то сенатора, а свои службы развести …

И тогда после долгих перепалок между двумя зданиями на улице Ленина, правительство всё-таки включилось – и в 2015 году помещение выделили. Какие помещения? Это уже второй вопрос. Когда моя коллега из Санкт-Петербурга говорила, что «у меня помещение с видом на Исаакиевский собор»…

- Слушайте, ну, ладно!

- А я на это говорила: «а у меня с видом на гараж Сергея Ивановича».

- Теперь на Дмитрия Владимировича.

- Да. Что сделано, то сделано. Это тоже нужно решать. Просто мы находимся в состоянии перманентном избирательного процесса. Я считаю, что когда мы выйдем в период трёх-четырёх лет…

- Спокойных…

- То нужно будет искать другое помещение для избирательной комиссии. Полностью здание на Ленина, 2, передавать Законодательному собранию. И формировать службы так, как они должны формироваться. В принципе, я  помещение для избирательной комиссии присмотрела.

- Так,  смотрим ещё. Предложения. Просто любопытно, как вы отнесётесь. Обветшалый «Утюг» в Омеге можно ли…

- Это бывший госпиталь военно-морской.

- Да, можно ли его с большой прилегающей территорией отдать под Дом ветерана и инвалида? Ну, ни для кого не секрет, что у нас огромное число населения в Севастополе к этой категории относится…

- Сейчас эти все площади, помещения расписаны Министерством обороны. Единственное «но». Был принят закон, по которому Министерство обороны обязано избавляться от непрофильных активов. То есть тех активов, которые непосредственно не используются в целях обороны. Есть военно-морской госпиталь, который нужно развивать. Локация его понятна. Вот либо из этих активов будет некий пансионат для, опять же, реабилитации военно-морского состава, организован, либо, действительно, вместе с городом надо думать, не сделать ли Центр реабилитации инвалидов, ветеранов.

Какой путь будет выбран, сейчас я сказать не могу. Потому что мы с вами видим, что любое ведомство у нас, когда что-то получает себе, оно хватает - и неважно, как оно используется. Эффективно, не эффективно…

- Мы это видим по истории, в том числе, и с детским лагерем Комарова, который четыре года стоит мёртвым, как пишут наши читатели.

Могу предположить гипотетически, что не под те цели изначально эта земля забиралась. Я думаю, что забиралась под ту же коттеджную застройку и прочее. Но так как вопрос принял слишком большой резонанс, то они не стали всю эту территорию восстанавливать как лагерь. На это средства нужны, обоснования. И просто законсервировали пока по принципу …

- До тех пор, пока мы не затихнем?

- Конечно. Вот и тогда этот кусок ЮБК разойдётся по нужным генеральским дачам. Ну, я утрирую. Но опять я говорю: вот на подобные процессы, я не хочу употреблять более жёсткие слова, у нас нет ни возможности, ни времени. Если эти процессы мы будем не то что не останавливать, а будем запускать и продолжать, то мы как страна просто начнём рассыпаться.

- Важный очень вопрос для наших горожан задаёт Екатерина Ильинична Васильева, наша читательница постоянная и наш автор. Пишет о передаче зданий бывшей Банковской академии Украины хозяйственного управления Черноморскому военному училищу без обременения. Суть в том, что там люди остаются попросту на улице. Здесь долгая история. Вы в курсе её или вам нужно изучить?

- Я вам сейчас даже прочитаю. Можно? Итак. Просто ещё в начале 2018, в конце 2017 – в начале 2018 года я направляла, соответственно, письма в профильный комитет, наш комитет по обороне, на уровне Совета Федерации мы искали этот вопрос, мы запускали практически одновременно несколько тем. Это и жильё военнослужащих, кВ том числе, оторым занимается, кстати, Валерий Владимирович Куликов. Сейчас в январе у нас будет подведение итогов того, что было проделано за год. И, соответственно, он покажет коллегам, как, в каком направлении решался вопрос, что удалось достичь. Но то, что там есть позитивные сдвиги, я это подтверждаю. Потому что просто параллельно мы периодически тоже этот вопрос как бы мониторим.



Если ему этот вопрос удастся решить, а я считаю, удастся, то это уже большой плюс в формировании здорового социально-политического климата в городе. Значит, одна из проблем, резонансных проблем, будет снята.

А в отношении Банковской академии я вам сейчас прочитаю: согласно сообщению руководства первого отдела ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России, «оснований для обеспечения заявителей жилыми помещениями за счёт Минобороны не имеется, их дальнейшее проживание на территории учреждения с ограничительным пропускным режимом не представляется возможным и существенно влияет на его антитеррористическую защищённость». Мы все понимаем, что это действительно объект.

Читаю дальше. «Для рассмотрения вопроса о расселении за счёт жилищного фонда города Севастополя военной прокуратурой Черноморского флота проинформирован Губернатор города Севастополя». Повторяю, это начало 2018 года. Соответственно, почему на протяжении года Губернатор города Севастополя не пытался этот вопрос решить – это второй вопрос.



Но я сейчас увидела, что людей начали выселять. Мне было сказано, что до решения вопроса положительно на уровне региона  они выселяться не будут.

- Вот говорят о том, что людей уже на несколько дней приютили знакомые. Вот конкретно семья – мать и сын.

- Значит, по этому вопросу сейчас сделаем запрос как раз руководителю училища и Губернатору города Севастополя: почему по обращению прокуратуры на протяжении года вопрос не был решён.

- Здесь надо быстро что-то делать, потому что люди живут у своих знакомых несколько дней, а потом просто на улице окажутся.

- Согласна.

- Мы ставим этот вопрос. Спрашивают также о ситуации в сфере пассажирских перевозок. Не знаю, ваша ли эта тема. Льготный проезд. Когда о льготах было объявлено, но при этом не компенсировано перевозчикам.

- А я вам могу сказать, что 6 ноября на совещании, которое проводил Дмитрий Николаевич Козак в Крыму, Дмитрий Владимирович Овсянников сказал, что он урегулировал все вопросы. И что все льготные граждане, которых перевозчиков обязали перевозить, что компенсация за это осуществлена в полном объёме. По возвращению в Москву я запрошу не протокол, а стенограмму. Найду именно конкретное высказывание…- И уже на основании этого мы тоже сделаем письмо Дмитрию Николаевичу: как стыкуется то, что было сказано на совещании Козаку с тем, что происходит в городе сегодня. Вот оно всё как бы всё хорошо, – а хоп, на самом деле всё не так. Не стыкуется, не совпадает. То есть одни картинки транслируются наверх. Другие – здесь в реальности. И получается, что вот вопрос-то какой? Вы за свои слова и действия ответственность несёте?!

- Зачем? У нас есть те, кто несёт ответственность за всё. В том числе и вы.

- Тринадцать депутатов?

- Да. Житель Северной стороны спрашивает, почему в единственном кинотеатре «Моряк» на Северной не демонстрируются патриотические фильмы.  Например, «Движение вверх» или «Т-34». Зато другое демонстрируется.

- Мы приняли вопрос, подготовим обращение на имя руководителя департамента культуры с тем, чтобы получить разъяснение - почему и как формируется прокатная политика? Причём, не просто почему, а принципы формирования прокатной политики города Севастополя.

- Тоже беспокоит очень, оказывается.

- Это нормально, это даже хорошо. Между прочим, то, что появляются такие вопросы, это хорошо, знаете почему, Екатерина? Значит, всё-таки, жизнь всё равно медленно, но налаживается.

- Может быть, люди просто устали от того, что называется патриотизмом? Но это уже другая тема, на которую мы можем ещё два часа говорить…

- Кстати, насчёт патриотизма. Вот обустроить жизнь вокруг так, чтобы ты не задумывался, какие процессы глобальные вокруг тебя идут – наверное, это и есть патриотизм,прежде всего, структур власти. Патриотизм – не венок возложить два раза в год. Это не проявление патриотизма. Это проявление уважения и памяти. А со стороны исполнительной, законодательной власти патриотизм заключается в том, что ответственность, которую они на себя берут, они её реализуют полностью.

- Сегодня слово-«чемпион», которое мы произносим в эфире – это ответственность, ответственность, ответственность. Соответственно, и вопросы после каждого из них остаются…



Из Балаклавы вопрос прилетел о том, что переходим на цифровое телевидение, и в районе масса проблем в этой связи, поскольку принимается только отражённый сигнал с искажением, пропаданием сигнала, короче говоря, нет ретранслятора для приёма цифрового телевидения в Балаклаве. Ну, тоже вопрос закидываем.

- Ну, это тоже вопрос, скажем как, вопрос рабочий.

- Да.

- Мы добрались до начала нашего опросного листа. И здесь традиционный вопрос политикам высокого ранга - о том, когда Россия определится со своей национальной идеей? Что может быть стать национальной идеей..

- Государственность и ответственность. Вот для меня это именно совокупность этих позиций. Почему я такое внимание уделяю понятию государственности? Для меня государственность - это единая система. Мне приходилось, например, спорить и с коллегами, в том числе, когда они говорят, что Великая Октябрьская революция разрушила империю, и прочее, прочее.

Я всегда на это говорю: коллеги, перед Великой Октябрьской революцией была Февральская революция, которая строилась как раз и проводилась либеральными командами. Строилась на либеральных принципах. И к октябрю 1917 года мы имели, фактически, раздрабливаемое поле государства, которое действительно разрушалось. И большевики, по сути, сделали что? Они пересобрали на новой платформе российскую государственность. И запустили новые процессы.

 Да, любые процессы ломки всегда болезненные. Но момент пересборки государственности, сохранения государства является для меня определяющим.

- Для вас это личная история?

- Ну, в чём-то уже личная. Потому что я стала погружаться в тему «Двадцатый год  - это столетие исхода». И соответственно, я сейчас работаю с материалами, связанными с исходом флота. И размышляю, как раз именно на темы, как подходить к теме.Я, например, противник вытаскивать больные проблемные исторические моменты в наше сегодняшнее. И от сегодняшних уже нас требовать, допустим, покаяния, ещё какие-то процессы. Мы не несём ответственности за те процессы, которые были сто лет назад. Это был выбор людей. Люди, которые считали для себя невозможным  принять вот те процессы, которые произошли с перестройкой государства, ушли из страны. Но люди, которые пришли в Севастополь, они же, по сути, создавали новый Черноморский флот. Флот, который отразил агрессию объединённой Европы в войне 1941-1945 годов. То новое, что формировалось, что создавало мощь нашего государства, оно уже было. Как противопоставлять?! И плюс это новое строилось на традициях императорского флота – верности присяге, ответственности, служении.

Мне мои коллеги предоставили, с которыми мы вошли в рабочую группу, много материала. Нельзя воскресить Российскую империю. Потому что ушло время. Нельзя воскресить Советский Союз. Потому что ушло время. Но задача построения социального государства, как соработничества, созидания, сотоварищества, когда мы все вместе работаем над одной задачей и не противопоставляем себя друг другу, должно быть.

Когда человек в чиновничьем кресле воспринимает это кресло как возможность подавлять других людей, значит, он не на месте. Если учитель приходит в класс и не настроен на созидание, на работу с маленьким человеком, когда тебе нужно его поднять, раскрыть его возможности – значит, он не на своём месте.

И так можно и нужно идти по этой цепочке. Если врач, принимая человека, который страждет и который нуждается в помощи, оценивает его с позиции, сколько с него можно каких денег получить – он не на своём месте.



Мы всё время пытаемся какие-то условия выдвинуть в отношении другого человека. Всё очень просто – начни с себя. Чем ты готов жертвовать? Что ты готов этому миру дать? И какую часть ты готов взять на себя, в определённый момент плечо подставить и сказать: ребята, опирайтесь.

- Вот когда получим ответы на все эти вопросы, то тогда понятие национальной идеи будет не чем-то общим.

- Конечно. Оно не должно быть абстрактным.

- Оно действительно станет личным. Мы будем заканчивать. Последний вопрос, который я вам задам, связан с перспективой выборов в 2019 году в Законодательное собрание. Я у всех прошу дать прогноз. Каким оно будет? Что за люди туда придут? Или, может быть, какое-то обращение к севастопольцам в связи, будем говорить правду, уже начавшейся избирательной кампанией. Мы уже видим раскладку сил, расстановку некоторых…

- Прогноз давать, я считаю, бессмысленно. Потому что до конца марта может измениться конфигурация исполнительной власти. Я допускаю такую возможность. И тогда те прогнозы, которые мы прорисуем сейчас, будут бессмысленны, ведь очень многое изменится. Поэтому действовать нужно в тех условиях, хотя действовать нужно и сейчас.



- Севастополю нужно Заксобрание с характером?

- Нужно. Я считаю, что мы не потеряли многого на сегодняшний момент в отношении тех аппетитов, которые у нас застройщики проявляют. Вот тот же приказ по достоместу, который был всё-таки в недрах Минкульта  рождён, и поумерил аппетиты. И в отношении той позиции, которую Законодательное собрание занимало в части бюджета, да той же приватизации.

Ну, вот представьте, если бы Законодательное собрание было бы представлено полностью группой, которая поддерживает правительство. У нас бы пакет приватизационной был принят на ура со всем балансом ноль-ноль рублей за объекты недвижимости городские!

А вот в отношении обращения к жителям города, я думаю, что те, кто нас слушает, смотрит, если действительно услышали, что я хотела сказать, по-моему, ведь это и понятно, от каждого из нас зависит, какие будут люди в Заксобрании.

Хотя я понимаю, опять же, что формат ForPost и НТС – это не весь город. И что мобилизовываться будут  и правительство, пока остаётся то правительство, которое есть. Со всеми теми кланами, которые выстроились вокруг правительства. С людьми, которые будут правительству города удобны в Законодательном собрании. И списки, которые будут формироваться с нашими основными лоббистами, застройщиками…

Кого правительство мобилизует? Да, мобилизуют военнослужащих, мобилизуют людей, которые придут голосовать по принципу лояльности. Опять будет «Единая Россия», «Президент призывает вас!» И они по этому принципу будут ставить галочку. Не по принципу человека, который может или не может решать вопросы. Они поставят галочку по принципу,  - ну, всё-таки надо какую-то лояльность соблюдать и прочее, прочее. И тогда мы можем получить Законодательное собрание, которое наверх будет транслировать картинку любви и согласия двух ветвей власти. А на самом деле для города это будет травматичным. Это разделение общества. И в итоге это разрушение страны с самыми тяжёлыми для всех нас последствиями.

Должны во власти находиться люди, которые понимают, как невидимые процессы влияют на видимые процессы. Вот таким иносказательным образом …

- Приходится вот таким языком разговаривать.

- Да.

- На неоптимистической ноте заканчиваем. Тем не менее, это возможность поразмыслить для каждого. Спасибо всем, кто дожил до конца эфира.

- Спасибо.

- С нами была сенатор Ольга Леонидовна Тимофеева. В студии работала Екатерина Бубнова.

- Спасибо!

Напоминаем, что смотреть прямые трансляции программы «Почти полдень», а также комментировать и задавать вопросы в прямом эфире можно на страницах ForPost в социальных сетях «ВКонтакте», «Фейсбук» и в «Однокласниках», а также на стрим-каналах YouTube TV-ForPost и Sevastopol Life, на Ustream-канале ForPost Sevastopol и в Periscope TV ForPost Sevastopol.

Подготовлено по заказу БФ "35-я береговая батарея"

Читайте также: