Новости России

пт, 28/10/2022 - 19:25

Новая культурная элита: кто все эти люди

«Таланта если боженька не дал, то он от идеологических установок не заведётся».
Служба новостей ForPost

«Даже классикам не всегда удаётся увернуться от зоркого взгляда»

коллаж ForPost

Есть такой древний анекдот. Человек приходит в магазин и говорит: «У вас пряники свежие?». «Нет, что вы, прошлогодние, с плесенью, убить ими можно», — отвечает продавец. «А печенье?». Продавец подумал и говорит: «Возьмите лучше пряники».

Сейчас происходит переформирование культурных элит. Я смотрю на тех, кто собирается «сменить на посту» наших бежавших либералов и подумываю — не взять ли лучше пряники?

Объясню.

Если раньше мы имели ситуацию, где условная Гузель Яхина, художественный уровень произведений которых стремится к школьному сочинению, наспех объявлялась гением — то сегодня ровно это же происходит с условным Карауловым. Который наверняка замечательный человек, но стихов бы ему лучше, откровенно говоря, не писать.

В обоих случаях — что бывшая тусовочка, что нынешняя, оценивали произведения опираясь исключительно на политические взгляды авторов.

Вчера было достаточно обругать Путина, чтобы сойти за талантливого режиссёра в «Гоголь-центре». Сегодня — похвалить.

Захар Прилепин, чью роль в русской литературе лично я определяю для себя как «слишком активный политрук», — ничем в этом смысле не отличается от Дмитрия Львовича Быкова, которого носила на руках вся либеральная элита.

Быков — графоман «со светлым лицом». Прилепин выдаёт агрессивный политический нарратив и всё проверяет авторов на предмет политической надёжности.

Даже классикам не всегда удаётся увернуться от зоркого взгляда Захара Николаевича, каждый принесён в обком и разобран!

И смотреть на это, конечно, совершенно невозможно.

Тот же Прилепин — мой условный политический единомышленник. Но, господи, кто бы объяснил всем этим людям, что культура — это совсем иной процесс. Искусство никому ничего не должно!

Ты можешь быть триста раз политически ненадёжным и даже плохим человеком, но при этом — гениальным автором. Именно так, кстати, и создавалась история русской литературы.

И наоборот: ты можешь быть замечательным партийным функционером, только вот таланта если боженька не дал, то он от идеологических установок не заведётся.

Я наотрез отказываюсь проклинать музыкантов и актёров за высказывания только хотя бы потому, что музыканты должны петь, а актёры играть. А не формировать политическую повестку!

Я не хочу читать романы благонадёжных, правильно мыслящих, но совершенно бездарных авторов. Как не хотела читать Быкова с Яхиной.

Меня не интересует патриотическое кино только потому, что оно патриотическое. Я хочу смотреть хорошее кино! Если оно заодно расскажет достоверно про любовь к стране — я буду рада.

В нашем мире существует не только политика. Не только СВО. Не только интересы государства. Культура не должна и не может становиться политическим зеркалом, культура, извиняюсь за пафос, — про душу, а не про устав.

Поэтому еле сдерживаемая радость патриотического лагеря, связанная с тем, что теперь, мол, только «наши» будут формировать культурное пространство, — это страшно. К чему подобные установки приводят — мы видели на примере наших соседей.

Там тоже начиналось с того, что в культуре были выставлены национальные и государственные приоритеты. Теперь Толстого с Пушкиным запрещают.

Очень не хотелось бы дожить до подобного у нас.

Читайте по теме: Земфира: большой музыкант или ренегат

Мария Дегтерева

Теги: