пн, 10/07/2017 - 12:04

Константин Сомик: Чёрное море – одно из самых грязных

 В Севастополе констатируют, что Чёрное море превратили в «сточную канаву». Морская вода загрязнена тяжёлыми металлами, нефтью, нефтепродуктами, химическими отходами и неочищенными стоками.

Слова «Черное море» заставляли учащенно биться сердца многих поколений жителей России, Советского Союза и снова России – ведь это море было, по сути, единственным воплощением мечты о юге и беззаботном отдыхе.

Но с тех пор, к сожалению, многое изменилось, и чистота «самого синего в мире» моря осталась лишь в воспоминаниях людей старшего поколения. О том, как меняется ситуация в последние годы и что угрожает Чёрному морю в первую очередь, мы говорили с начальником отдела надзора на море Южного региона межрегионального управления по Республике Крым и Севастополю Росприроднадзора Константином Сомиком.

– Константин Николаевич, как оценивается сейчас экологическая обстановка на Чёрном море и что представляет для него наибольшую опасность (отходы человеческой жизнедеятельности, промышленные стоки, что-то ещё)?

– К огромному сожалению, Азовское и Чёрное моря считаются одними из самых загрязнённых. Высокую степень загрязнения подтвердило и недавнее исследование, которое по заказу МЧС России проводила компания «СканЭкс».

Водный бассейн загрязнён тяжелыми металлами, нефтью и нефтепродуктами, сбрасываемыми в него мусором, химическими отходами, неочищенными сточными водами. По данным «Морской Красной книги», Чёрное море занимает одно из лидирующих мест по количеству сбрасываемых в него отходов. Согласно экологическим изысканиям, вода в Чёрном море загрязнена железом и нефтью свыше допустимой нормы в 4 раза. Норма концентрации железа превышена в 4 раза, нефтью и нефтепродуктами — приблизительно в 1,2–1,8 раза. Кроме этого, в Чёрном море большое количество судов. Развивать флот, конечно, надо, но делать это нужно ответственно. А так происходит не всегда. Мы очень часто обнаруживаем в Севастопольской бухте нефтяные пятна – это говорит о том, что люди, занимающиеся судоходством, не соблюдают экологические требования и осуществляют сброс в море загрязняющих веществ, в том числе и нефтепродуктов. Поэтому на вопрос об опасности я бы ответил так: наибольшую опасность, к сожалению, представляет собой человек, который осуществляет деятельность в водоохранной зоне Черного моря.

– Как меняется экологическое состояние моря в последние годы? Есть ли какие-то перемены к лучшему или негативные тенденции по-прежнему преобладают?



– Если брать именно побережье Крыма, то здесь с 2014 года наметились положительные тенденции по нескольким направлениям. Одно из них касается донного траления, которое, по сути, уничтожает все базирующиеся на морском дне организмы. Донное траление было запрещено и раньше, но контроль за выполнением этого запрета был менее серьезным. Сейчас ситуацию контролирует пограничная служба, которая имеет серьезную материально-техническую базу и уделяет механизмам вылова очень большое внимание. Это дает надежду, что в ближайшие годы запасы водных живых ресурсов улучшатся и возобновятся ранее разрушенные места нерестилищ.

Второй позитивный момент – в настоящее время по всему Крыму и в Севастополе проводятся работы по реконструкции очистных сооружений. В Севастополе, к сожалению, эта проблема всегда была очень острой: КОС Южный, например, осуществляет только механическую очистку сточных вод. Конечно, это крайне отрицательно влияет на экологию моря. Федеральной целевой программой развития Республики Крым и Севастополя до 2020 года предусмотрена реконструкция, которая коснётся в том числе и Балаклавских очистных. Сейчас там нет вообще никакой очистки: стоки сбрасываются в том же виде, в котором собираются. И сбрасываются не в зону сероводорода, как предусмотрено проектной документацией, а прямо в море (при выходе из Балаклавской бухты с левой стороны, есть такое проблемное место). Так вот в рамках ФЦП эти очистные будут реконструированы, мощность их увеличится, добавится биологическая очистка. В частности, она даёт возможность до попадания сточных вод в море убрать фосфаты, которые содержатся в бытовой химии. Их становится все больше, и это очень серьезно влияет на экологию.

– Насколько соблюдаются требования экологической безопасности при строительстве новых объектов, в том числе жилых? Вы контролируете эту ситуацию?

– Строительство в водоохранной зоне накладывает ряд ограничений: обязательное канализование, запрет на строительство таких объектов, как мусорные полигоны, и так далее. Но надзор за строительством, к сожалению, осуществляем не мы – согласно законодательству, это делает Ростехнадзор. Мы же подключаемся только после ввода объекта в эксплуатацию. Очень надеемся, что в ближайшее время будут приняты Генплан города и Правила землепользования и застройки, и возникнет ясность – что и на какой территории можно строить. Это помогло бы оздоровить ситуацию.

– Думаю, что федеральные законодатели поступили не слишком мудро, выведя новое строительство из-под вашего контроля.

– Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) – очень серьёзная структура, которая имеет и свои региональные представительства в субъектах. Но и экологи тоже должны понимать, учтены ли в проекте требования к экологической безопасности объекта – чтобы не возникало ситуаций, когда дом строится на берегу моря, а осуществить его канализование невозможно, потому что рядом нет коллектора подходящего диаметра. И начинаются врезки в слабые коллекторы, прорывы, все течёт в море, и никто не может найти виновного.

– Актуальный вопрос – пригодность воды для купания. Особенно на пляжах в центре города – например, в Артбухте.

– По заключению специалистов, на наиболее популярных у отдыхающих пляжах существенных нарушений не выявлено. Лучшими признаны пляжи «Учкуевка» на Северной стороне; «Яшмовый» на Фиоленте; «Ближний», «Васили», «Мраморный», «Золотой» в Балаклаве и её окрестностях; «Песочный» и «Солнечный» возле национального заповедника «Херсонес Таврический»; пляж парка Победы в районе проспекта Октябрьской революции; пляж «Дельфин» в Ласпи. Не рекомендуется купаться на таких пляжах Севастополя и его пригородах, как «Голубая бухта» на южном побережье мыса Херсонес, на многих участках побережья возле посёлка Кача, на прибрежной территории оздоровительного комплекса «Бухта Мечты» в Ласпи, в месте массового отдыха «Ушакова балка».

По Артбухте у нас было несколько обращений, связанных с обнаружением очагов загрязнений в море. Но лабораторные анализы превышений не обнаружили. Есть факты, когда через ливневую канализацию в Артбухту попадает дождевая вода, а с ней и отходы, которые наши несознательные граждане сливают в ливнёвку. И случаи, когда после сильного дождя в Артбухте образуются какие-то пятна, очаговые загрязнения, действительно есть. В ряде случаев мы виновных обнаруживали, привлекали к ответственности, заставляли компенсировать ущерб. Кроме этого, там место такое, что туда задувает и поверхностный мусор. Мы часто обращаемся в порт с просьбой осуществить уборку своими силами. Но сказать, что в Артбухте плохая ситуация с качеством воды, я не могу. Иногда бывает превышение по нефти, но редко.

– В ливневую канализацию отходы сливают жители частного сектора?

– И они тоже. Тихонечко спускают в ливнёвку свои отходы кафе и рестораны, находящиеся на берегу моря. Ситуация с ливневой канализацией тяжелая не только в Севастополе. Очень сложная она в Коктебеле, Ялте, где у многих предприятий нет централизованного канализования.

– Можно ли сказать, что на каких-то обитателей моря загрязнение влияет особенно губительно?

– Все виды флоры и фауны очень чувствительны к загрязняющим веществам. Отдельно я сказал бы о мусоре: различные предметы, плавающие в воде, воспринимаются обитателями моря как еда, и они умирают, поглощая их. Хотелось бы, чтобы граждане наши хотя бы мусор за собой убирали с пляжа — это уже будет очень хорошо. Всё, что не убирается, волны уносят в море. А потом и мы сами купаемся в грязной воде и жалуемся.

Не меньшей проблемой считается появление в воде Чёрного моря чужеродных видов. Наиболее устойчивые из них приживаются в акватории, размножаются, уничтожают местные виды планктона и изменяют экологию моря. Чужеродные виды и другие факторы в свою очередь приводят к уменьшению биологического разнообразия экосистемы.

– Как раз в середине июня многие СМИ со ссылкой на NASA опубликовали информацию о том, что Чёрное море изменило цвет с тёмно-синего на бирюзовый. В качестве доказательства прилагались сделанные из космоса снимки, но изменение цвета можно было заметить и без них. Причиной эксперты называли чрезмерное размножение фитопланктона. Отмечалось также, что это грозит проблемами для морских обитателей: вода теряет слишком много кислорода, и они могут задохнуться.

– Процессы эвтрофикации (цветения), т. е. образования зон нехватки кислорода, характерны для Чёрного моря. С водами рек в него поступают не только тяжёлые металлы и пестициды, но и азот, и фосфор с полей. Фитопланктон, получая из удобрений избыток питательных веществ, бурно размножается, вода «зацветает». Затем донные микроорганизмы отмирают. В процессе гниения они используют повышенное количество кислорода, что приводит к гипоксии придонных животных: крабов, кальмаров, мидий, устриц, молоди осетровых. Зоны замора достигают 40 тысяч квадратных километров. Все прибрежные воды северо-западной акватории переудобрены. Но сказать, что ситуация резко изменилась в последнее время, нельзя. Каких-то серьезных изменений наши специалисты не выявили. Море действительно было ярко-бирюзовым, но сейчас вода уже потемнела.

– Как отвести опасность, нависшую над Чёрным морем?

– Сделать это можно только общими усилиями. И делать это надо немедленно. Особое внимание нужно уделить работе с отходами. Сейчас полномочия по уборке передали в муниципалитеты, и вы наверняка заметили, что количество контейнеров и частота их вывоза увеличились. Ликвидируются и стихийные свалки. Но лучше бы они и не образовывались. И, конечно, от отдыхающих зависит чистота моря и пляжей. Давайте в Год экологии сделаем Севастополь образцово-показательным городом! К природе надо относиться так, словно мы взяли её в долг у наших детей. Вот если мы будем так поступать, всё у нас будет хорошо.

Ольга Смирнова

 

Теги:
Читайте также: