чт, 15/03/2018 - 18:06

Муниципалитеты Севастополя: добавляете работы — добавляйте и денег

Мы не против новых полномочий, но только если они будут подкреплены финансово, — так в двух словах можно передать позицию муниципальных образований Севастополя, высказанную на сегодняшнем заседании комиссии заксобрания по законодательству и государственному строительству.

За обслуживание пляжей и кладбищ по-прежнему будет отвечать городская власть. Законопроект «О внесении изменений в некоторые законы города Севастополя в части определения полномочий органов местного самоуправления» ожидала странная судьба. Уже принятый в первом чтении, до второго он не дошёл.

 

Кладбище без границ

Авторство законопроекта принадлежит правительству Севастополя. Оно предложило наделить муниципалитеты полномочиями по содержанию и благоустройству пляжей и кладбищ, по выявлению и постановке на учёт бесхозного имущества и по определению должностных лиц, наделённых правом составлять административные протоколы. На заседании заксобрания 30 января этот документ представлял глава департамента по территориальному развитию и взаимодействию с органами местного самоуправления Валентин Демидов.

Законопроект вызвал довольно бурную дискуссию, однако был-таки принят в первом чтении. Был установлен срок, в течение которого можно было предлагать поправки к нему. На сегодняшнем заседании комиссии их даже рассмотрели, причём это тоже сопровождалось дебатами: взгляды правительства не совпали с позицией Совета Андреевского муниципального округа. Поддержали андреевцев и коллеги: представитель Ленинского муниципалитета, в частности, перечислил целый ряд законодательных актов РФ и Севастополя, которым предложение правительства противоречит. Однако в свете дальнейших событий углубляться в суть этих разногласий нет никакого смысла.

Пока шло обсуждение, представители муниципалитетов несколько раз упомянули о том, что они вообще не считают нужным этот законопроект принимать. Эта же мысль ранее звучала и на круглом столе, где обсуждался документ. В итоге вопрос о том, «рекомендовать или не рекомендовать» его к принятию, был поставлен ребром. Муниципалы (исключение, как выяснилось, составляет лишь Качинский муниципальный округ) выступили единым фронтом: не рекомендовать, ибо предусмотренная им передача полномочий не подкреплена ни юридически, ни финансово.

О возможных причинах альтернативной позиции Качинского муниципалитета читайте в материале: Пляжи Севастополя, которые мы можем потерять

«Пляжи передаются нам — это ответственность громадная. При этом нам не добавляют ни денег, ни людей. Мы подходим к летнему сезону, но непонятны даже взаимоотношения с компаниями, которые выиграли право обслуживать пляжи. До сезона осталось два месяца — как с ними быть? Какие у нас с ними могут быть отношения? Объявлять нам конкурс или не объявлять? Ясности вообще никакой. Закон может приниматься, но с тем, чтобы в действие вступал только в следующем сезоне — тогда мы могли все эти моменты рассмотреть. Что касается кладбищ, их на территории моего муниципалитета нет, мне сложно об этом говорить. Но вот тут сидит представитель Терновского муниципалитета, у которого кладбище границ не имеет. Не упорядочен перечень могил, нет никаких списков. А сейчас ему всё это передается, и ответственность наступает громадная. И последний пункт — бесхозяйное имущество. Да, такое имущество есть, и мы его находим. Но нужен человек, который будет бегать по инстанциям, потому что это не просто бумагу какую-то кинуть в Севреестр — речь идёт об оформлении имущества, значит, нужны люди, которые в этом разбираются. К тому же имущество это в итоге всё равно не переходит муниципалитету. Мы уже с этим столкнулись: дали информацию по объектам, после чего тут же нашлись их потенциальные владельцы — и мы ничего не получили. Ну и зачем тогда мы эту работу ведём? Дать информацию в Севреестр о том, что на улице такой-то находится бесхозяйный объект, мы можем и так, это для нас не сложно. В общем, без денег и ресурсов всё это ни о чём», — сказал глава Андреевского муниципального округа Павел Сысуев.

«Нельзя перепрыгнуть пропасть на 99%»

Коллеги Сысуева дружно поддержали. Представитель правительства в ответ заявил, что оно, безусловно, будет исполнять перечисленные полномочия и дальше, если они не нужны муниципалам. Обидело его и упоминание о неучтённых могилах: по его словам, речь идёт не об ответственности за захоронения, а лишь об улучшении состояния территории. Налицо, подчеркнул он, расхождение в толковании законопроекта. К тому же прежде муниципалы по каким-то причинам не были по отношению к нему столь категоричны.

Павел Сысуев возразил: время идёт, а ясности не прибавляется. Отсюда и категоричность.

«Мы до сих пор не знаем, что же нам делать. Нам просто говорят: вот полномочия, а разберёмся потом. Но так не бывает. В прошлом году нам уже передали госполномочия по созданию элементов благоустройства, детских площадок и так далее. А кому нам их передавать, до сих пор непонятно. У нас нет предприятия по обслуживанию — за год этот вопрос так и не был решён. Поэтому есть масса нарушений, и прокуратура уже предъявляет претензии. Так куда мы идём? Нас наделяют полномочиями, с которыми непонятно что делать», — заявил он.

«Мы уже говорили это неоднократно, но нас упорно не хотят слышать. Любое полномочие, не подкреплённое финансовым и кадровым обеспечением, — это выхолощенное полномочие. Средняя зарплата муниципального служащего — 30,4 тысячи рублей, в правительстве — 44,9 тысячи. А вы хотите, чтобы муниципалы исполняли новые полномочия прежним штатом и за прежнюю зарплату», — сказала депутат Татьяна Лобач.

По её просьбе представители муниципальных администраций озвучили число своих сотрудников: от 11 (вместе с уборщицей) до 18 (самой «богатой» оказалась администрация Балаклавского муниципального округа).

«Ну вот, давайте мы им ещё что-нибудь поручим — пусть занимаются тем же составом», — предложила Лобач.

Вячеслав Аксёнов попросил представителей правительства не передёргивать, утверждая, будто полномочия муниципалитетам не нужны.

«Извините, но это очень фальшиво — я прямо вам это говорю. Они за то, чтобы им передавали полномочия, но полномочия нужно передавать вместе с финансированием. В противном случае депутаты эту передачу не поддержат. В прошлый раз мы об этом уже говорили», — напомнил он.

«Я и в прошлый раз голосовал против этого закона, потому что нельзя перепрыгнуть пропасть наполовину и даже на 99% — у нас или есть сильные муниципалитеты, или их нет. А в данном случае получается манипулятивная практика: мы попробуем, а если не понравится, кого-то обвиним и накажем. И это ещё больше усложняет деятельность муниципалитетов», — поддержал Иван Кусов.

Голосование поставило в вопросе окончательную точку: никто из присутствовавших на заседании депутатов законопроект не поддержал. Придётся правительству либо выполнять полномочия самостоятельно, либо делиться с муниципалами ресурсами.

 

Ольга Смирнова

Читайте также: