ср, 14/06/2023 - 09:01

Как быть севастопольцем в Севастополе

Про язык, снобизм и гражданскую позицию.

Севастополец — это про принадлежность к жителям города или же про что-то иное, большее? Если вы не задумываясь отвергаете первый вариант, возможно, вы один из тех наших комментаторов, что оставляют гневные отклики под статьями, в которых есть слова «севастополец оскорбил...», «севастополец разрушил…», «севастопольца задержали…».

«Это не севастополец!» — с негодованием утверждают наши читатели, уверенные, что слово «севастополец» нельзя применять к варварам, экстремистам, иеговистам и просто хамам, даже если они были рождены и выросли в городе у моря.

«Пишите — „житель Севастополя”», — просят принципиальные читатели.

Что стоит за этой просьбой с научной и с гражданской точек зрения? Вот три мнения, которыми с нами поделились человек искусства, учёный и депутат.

Было бы несправедливо интересоваться мнением только коренных севастопольцев, тем более что взгляд со стороны иногда бывает точнее. Но и интересоваться мнением тех, кто не знает и не чувствует Севастополь, тоже было бы неправильно. За объективным взглядом снаружи мы обратились к известному российскому режиссёру Роману Мархолиа. Севастополь стал ему родным за годы театрального творчества и осуществленных здесь проектов, и расстояние этому никак не мешает.

Роман оказался полностью на стороне самых категоричных наших читателей.

«Для меня есть разница между „севастополец украл” и „житель Севастополя украл”. Всё-таки это надо ещё как-то заслужить, чтобы тебя называли севастопольцем. Потому что ты должен соответствовать духу города, который не позволяет идти на какие-то неблаговидные поступки. А „житель Севастополя” — это более сухая, официальная формулировка, поэтому слух в меньшей степени коробит, когда говорят о чём-то негативном. А если „севастополец” — ты должен соответствовать», — объяснил он в разговоре с ForPost.

Научное объяснение такому трепетному отношению к названию города дала доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы Института филологии КФУ Наталья Иванова. Она напомнила, что синонимы не всегда бывают полными, часто их отличают смысловые нюансы. И это — как раз тот случай.

«Те читатели, что возражают против такого использования слова, не считают абсолютными синонимами понятия „севастополец” и „житель Севастополя”. Житель Севастополя — это человек, который проживает в городе, зарегистрирован в нём, а вот понятие „севастополец” подразумевает определённые ментальные особенности. Это человек, разделяющий определённые ценности, определённую идеологию. И поэтому предполагается, что севастополец не может совершить неприглядные поступки — в отличие от жителя Севастополя, для которого, возможно, ценности севастопольца окажутся как минимум неразделяемы, как максимум — чужды», — объяснила Наталья Иванова.

Относиться к слову «севастополец» как к званию, которое нужно беречь, — это хорошая тенденция, говорит депутат Татьяна Щербакова.

«Прекрасно, что внешняя сторона этого звания всех задевает. Теперь будем добиваться, чтобы и внутреннее содержание соответствовало. Очень хотелось бы, чтобы те, кто так уважительно относится к слову „севастополец”, не стеснялись делать замечание тем, кто ведёт себя недостойно. С теми же словами — „ты ж севастополец”», — говорит она.

Ещё по теме: Памятник Затопленным кораблям: колдовство и реальность

Да, есть в севастопольской гордости некий снобизм, признаёт Татьяна Щербакова.

«Севастополь всегда отличался снобизмом. Это, по-моему, ещё с царских времен — некая офицерская белая кость. Морские офицеры, в свою очередь, со снобизмом относились к офицерам сухопутным. Это где-то у нас в крови. И когда говорим, что мы из Севастополя, всегда в ответ подсознательно ожидаем „о-ооо!”, „ух ты!”, „ах!” и так далее. И очень расстраиваемся, даже если не показываем, если такой реакции не получаем. Это у нас у всех, только кто-то это держит в узде, а кто-то очень сильно эксплуатирует», — замечает она.

А вот говорить о том, что человек, родившийся и выросший в Севастополе, никогда не нанесёт по нему удар, увы, не приходится, подчёркивает Татьяна Щербакова.

«Почти все, кому памятники по городу стоят, кто составил историю и славу Севастополя, не родились здесь. Я знаю тех, кто приехал пару лет назад, беззаветно влюблён в город и борется за него. И мы знаем массу людей, чьи деды и прадеды здесь жили, а внуки распродали всё, что можно было, и вредят как могут», — констатирует депутат.

А как применяете слово «севастополец» вы?

Светлана Косинова

Читайте также: