пн, 20/11/2023 - 10:08

На бывшем севастопольском "холодильнике" идут демонтажные работы

Там, где раньше выпускали мороженое, будет отель.

На территории бывшего Севастопольского хладокомбината на Портовой улице уже неделю идут демонтажные работы. За появившимся металлическим забором спилили несколько деревьев перед фасадом, в самом здании небольшой экскаватор бодро демонтирует внутренние элементы, высыпая обломки через грубо расширенные оконные проёмы.

«Холодильник», как называют его в городе, – комплекс дореволюционных, довоенных и послевоенных зданий. Здание производственного цеха на красной линии улицы Портовой, у железнодорожного вокзала, буквально встречает приезжающих в Севастополь и даёт первое представление о том, как выглядит город.

Когда-то здесь выпускалось мороженое, однако производство его давно остановлено. Что будет дальше, не потеряет ли Севастополь очередной ценный объект архитектуры, слагающий узнаваемый облик нашего города, выясняла съемочная группа НТС и заместитель председателя Севастопольского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Степан Самошин.

 «Здание историческое, оно имеет архитектурную ценность, как минимум, по трём причинам. Во-первых, это не просто коробка, у него есть свой архитектурный декор. Кроме того, скорее всего его авторами являются архитекторы Павел Кумпан и Антонина Шувалова, которые у нас в Севастополе строили здание Госбанка, красивые жилые дома на улицах Ленина Генерала Петрова, Одесской», – рассказывает он.

По сведениям журналистов, объект, на котором идут активные строительные работы, принадлежит частному юрлицу. Заказчик работ – «Крымдорстрой». Земельный участок под историческими зданиями по адресу ул. Портовая, 4, находится в аренде у «Производственного предприятия «Актив Металл». Целевое назначение земли всё еще сохраняется под кодом 6.4 «Пищевая промышленность». Однако, по имеющимся неофициальным сведениям, здесь планируется отель. Завершить реконструкцию планируют к 2024 году.

«<Обещают>, что сама коробка, стены – она будет сохранена. И планируется воссоздать даже наружное убранство. Здание будет облицовано камнем. Вероятно, его облик как-то будет приближен к оригинальному… Нередко приходится о таком слышать: «Сделаем как было, даже лучше». Но что будет в реальности, посмотрим», – говорит Степан Самошин.

У здания нет охранного статуса, и это даёт повод для серьёзного беспокойства – проект не проходил через архитектурно-художественный совет. И есть опасение, что формат «реконструкции» может позволить обойтись без решения совета.

Еще одна коллизия заключается в том, что наше Севнаследие не может самостоятельно выявлять ценные объекты.

«Кто-то должен принести им заявку. И здесь – важная роль самих горожан или же муниципалитетов, потому что любой желающий может это сделать: написать историческую справку, сфотографировать здание с нескольких сторон и принести два экземпляра [документов] собственно в Севнаследие, на Володарского. И это, конечно, нужно делать, этим нужно заниматься, потому что когда происходят вот такие вещи, оказывается, что уже поздно», – предостерегает Степан Самошин.

Читайте также: