вт, 17/10/2017 - 20:00

Как вернуть Севастополю былую красоту

Как сделать так, чтобы долгожданный ремонт севастопольских фасадов не обернулся слезами по утраченной красоте? Этот вопрос обсуждали в Заксобрании, где состоялось совещание с участием специалистов и ответственных чиновников.

Психоделический короед

О том, что чудесному белому городу, каким помнят Севастополь коренные жители, необходимо вернуть прежний облик, депутаты Заксобрания впервые заговорили еще три года назад. И теперь уже можно говорить, что слова переходят в дела.

Но высказанные в начале статьи опасения не совсем беспочвенны: отремонтированные фасады некоторых зданий уже успели вогнать севстопольцев в ступор. Результатом такого потрясения стало и письмо в адрес Заксобрания и городского правительства, которое зачитал на совещании глава комитета по градостроительству и земельным вопросам Вячеслав Горелов.

Одна из авторов письма, секретарь общественного совета при Фонде содействия капитальному ремонту Елена Кравченко, перечислила целый ряд претензий к уже проделанным работам. В качестве яркого во всех смыслах примера послужил дом по ул. Луначарского, 16. Отремонтирован он был в 2016 году, еще при прежнем руководстве Фонда содействия капитальному ремонту. При этом использовалась декоративная штукатурка «Короед», а окрашен дом был в розовый цвет, который Елена Кравченко назвала «цветом Барби» и «отвратительно розовым» «психоделическим оттенком». Между тем этот дом находится рядом с объектом культурного наследия по ул. Луначарского, 18 и, по мнению выступающей, портит и его вид тоже.

У начальника управления ЖКХ и топливно-энергетического комплекса  Евгения Бортникова в ответ нашлось другое письмо: его еще до начала работ прислали в Фонд содействия капитальному ремонту  собственники квартир по Луначарского, 16. Именно они попросили вернуть их дому исторический, послевоенный цвет, благодаря которому он получил в народе название «розовый дом артиста».

Елена Кравченко на это возразила, что розвый розовому рознь и такого результата жильцы предвидеть не могли. Есть и другие претензии к проведенным работам – например, пренебрежительное отношение к деталям. Но на фоне «цвета Барби», видимо, все они меркнут.  

Одним словом, авторы письма боятся тиражирования этого опыта на другие объекты. И дело не только в цвете: как заметила Елена Кравченко, здания требуют строгого соблюдения технологии. Если это натуральный камень — ему нужна бережная очистка, без каких-либо «пескоструйностей».

«Что же касается оштукатуренных домов, которых много на таких исторических улицах, как Пирогова и Толстого, то там также пытаются применять «Короед». Мы считаем, что это недопустимо. И смотрится это чрезвычайно вульгарно, как новодел. Эти фасады должны быть отремонтированы при помощи технологии, которая применялась во времена их строительства – с применением клеевых растворов и окрашиванием домов в спокойные оттенки, а не просто во все цвета радуги – кому что в голову взбредет», - подчеркнула Кравченко.

В качестве положительного примера был приведен Санкт-Петербург, где принято Постановление правительства № 1135 «Об утверждении Правил содержания и ремонта фасадов». На основании этого документа подрядчику четко обозначают технологии и материалы, которые следует использовать при выполнении ремонтных работ. В Севастополе, уверены авторы письма, должна быть разработана своя версия такого же постановления.

Десять счастливчиков

Немало плохого было сказано и о качестве проведения ремонтных работ.

«Квалифицированных кадров не хватает. Подрядчики очень широко используют субподряд, а в качестве субподрядчиков приглашают каких-то, я прошу прощения, коробейников – никак иначе их не назовешь. Они смотрят друг на друга, пытаются учиться, но у них нет абсолютно никаких навыков. На объектах бардак, отсутствие дисциплины, пьянство. Сроки выполнения работ почти на всех объектах срываются, на Николая Музыки, 28 в одном месте была нарушена технология нанесения штукатурки «Короед», в результате чего она пошла трещинами. Видимо, строители забыли нанести армирующее полотно. Объекты, требующие пристального внимания, есть и в удаленных районах, например, в Верхнесадовом. В силу их удаленности надзор там почти не осуществляется», - перечислила проблемы Елена Кравченко.

И напомнила: речь идет о восстановлении и сохранении единого архитектурного стиля города, который в результате применения сегодняшних методов и технологий может быть утрачен.

После этого эмоционального выступления слово дли представителям департаментов. Евгений Бортников напомнил: ремонтом фасадов в Севатополе не занимались многие годы – счастливым исключением стали только в 2011-2012-й, когда были отремонтированы три здания на центральном городском кольце. 

Сегодня долгосрочная программа предусматривает приведение в порядок 3272 фасадов. На 2017 год запланированы работы на 67 домах, на 26 из которых ремонт уже завершен.

В 2018-м таких домов будет 18, в 2019-м - еще 43. Впервые объявлен конкурс на разработку научно-проектной документации по 10 объектам культурного наследия (всего в Севастополе таких объектов 176).  Стоимость как проектирования, так и строительно-монтажных работ на объектах культурного наследия выше обычной в разы, поэто только на разработку научно-проектной документации по 10 домам в бюджете предусмотрено 26 млн. рублей. Конкурс будет объявлен в ноябре.

«Срок выполнения начно-проектной документации — до одного года. Но мы планируем получить ее к августу-сентябрю следующего года», - сообщил Бортников.

В число десяти счастливых объектов вошли дома по следующим адресам: ул. Большая Морская, 27, 50 и 52; ул. Гоголя, 6 и 8; ул. Генерала Петрова, 3; ул. Ленина, 16, 33, 52 и 58.

Фасад этого дома на Большой Морской будет отремонтирован

Работа по проектированию таких объектов, подчеркнула начальник отдела экспертиз, реализации реставрационных программ, информационно-аналитического обеспечения Управления охраны объектов культурного наследия Инна Невская, проводятся  исключительно лицензированными проектными оргнизациями. По сути, речь идет о комплексном научном исследовании, включающем в себя такие процедуры, как «зондажи и расчистки».

«Они как раз и покажут специалистам, каков цвет фасада, нужно ли его вообще красить или, если это натуральный камень,  нужна деликатная чистка. То же самое и по материлам, и по перечню работ, которые необходимо провести», - успокоила Невская.

Вся подготовленная научно-проектная документация, сообщала она, проходит так называемую историко-культурную экспертизу, которая проверяет ее соответствие федеральному законодательству об объектах культурного наследия.  Так что возможности вольничать у проектировщиков немного.

Тем не менее по предложению Вячеслава Горелова решено было показать результаты их работы еще и членам научно-методического совета при Севнаследии.

Понастроили

Однако это все — об объектах культурного наследия. А что же с остальными? Дом на Луначарского, 16, например, к их числу не относится, но разве он не заслуживает уважения?

Ирина Марочкина, начальник отдела развития городской среды департамента архитектуры и градостроительства, сообщила: до конца год будет объявлен конкурс на разработку Концепции архитектурно-художественного облика зданий и сооружений. Этот документ, принять который планируется в ноябре 2018-го, и ответит на вопрос о цвете и фактуре городских фасадов.

Пока же при их ремонте приходится опираться на постановление правительства № 205. С учетом важности вопроса решено было также пропускать все решения по облику ремонтируемых домов через архитектурно-художественный совет.

«Мы не должны упускать возможности влиять на ситуацию и сейчас, пока Концепция еще не разработана и не принята», - пояснил Вячеслав Горелов. - «Мы договорились также, что заявители изложат свое видение того, какими должны быть городские фасады, и направят его нашим коллегам в департамент городского хозяйства и департамент архитектуры. Таким образом у них тоже появляется возможность повлиять на ситуацию с ремонтом фасадов».

Но цвет и фактура — это еще не все. Не секрет, что многие дома претерпели существенные изменения иного характера: например, на них появились современные остекленные балконы.  

«Я буквально недавно об этом думал», - признался Горелов. - «Конечно, за последние годы севастопольцы много чего понастроили. И, наверное было бы неправильным все это крушить и ломать. К каждому зданию нужно подходить индивидуально. Наши коллеги из правительства привели в пример здание, где находится магазин «Черноморочка»: там изначально была задумана аркада, где можно было прогуливаться в тени и дышать свежим воздухом. Но так сложилось, что сегодня она остеклена. И исходить нужно из того, что это уже случилось. И в Москве, и в Санкт-Петербурге много примеров, когда здания оптимальным образом присабливаются к современному использованию. И тогда они наполняются жизнью, сохраняются и радуют людей. Мне кажется, что такой подход для Севастополя гораздо более приемлем», - высказал свое мнение Горелов.

Ольга Смирнова

фото из открытых источников Интернет

Читайте также: