Новости России
Как борщ стал грозным оружием украинцев
Биться за борщ на Украине начали незадолго до начала спецоперации
суперкук.рф
Почти месяц как украинский бренд «борщ» находится под защитой ЮНЕСКО. Эксперты из США уверены: это блюдо стало грозным оружием против Москвы.
Об особенностях украинской кухни с политическими специями, — в материале ForPost.
Борщ всему голова
Биться за борщ на Украине начали незадолго до начала спецоперации: в начале февраля тридцать известных шеф-поваров провозгласили Манифест украинской кухни.
Доктрина гастрономии получилась увесистой.
Теперь украинская кухня становилась неотъемлемой частью самоидентификации народа. Человек, съев вареники или борщ, обязательно должен мысленно произнести: «Я дома».
Блюда исконной украинской кухни следует готовить исключительно из местных продуктов: Полесье — ягоды, дичь и грибы, Карпаты — сыры, кукуруза, грибы, Причерноморский регион и Бессарабия — рыба, морепродукты, вина, фрукты и овощи, Степь — злаки и крупы, Центральная Украина — злаки, квасы и соления, Слобожанщина и Галичина — дичь и грибы.
Но главное, что сделал манифест, — вычленил украинскую кухню из гастрономии народов СССР.
«Мы сошлись на том, что украинская кухня, хотя и переплеталась, и испытала влияние советской эпохи, в своей философии не тождественна с кухней СССР. Блюда, созданные в тот период, готовились с подходами, мало учитывавшими культурные особенности нашего народа, его традиции, техники обработки продуктов. Поэтому мы разделяем отдельно украинскую кухню и отдельно кухню и блюда бывшего союза для того, чтобы в будущем получить полноценную и самобытную, независимую ни от кого гастрономическую культуру», — сказано в манифесте.
Теперь приготовленный в России или Казахстане борщ не может считаться украинским. Другое дело, если его сварили в США или Европе. Там культурная среда подходящая и продукты что надо.
Читайте по теме: Запорожские фермеры привезли в Крым редиску и огурцы
Гоголь-проводник
Такой кулинарной идеологии, например, придерживается автор кулинарных бестселлеров Анна фон Бремзен из Нью-Йорка.
Она уверена: борщ — политическое оружие против всего русского, он сплачивает украинцев в западных широтах.
После 24 февраля, отмечает писательница, у американских украинцев «стали оживать корни». Гонимые голосом предков, они начали массово открывать ресторанчики бабушкиной кухни.
По мысли Бремзен, украинские рецепты «помогают борьбе с захватчиками», объединяют людей в сплочённую армию против всего русского. А борщ стал новым символом солидарности «с его героической родиной».
Адепт украинской гастрономии утверждает: идеальный проводник по кухне Незалежной — писатель Николай Гоголь. И неважно, что он творил, когда Украина не снилась русским царям даже в кошмарных снах. Главное, что пишет о кулинарной идиллии, а борщ стал венцом его творчества.
Да что там Гоголь! Борщ, оказывается, — блюдо западных королей.
По данным Бремзен, его рецепт из кулинарной книги «повара королей и короля поваров» Мари-Антуана Карема занимал две страницы и требовал скотного двора с хорошим птичником.
Кстати, писательница корит за порабощение борща столицу России. Нет такого борща — «Московский», это всё выдумки чиновников.
И Бремзен рада, что при помощи ЮНЕСКО борщ наконец-то вырвался из-под советского ига и стал украинским.
Читайте по теме: Переходим на подножный корм: какие крымские сорняки пригодны в пищу
Чей борщ?
Напомним, комитет ЮНЕСКО по охране нематериального культурного достояния 1 июля внёс в соответствующий список позицию под названием «Культура приготовления украинского борща».
Если верить украиноговорящим соцсетям, в последние годы вопрос «Чей борщ» в России и Украине стал таким же маркером «свой-чужой», как и вопрос «Чей Крым?».
«Теперь борщ официально украинский, и официально под охраной ЮНЕСКО. Но мы с удовольствием будем делиться борщом и его рецептами со всеми цивилизованными странами. Да и с нецивилизованными тоже, чтобы у них было хоть что-то светлое, вкусное и украинское», — сказал министр культуры Украины Александр Ткаченко.
Без дураков
Вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Вадим Прасов рад, что российские рестораторы не сошли с ума и не разделяют гастрономию на «свой» и «чужой».
«Допускаю, что у некоторых людей в изменённом состоянии могут быть какие-то проблемы с поведением, но, на мой взгляд, это не должно быть поводом для того, чтобы закрывать рестораны с определённой концепцией. Нам не надо в этом вопросе уподобляться соседней стране», — сказал ForPost Прасов.
Слова эксперта подтверждают администраторы ресторанов Москвы, Новосибирска, Екатеринбурга, Севастополя, с которыми пообщался ForPost.
«Мы продаём борщ, вареники. Проблем с посетителями не возникало», — сообщила администратор столичного ресторана «Вечера на хуторе».
«В целом у нас проблем не возникало. Дураков, конечно, везде хватает. К счастью, их не так много», — сообщила администратор севастопольского ресторана L'vivs'ka kavA.
Екатеринбургский «Хуторок» столкнулся с ворчливыми гостями. Кого-то не устраивала украинская атрибутика, кого-то музыка. Несмотря на точечный негатив, ресторан продолжает работать, посетителей стало больше, чем в ковидный 2021 год.
Читайте по теме: "Борщ — наш!" Украина закрепляет кулинарный приоритет праздником
А что со щами?
Эксперты считают: если бы борьба за украинский борщ не напоминала кулинарный фашизм, то, ради бога, воюйте за чистоту блюда хоть до последней свёклы.
Однако на Украине запрещают русскую кухню. В Киеве, например, из коктейля Moscow Mule убирают слово «Москва», «Русский салат» — так в некоторых ресторанах до 24 февраля называли «оливье» — переименовывают в украинский.
«Гонение на всё русское сегодня достаточно сильное. Отменяются русские писатели, музыканты, закрываются русские рестораны. Это ненормально», — считает вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Вадим Прасов.
Отменяют русские блюда не только на Украине, но и в Польше.
«Некоторые из наших сотрудников украинцы. Когда повара услышали, что клиенты заказывают русские пельмени, у них на глазах выступили слезы. Они плакали. Решение переименовать было спонтанным, и с тех пор мы подаём украинские вареники. Это был жест уважения к нашим сотрудникам», — заявил журналистом шеф-повар одного из польских ресторанов Томаш Корецкий.
Как тут не вспомнить слова профессора Преображенского из повести «Собачье сердце»: «Разруха не в клозетах, а в головах».
Что касается борща, то он общий. Так было, так есть и так будет, сколько бы манифестов ни написали в Киеве и сколько бы списков ни приняло ЮНЕСКО
Читайте по теме: «Русский салат» стал ужасом и фаворитом саммита НАТО
Роберт Вочовский