пт, 16/03/2018 - 15:10

Как Севастополь готовил референдум 16 марта 2014 года

Самым сложным было уговорить городской Совет Севастополя принять решение о проведении референдума, а после этого — за ночь подготовить положение о референдуме.

Положение о проведении референдума о статусе Севастополя, который был назначен местным горсоветом, готовилось за одну ночь. А до этого надо было уговорить депутатов Совета принять решение о проведении голосования.

Нынешний зампред заксобрания Севастополя Александр Кулагин, среди прочего, отвечал за юридическую подготовку голосования на референдуме в 2014 году.

Он рассказал ForPost, что главной проблемой в тот период было найти общий язык со всеми депутатами горсовета, от которых зависело решение по референдуму.

«Была проблема с тем, что начали обсуждать вопрос проведения референдума в Севастополе с товарищами из горсовета. А у них у каждого было своё видение по формулировкам и написанию Положения о проведении референдуме. Но всё-таки потом пришли к консенсусу, что проводить референдум нужно по аналогии с Крымом. После этого было принято консолидированное решение, что вопросы, которые вынесут на референдум в Севастополе, будут совпадать с вопросами, которые вынесут наши коллеги в Крыму».

По словам Кулагина, самое главное, что горсовет Севастополя (украинский. — Ред.) принял решение о проведении референдума. Потому что он на тот момент (первая половина марта 2014 года. — Ред.) был легитимным органом власти.

«И после этого Валерию Медведеву (председателю избиркома Севастополя. — Ред.) было поручено за ночь подготовить положение о референдуме, что он успешно сделал. Когда самая сложная часть была пройдена, сомнений не оставалось, что с точки зрения закона референдум пройдёт безупречно», — поделился Александр Кулагин.

По словам Валерия Медведева, в тот момент сложным было почти всё; благодаря высокому духовному подъёму на это не обращали внимание.

«6 марта была назначена комиссия по подготовке и проведению референдума, а на следующий день, 7 марта, было указание Центральной избирательной комиссии <из> Киева о том, чтобы закрыть всю базу данных избирателей. Сразу стал вопрос, как же готовить списки избирателей, но в этим справились», — рассказывает Валерий Медведев.

По словам экс-главы Севизбиркома, было определено 192 участка для голосования на референдуме. Они сразу были обеспечены ящиками для голосования, кабинками и бюллетенями на трёх языках: русском, украинском и крымско-татарском.

«Была обеспечена охрана участков. Я поверил, что референдум получится, где-то в 7:45 утра 16 марта, когда проехал по нескольким избирательным участкам. Они ещё не открылись, но уже были большие очереди из числа тех, кто хотел проголосовать. И пошло… К 22:00, когда мы закрыли участки, нам принесли предварительные данные, что явка больше 80%. А из них более 90%, что мы за возвращение в Россию. Это было впечатляюще.

Ну а когда голоса подсчитали, мы увидели, что явка составила 89,5%, а из них 95,6% проголосовали за вхождение Севастополя на правах субъекта в Российскую Федерацию», — вспоминает события марта 2014 года Валерий Медведев.

Павел Истомин

Фото: Газета.ру

Читайте также: