чт, 23/11/2023 - 17:16

Крым сможет перерабатывать чёрное золото с помощью «чёрных» деталей

Власти России пытаются облегчить жизнь нефтеперерабатывающих заводов.

Российский топливный рынок переживает непростые времена: отечественные нефтеперерабатывающие заводы столкнулись с нехваткой деталей для ремонта оборудования. В зоне риска находится и Крым: на территории республики ведётся добыча и переработка нефти высокой вязкости. Как изменится положение крымской нефтяной промышленности, выяснял ForPost.

На данный момент в Крыму функционирует по меньшей мере один нефтеперерабатывающий завод. ООО «Акташ» располагается в Ленинском районе. Нефть здесь перерабатывают с 2018 года. В качестве сырья завод использует местную нефть, добытую на территории района.

По данным пресс-службы ООО «Акташ», так называемое «чёрное золото» Восточного Крыма обладает весьма специфическими показателями: оно имеет высокую плотность и вязкость, а также низкую температуру застывания. В такой нефти много масел и практически отсутствуют парафины. Из этого сырья на заводе производят мазут и топливо для судовых дизельных двигателей. 

Не подделка, а копия

Впервые информация о том, что российские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) могут перейти на использование неоригинальных деталей, появилась несколько дней назад. По данным Известий, профильные министерства работают над документацией, которая поможет смягчить требования к проведению ремонта оборудования отраслевых заводов.

«НПЗ — это объект повышенной опасности, его работа и ремонт регламентируются перечнем законодательных актов и технических регламентов. В последнее время из-за санкций доступ к зарубежному оригинальному оборудованию усложнился, и правительство решило внести изменения в законодательство», — пояснил в беседе с ForPost главный редактор издания «Нефть и Капитал» Владимир Бобылев.

Из-за недостатка деталей ремонт НПЗ может затягиваться.

По словам эксперта, оборудование для НПЗ могут поставлять сразу несколько стран. А вот доставать запчасти для ремонта приобретённой техники порой оказывается невероятно сложно: в нынешних условиях запчасти либо дорожают, либо вовсе не ввозятся в Россию.

И снова Поднебесная

Решить возникший вопрос планируют с помощью системы обратного инжиниринга. Простыми словами, оригинальные детали собираются копировать. Однако техрегламент Таможенного Союза и правила промбезопасности, утверждённые Ростехнадзором, ограничивают заводы в возможности использовать подобное решение.

«Возможно, проблему решит параллельный импорт. Кроме того, закупать детали можно будет и в Китае», — перечислил ещё несколько вариантов Владимир Бобылев.

Редактор издания «Нефть и Капитал» заметил, что наши восточные соседи уже не первый год выпускают оборудование и запчасти в сфере нефтепереработки. В первую очередь, эту технологию они освоили для собственного производства, так как в Китае работает много НПЗ.

Не допустить брака

Опасение вызывает то, что при использовании копий или аналогов вместо оригинальных деталей могут возникать непредсказуемые поломки, и срок их эксплуатации может быть короче. Но, как заверил Владимир Бобылев, беспокоиться об этом не стоит. Эксперт пояснил, что если власти и пойдут на смягчение правил ремонта для НПЗ, то исключительно с тем условием, чтобы все поставляемые детали проходили жёсткий контроль качества. 

«Система не будет работать, как, условно, на рынке автозапчастей, «склепали на коленке и установили». Поэтому глобально никаких проблем это впоследствии не вызовет. Зато этот шаг правительства поможет нашим переработчикам выйти из сложной ситуации, когда ремонт НПЗ затягивается на месяцы», — подытожил редактор профильного издания.

Читайте по теме: В крымской степи произошел разлив нефти

Как ForPost сообщал ранее, летом в Краснодарском крае дважды за один день горел нефтезавод — исполнитель государственного заказа по выпуску стратегически важного авиационного топлива повышенной плотности Т-1. Причиной возгорания, по словам спасателей, стал технологический сбой на факельном стояке.

Елена Фокина

Читайте также: