пт, 18/08/2017 - 10:58

"Нет времени на недомолвки и неконструктив" - большое интервью врио губернатора Севастополя Дмитрия Овсянникова

"Картину дня" в городе-герое  обсудили с врио губернатора Севастополя Дмитрием Овсянниковым журналисты НТС. В эксклюзивном интервью - декларации о намерениях, тонкости кризисного менеджемента и системного подхода, оценка годовой работы нового городского правительства.

- Дмитрий Владимирович, в конце июля исполнился год с момента вашего назначения на должность руководителя города, за год многое удалось, наверное, сделать. Что лично вы считаете главными достижениями? Что предстоит сделать?

- Мне кажется, нам удалось приблизиться к понимаю того объема работы, который предстоит выполнить в ближайщие пять лет. Оценить масштаб проблем. Когда ты правильно понимаешь проблему, ты сможешь сформулировать и решить задачу - вот это главное, что было сделано. Конечно, можно говорить о том, что был изменён режим работы правительства, сокращены органы власти, определены приоритетные направления развития города. По ряду отраслей мы стали работать лучше - по дорогам, по капитальному ремонту дорог, по расселению граждан из аварийного жилья. Но это не мне оценивать. Мы наладили конструктивный диалог с законодательным собранием, я считаю, что мы должны работать вместе на благо города. Нет времени на разные недомолвки и неконструктив.

Мы существенно продвинулись с развитием местного самоуправления: чем больше будет органов власти, которые ближе находятся к населению, могут слышать проблемы и доносить их до севастопольцев, до городского правительства, тем качественнее мы сможем выполнять свою работу. Сделан ряд заделов на будущую работу.

- Вы упомянули о сокращении штата чиновников. Удалось ли наладить системную работу правительства? Стало ли оно эффективнее работать, и как оценивается эффективность?

- Давайте на примере дорог. На 1 августа 2016 года объёмы ремонта желали лучшего, практически ничего не делалось. И практически с этого момента мы динамично развиваем эту отрасль. Для этого потребовалось создать небольшой орган власти, который имеет все ресурсы. Он начал работать на плановой основе. Утверждены все объемы работ по капитальному и текущему ремонту дорог на 2018, 19 и 20-е годы, мы имеем большой объем работ по проектированию этих участков, сейчас ждём выхода проектной документации по улице Рыбацкий причал. Как свежие пирожки - сразу же в стройку пускаем. Динамичная работа, темп жизни поменялся. Это я приветствую, я сам заставляю так работать департаменты, и только так мы можем предъявить соответствующие результаты. Сдаются улицы - вот сейчас улицу Вакуленчука Севавтодор сдал. Косарева и Умрихина у нас на следующий год. Тот же самый проспект Острякова - по плану ремонта - это январь 2018 года. Компания обещает сдать в ноябре. Я понимаю, что не должно быть неудобств, срок неудобств должен быть сокращен, поэтому мы всех торопим. Такой же подход по всем остальным департаментам. Пока ты не наведешь порядок с тем, как устроена работа департамента, не поймешь, как устроена работа его подведомственных учреждений,  - ничего не поменяется. Можно заниматься ручным управлением сколько угодно, но планово строить и решать проблемы не получится.

Спать не надо

- Что касается тех же дорог, раньше бывали случаи, когда подрядчики начинали работы, потом по каким-то причинам их не продолжали, сейчас такие случаи сведены к минимуму, но есть риск, что подрядчики не выполнят взятые на себя обязательства. Каким образом в той же контрактной системе придти к такому результату, чтобы работы выполнялись качественно и в срок?

- Манипулировать госзаказом никто не будет. Отдавать "своим" подрядчикам тоже никто не будет - это нарушение закона. Система работает объективно. Конечно, бывают случаи - и не только в дорогах, в ремонте домов у нас возникали ситуации... Представьте: 400 дворов, 400 лотов, очень большой объем работы по проектированию, по размещению конкурсной документации, конечно, бывают сбои. Тринадцать придворовых территорий - мы компанию выгнали, сейчас проводим повторный конкурс. Ошибки бывают. Но заниматься манипулированием конкурсных процедур правительство не будет. Только быстрое осознание проблемы, направление уведомления подрядчику, в течение 10 дней расторжение контракта, новые торги и выход на работу нового подрядчика. Спать не надо. Такая система работает по всей стране. У нас несколько сложнее: объем проблем и объём работ, который накопился, он больше, и поэтому нам надо научиться работать профессионально, чтобы конкурсы не отменялись. Но поверьте - 13 дворов на 400 объектов - это не такой большой процент. Чтобы мы вовремя сдавали объекты, а когда есть нарушения, как по фельдшерско-акушерским пунктам, в частности, - конечно, надо направлять документы в правоохранительные органы, извиняться перед горожанами за сложившуюся ситуацию, заново проводить конкурсные торги и в ближайшие 2 месяца сдавать объекты. Другого варианта нет.

Медицину уже не лихорадит, но температура ещё высокая

- В последний год работа департамента здравоохранения вызывала очень большие нарекания. Сейчас там новый руководитель. Как вы оцениваете перспективы работы этой отрасли в Севастополе? Много ли зависит от руководителя или, может быть, проблема носит системный характер и не так просто их в отдельно взятом городе решить?

- Если в целом оценивать работу отрасли, то она болеет, но её уже не лихорадит. Температура в 38 - 38,5 градусов, я так оцениваю. Поверьте, есть поликлиники и больницы, в которых нормально идёт работа. Ситуация зависит, и я это неоднократно повторяю, от главного врача. Как в школе - от директора школы, в ГУПе - от директора предприятия и так далее. И вот задача нового руководителя департамента - не сидеть в своём кабинете, а разбираться с каждой ситуацией, быть на земле. Разбираться от входа - как устроена регистратура, есть ли запись на прием, возможно ли вообще записаться, а не за полтора месяца, есть ли специалисты, оснащение, лабораторное оборудование и так далее. Надо выявлять узкие места и решать проблемы. А если главный врач не справляется - делать кадровые выводы и расставаться.

Сейчас мы, кстати, находимся в ситуации переведения наших медицинских учреждений в соответствие с требованиями лицензирования. У нас только один объект из 23 соответствует требованиям. Чтобы провести все ремонты - не департамент здравоохранения отвечает за ситуацию, а главный врач. Я некоторых главврачей спрашиваю, размещён ли заказ на проектно-сметную документацию, осметили объем работ? - и если человек отвечает невнятно, типа "первый корпус в течение 2018 года", я говорю: "Коллега, извините, у нас нет такого времени. Нам нужно в ближайшее время чтобы вы чётко понимали, что у вас происходит, и выполнили проектно-сметные работы. А вот задача правительства Севастополя и департамента здравоохранения - выделять необходимый ресурс, менять кадры, если необходимо, и разбирать работу больницы, и заставлять работать. А если всё усреднять - конечно, средняя температура будет. Но у нас даже ситуация по зарплате разная. В одной больнице средняя зарплата врачей - 70 тысяч, в другой - 39. Не нужно обобщать, везде ситуация разная. Главное - что мы понимаем, как работать с этим.

Три простые цели

- Одним из достижений всех, кто работал в этом направлении, стало принятие Стратегии развития города до 2030 года. Это основной документ, который на десятилетия вперед закладывает основы и приоритеты развития. На ваш взгляд, что должно обеспечить жизнеспособность этой стратегии, чтобы она не превратилась в документ, который приняли, положили на полку и не следуют ему?..

- В разработке Стратегии принимало участие большое количество людей, экспертов, представителей разных референтных групп,  - бизнеса, Черноморского флота,  - документ подготовлен в итоге нескольких сессий, он выверенный. Жизнеспособность его обеспечена тем, что там внятные, понятные цели. Они не избыточные, не фантастические, а именно реалистические. Они предусматривают достижение трех простых целей.



Во-первых, это развитие высокоэффективной экономики, то есть тех отраслей, в которых у нас остались конкурентные преимущества, и не распыляться. Мы поддерживаем судостроение и судоремонт, точное приборостроение, в том числе для энергетической отрасли, специализированное сельское хозяйство - виноградоство и виноделие, туризм,  - те отрасли, где есть возможность вернуться к тем позициям, что были утеряны много лет назад.

Вторая цель - сделать город комфортным для проживания. Это городская среда. От больших объектов, которые заложены в федерально-целевой программе, здесь и очистные, и дороги,  и школы с детскими садами(две детсада уже сдали и три сдаем в следующем году), ремонт и реконструкция объектов здравоохранения, до много другого.

Третья цель - возможность самореализации для каждого севастопольца. В получении образования, и средне-специального, и высшего - и нам многое предстоит сделать, чтобы севастопольский вуз не скатывался по рейтинговым позициям, а рос,  - по численности студентов, по качеству образования... 



Это и вопрос об эффективном государственном управлении. Темп жизни в других субъектах ФР несколько иной. Он быстрее. Нашим чиновникам предстоит научиться эффективнее работать, и не только верхнему уровню, а до самого низа, до самого рядового специалиста. Научиться открыто работать, на это направлены разные сервисы - от проекта "Активный гражданин" до обращений граждан. Кстати, мы многие обращения рассмотрели, которые скопились с 2015 года. Они исчислялись десятками тысяч, сейчас задолженности нет. Мы активно работаем с общественными объединениями, это всё я вкладываю в термин "эффективное государственное управление".

Реализация этих трёх целей, каждая из которых измерена в показателях эфективности (например - к 2020 году 100%-ная газификация, 100%-ная очистка сточных вод, постепенное снижение смертности населения от онкологических заболеваний на тысячу жителей, продолжительность жизни, процент дорог в соответствии с ГОСТом РФ) - всё это является показателем работы и служит для оценки деятельности губернатора и правительства.

Я готов отчитываться по этим показателям, заложенным в Стратегии. У меня есть чёткое представление, что я буду делать. И строительство новых объектов, и нормативное регулирование... За год нам очень много раз приходилось просто наводить порядок.

Критерий оценки - изменение ситуации

- С вашей точки зрения, какие подведомственные департаментыявляются наиболее прогрессирующими, а какие отстают?

- Сложный вопрос: сегодня они прогрессируют, а завтра я нахожу новые проблемы в работе, подробно с ними разбираюсь. Тот же самый департамент транспорта. Да, строят дороги. Да, обновляют общественный транспорт - 200 единиц обеспечена поставка. Но - не решают вопрос с быстрым наймом водителей в Севэлектроавтотранс, не решают так быстро, как мне бы хотелось, вопрос с маршрутной сетью. Мы ждём исполнения госконтракта, который анализирует обстановку в городе по транспортной составляющей и маршрутной составляющей. Уже сейчас могу сказать, что в ближайшие 7 месяцев мы перейдём на регулируемые тарифы. Вот это несколько пробуксовывает. Хотелось бы быстрее. Многие департаменты делают шаги. Например, департамент потребительского рынка и лицензирования - создаются новые ярмарки, разбираются с НТО, с незаконной торговлей, меняет правила игры, упрощает их, делают ярмарку-продажу с ценами на 25% ниже. Мы хотели показать, что это возможно сделать во всех районах города. Но оценка и критерий работы этого подразделения - не то, что он ярмарку организовал или разобрался с торговлей, а снижение цен в городе. Понятно, что полномочий у правительства субъекта мало в этой отрасли. Они больше у ФАС, и мы их подключили. Критерий оценки - это всё-таки изменение ситуации. Я считаю, что действий, сделанных департаментами, недостаточно, но вектор выбран правильный.

Никто не может манипулировать правительством Севастополя

- Что касается такого контролирующего органа как Севгосстройнадзор - в конце минувшего года, встречаясь со СМИ, вы заявили, что ведомство недостаточно эффективно пользуется своей возможностью накладывать штрафы. Как сейчас работает орган?

- Ситуация резко поменялась. Кстати, после ухода бывшего руководителя было выдано 6 разрешений о соответствии, это примерно в расчете на месяц в два-три раза больше, чем выдавалось ранее, перед уходом. Сейчас  мы качественно смотрим стройку, провели огромный анализ домов, в которых люди уже жили десятилетиями, пять, семь лет без ввода в эксплуатацию, мы разбирались в каждой ситуации, не могли допустить нерешенности этих вопросов. Одновременно с этим - я говорил об этом на сессии законодательного собрания - мы посчитали всё, что строится сейчас. Чтобы никто не мог сказать: "вот мы объект построили, введите нас в упрощенном порядке". Таких объектов 221. Это более миллиона кв.м.

Мы создали базу данных - Севстройнадзор, департамент имущества и земельных отрношений и департамент архитектуры - и никто уже не может манипулировать правительством Севастополя.Если ты построил неправильно - никто тебя не введет. Сейчас есть случаи, когда мы доводим дома по обращению ЖСК, в части из них строительных компаний уже нет либо они банкроты, и мы вынуждены с этим разбираться, но новых строек нет. И участники рынка об этом знают.

Знает ли город, что мы подали порядка 170 исков к юридическим лицам по изъятию земли, которая в течение 3-х лет не использовалась юрлицами-застройщиками? Думаю, не знает.

Мы постепенно наводим порядок, постепенно предъявляем чёткие, понятные правила игры, чтобы не сталкиваться с ситуацией, когда мы вынуждены принимать дома и вводить в эксплуатацию. Стройнадзор сейчас работает более жёстко, качественно: та же ситуация по Коломийца,6, по объектам Интерстроя - она привела к нормальному эффективному разрешению ситуации. Застройщик понял, что нужно играть по правилам, мы подписали соответствующий договор о том, что в случае плановой застройки территории застроойщик должен сделать по закону РФ строительство социальных объектов - школы, детского сада, музыкальной школы. Всё было сделано по закону.

- Те разрешения, которые выдал бывший руководитель Стройнадзора, касались каких-то скандальных объектов?

- Стройнадзор дает заключение о соответствии. Вводит дома в эксплуатацию департамент архитектуры. Стройнадзор смотрит - построен ли дом в соответствии с техническими регламентами, не несёт ли угрозы жизни, не развалится ли, каково качество бетона, если он построен по проекту - а мы знаем, что часто у нас дома строились вне проекта, была лишь проектная декларация, а в России всё совсем по-другому, - если Севстройнадзор не может принять -собирается комиссия, она даёт рекомендации, исправляются замечания, Стройнадзор принимает, после этого департамент архитектуры вводит.

Поверьте, мы ввели таких сложных домов штук шесть. Всё остальное - это жизненные ситуации: дома ЧФ, порядка 160 тыс. кв. м. Я в деятельность этой комиссии не вмешиваюсь. В ней присутствуют депутаты законодательного собрания, вы всегда можете спросить, как работала данная комиссия.

Не всегда олигархи покупают земельные участки

 - 1 августа, отвечая на вопрос об исполнении президентского поручения, сроки которого как раз в этот день истекали, вы чётко и лаконично ответили, что решение об ООПТ откладывается до решения всех вопросов, связанных с имущественными отношениями. Расскажите о мотивах этого решения, учитывая то, что суды могут длиться бесконечно?

- Я напомню, что причиной переноса принятия Генплана также являлась нерешенность имущественно-земельных отношений. Там работала согласительная комиссия, которая рассматривала оращения горожан, которая принимала решения, я так же не вмешивался в деятельность комиссии, я принял сторону горожан, и мы ушли в доработку Генерального плана. Там есть вопросы с садоводческими товариществами и многое другое. Здесь - то же самое.



Про поручение, которое было по принятию комплекса мер  по защите нашего экологического богатства,  - мы пошли несколько дальше. Мы подготовили и документы по заказнику и подали 2000 исков по самому урочищу Ласпи. Конечно, вы можете сказать: там собственники - богатые люди. Но это не всегда так. Есть люди, которые продали последнее и купили там участок. И нагнетать социальную напряженность, не решив вопрос с заменой участка, не следует. Я предложил законодательному собранию, пока устно, но, видно, придётся письменно, потому что слишком долго жду, - компенсировать земельными участками на другой территории города такие случаи.

Не всегда олигархи покупают земельные участки. Поэтому мы пока - временно - не торпедируем ситуацию. Разберёмся - будем продолжать работу. Принятие/не принятие заказника ничему не мешает: на всю зону Ласпи уже наложен режим лесной зоны. Если вы посмотрите кадастровую карту, вы увидите, что там находятся лесные земли. Все ограничения, связанные с этим, там действуют. Наложение лесных участков на частную земельную собственность даёт повод на обращение в суд. Решения суда почти в 100% случаев в пользу правительства, поэтому никакой угрозы или недостаточной защиты Ласпи сейчас нет.

- В год экологии обещали создать две ООПТ. С Ласпи вы объяснили. Заказник Караньский будет ли создан до конца года?

- Не готов ответить. Мы создаём заказники всегда в некой спешке. Приезжаю в село Орлиное, встречаюсь с депутатами муниципальных образований. Они спрашивают: ну как же вы создали заказник в Байдарской долине?! Вы нам ограничили перспективу села Орлиное - там невозможно ничего дорезать, чтобы добавить участков проживающим в селе, а там - поле... Я начинаю спрашивать подробности - а мне говорят: это вы приняли решение о природном заповеднике. Вот так иногда в спешке мы создаём проблемы сами себе. То, что я обещал, будет сделано. Если я обещал создать Зону - вы это слышали - значит, она будет создана.

У нас своя уникальная судьба

- В завершение беседы: каким вы видите будущее Севастополя?

- Размышляя над этим вопросом, я воспринимаю большинство мнений, которые существуют в городе. Все хотят видеть Севастополь светлым, чистым, красивым, с развитой инфраструктурой, с хорошими дорогами, с качественным образованием и здравоохранением. С позитивной повесткой дня, неоднобокостью работы наших СМИ, с быстрыми темпами строительства новых объектов, чистым морем, хорошей экологической обстановкой...

Я готов это сделать, у меня есть чёткое представление о том, как это сделать. Есть стратегия, которая направлена на решение всех проблем, которые сегодня существуют, есть команда. Да, она будет меняться. Да, она будет совершенствоваться. Ряд людей из неё мы попросим. Основным критерием будет профессионализм. В чём-то мы будем опираться на опыт других субъектов РФ. Но у нас своя уникальная судьба, и мы будем развиваться, строго следуя нашей стратегии. Темп жизни, который сейчас нам предстоит, предопределён задачей выйти на уровень субъектов Российской Федерации и обогнать их, войти в десятку лучших - по проживанию, по привлекательности, по качеству жизни. Вот мы получили 29 место в рейтинге регионов, на которое скакнули разом с 70-го.

Я считаю  Севастополь достойным вхождения в десятку лучших в стране, именно городом федерального значения. Таким мы должны стать по содержанию, а не только по названию. 

Беседовал Антон Пархоменко

Теги:
Читайте также: