После освобождения новых территорий наступает пора их реинтеграции. Что невозможно без усиленного инфраструктурного строительства. Как восстановительного (хотя бы), так и нового.
Вспомним Великую Отечественную войну. Первыми в города на своих двоих входила пехота, но тут же начинались работы по организации прихода поездов с Большой Земли.
Поэтому немудрено, что на Донбассе и в Северной Таврии ведётся подготовка к восстановлению меридионального ж.-д. хода «Петербург — Севастополь».
Участок к северу от Перекопа и к югу от Белгорода разрушался разными геополитическими обстоятельствами, начиная с 1991 г. А после 2014 г. рельсы вообще заросли бурьяном.
Сейчас планы железнодорожного строительства, которое должно соединить Крым с севера с остальной Россией, получили высочайшее одобрение и перешли в стадию проектирования.
При том, что на прямоезжей дороге по-прежнему остаётся затык. Участок «Харьков — Лозовая — Запорожье» всё ещё находится под контролем неприятеля.
Либо надо пока что обходить его с востока, через Донбасс (старый царско-советский путь лежал западнее).
Либо планировать ж.-д строительство в расчёте, что к моменту, когда придёт время смычки (укладки золотого рельса тож), Харьков и Запорожье будут нашими.
Такие планы могут показаться авантюрными — можно ли ставить судьбу всей дороги в зависимость от военного счастья, которое, как известно, переменчиво.
Если рассматривать нынешнее строительство как чисто восстановительное и при этом по возможности проводимое в кратчайшие сроки, то, действительно, о харьковском участке пока что следует забыть.
Хотя, с другой стороны, нынешнее ж.-д. руководство мыслит на более длительную перспективу. Гендиректор РЖД О. В. Белозёров вообще говорит о 2043 г., т. е. о том, что будет через 20 лет.
Конечно, не исключено, что гендиректор тут уподобляется Ходже Насреддину, который обещал падишаху за десять лет научить ишака чтению Корана. Ибо за десять лет кто-нибудь обязательно умрёт: или Насреддин, или падишах, или ишак.
Но если Белозёров не вполне Насреддин и его проекты более реалистичны, то стоит прислушаться к тому, что упор будет сделан на строительстве высокоскоростных магистралей (ВСМ). Москва — Казань, Москва — Петербург, Москва — Адлер (Сочи) и Москва — Донбасс и, возможно, Крым.
Речь идёт о железных дорогах, где техническая скорость поездов может составлять 300 км/ч. Впрочем, и 200 км/ч тоже неплохо.
Отсюда и время в пути, кажущееся сегодня невероятным. От Москвы до Петербурга 2 часа, до Адлера 10 (а то и 8) часов.
Пушкин писал:
«Лет чрез пятьсот дороги, верно,
У нас изменятся безмерно»,
а нынешние железнодорожники кладут на безмерные преобразования куда меньше времени.
Совсем немного, и появятся у нас ВСМ, как в народном Китае.
И если РЖД замахивается на 8 часов до Адлера — с довольно трудным рельефом, то дорога в Крым в смысле рельефа почти идеальна — степь, ровная как тарелка.
Тут можно и за семь часов доехать от Москвы до Севастополя, и за десять от Петербурга до Севастополя.
Всё упирается только в две вещи.
Монетаризм финансовых властей, для которых ещё со времён А. Л. Кудрина и Вашингтонского консенсуса траты на дороги и мосты — это нож острый в сердце.
И милитаризм героев Украины и их западных покровителей. Диверсии на железных дорогах — вещь вообще неприятная, а диверсии на ВСМ — сугубо и трегубо.
Но Вашингтонский консенсус мало-помалу отходит в прошлое. Бог даст, туда же отойдут и герои Украины.
После чего в степях Юга России, которые самой природой созданы для дорожного строительства, мы увидим, как «Идут эшелоны, победа борьбой решена».
Читайте по теме: Как юные «навальнята» повторяют чеховского «Злоумышленника»
Максим Соколов