пт, 08/10/2010 - 10:08

И снова о платных парковках в Севастополе

В Севастополе деньги больше не лежат. Юристы прокуратуры, горсовета и госадминистрации на этой неделе сообща добились судебного решения о признании недействительным документа, согласно которому в городе работали платные автопарковки.

Первая информационная ласточка о взимании средств с автолюбителей прилетела в начале лета – 2010 из Артбухты. На традиционном для временной парковки "пятачке" на площади 300 – летия Российского флота появились люди, требующие плату с владельцев транспортных средств.



Удивленным представителям властей и журналистам парковщики предъявляли договор о сотрудничестве в сфере оборудования мест парковок, заключенный между юридическим лицом и Севастопольской городской государственной администрацией. А поскольку к началу лета власть в Севастополе кардинально поменялась, пришлось ее руководству искать, "откуда ноги растут".



Нашли. По словам начальника юридического отдела аппарата Севастопольской городской государственной администрации Константина Андриевского, "все началось в ноябре 2009 года, когда руководством СГГА было издано распоряжение "О назначении уполномоченного лица по исполнению функций организаций парковки транспортных средств в Севастополе". В соответствии с этим распоряжением в порядке эксперимента временно было назначено юридическое лицо (ООО "Севпарктранссервис") в качестве уполномоченного лица по организации парковок. "И уже на основании данного документа почти через пять месяцев (в марте 2010 года, то есть на самом излете смены власти) был заключен договор. В приложении к нему большинство площадей—самых людных и посещаемых мест города—было отнесено к платным парковкам",—говорит К. Андриевский.



"Появились очерченные голубым бордюрчики,—продолжает начальник юридического отдела Севастопольского городского совета Елена Близнюк.—Молодые люди начали взимать непонятно какие средства. После долгого разбирательства выяснилось, что взимаются суммы, включающие в себя якобы местный сбор за парковку плюс стоимость услуг юридического лица. Это, естественно, возмутило и власть, и общественность и повлекло за собой негативные социальные последствия для всех жителей и гостей нашего города".



Дело в том, утверждают юристы, что сбор за парковку автотранспорта в Севастополе действительно существует, но он в десять раз меньше того, что требовали на дорогах города новоявленные автопарковщики. "Налоговая составляющая всей это истории такова, —рассказывает юрист СГГА.



—В соответствии с законом Украины о системе налогообложения сбор за парковку автотранспорта—это один из местных сборов. Правом введения данного сбора, установления его размера, порядка взимания, согласно закону, обладает только орган местного самоуправления, то есть Севастопольский городской совет. И еще в 1999 году им было принято решение "О ставках сбора за парковку автотранспорта на территории Севастополя и механизме его взимания". Сбор был установлен в размере: 17 копеек—в необорудованных местах и 51—в оборудованных! Парковщики посчитали, что если они синей краской что – то нарисуют, то данное место считается оборудованным, и взимали плату в десятикратном размере".



Кроме того, решением горсовета организация взимания сбора была поручена районным государственным администрациям. Так что бывшее руководство СГГА и здесь превысило свои полномочия, считают юристы. Если отбросить юридическую терминологию, то, по мнению К. Андриевского, на дорогах Севастополя действовала "узаконенная форма рэкета", а Елена Близнюк более склонна полагать, что происходившее было "хорошо описано у Ильфа и Петрова: что бы провал не сильно проваливался".



Юристов города поразило также нарушение "с легкостью" постановления Кабинета министров, которое, во – первых, предписывало при организации парковок обязательный конкурсный отбор. А во – вторых, надлежало взимать сбор только после того, как парковки, собственно, созданы, оборудованы, включены в соответствующие реестры как объекты благоустройства.



В итоге городская прокуратура внесла протест на распоряжение СГГА, на основании которого незаконное распоряжение было отменено. А 5 октября 2010 года в Хозяйственном суде Киева был удовлетворен иск, поданный прокуратурой Севастополя в интересах городского совета. Таким образом, общими усилиями прокуратуры и двух юридических служб города договор по организации парковок в Севастополе в судебном порядке признан недействительным.



"Для нас было важно не просто расторгнуть этот договор, а именно признать недействительным, по причине противоречия его содержания актам законодательства страны, чтобы раз и навсегда разрешить данную ситуацию в правовом аспекте,—говорит Е. Близнюк.—Вопрос по организации парковок в городе возникнет, но любая деятельность, для того чтобы она считалась правомерной, должна вестись в строгом соответствии с законом. Необходимо упорядочить движение в городе и при этом сохранить места для временных стоянок. Эту деятельность нужно так урегулировать, чтобы она учитывала интересы всех сторон. Именно в обязанности местных органов власти и входит решение проблемы: парковка должна быть организована, оборудована, и только после этого можно ставить вопрос о взимании платы, которая напрямую идет в бюджет. Но первые два этапа не были пройдены. А третий этап, к которому перешли сразу же, был выполнен лицами, не имеющими на это полномочий, и с грубыми нарушениями закона".



Перспективу в организации парковочных мест в городе власти видят пока так. Сначала следует доработать комплексную программу "Дороги Севастополя" на период 2011 – 2015 годы. Первым этапом подготовки и внедрения программы может стать проект "Оптимизация организации дорожного движения в городе Севастополе", разработанный специалистами проектной организации для улучшения транспортных потоков в городе. Затем уже заняться поиском организации, готовой к осуществлению парковочной деятельности. Известно, что дорожно – эксплуатационное управление уже разработало проект правил парковки с учетом новых государственных стандартов, устанавливающих обязанности не только для автомобилистов, но и для парковщиков. Последние должны оборудовать стоянку надлежащим образом, установить парковочные автоматы и следить за чистотой на территории парковки. В обязанности создаваемой парковочной службы, в том числе, должен входить и своевременный ремонт дорожного полотна за счет собственных средств.

Уже на сентябрьской сессии горсовета было принято решение об инвентаризации всех дорог города и их постановке на баланс ДЭУ.



"Всегда существует некоторая обязательная последовательность действий,—подводит итог юрист горсовета.—Сначала нужно обработать землю, что – то в нее посадить, а уж потом собирать урожай. Как только новой администрацией будет подготовлены предложения по разрешению данной ситуации, городской совет сможет принять по ним соответствующие законные решения".



Ирина КАРАТАЕВА.


 

Теги:
Читайте также: