вт, 21/05/2019 - 18:45

Губернатор Севастополя вновь глух к командам Путина

Вместе с ним «глохнут» его депутаты.

Сегодняшнее заседание Заксобрания Севастополя ознаменовалось целым рядом показательных выступлений прогубернаторской части парламента. Можно сказать, что эта часть опять показала, насколько ей безразлично всё, кроме начальственного слова.

Какие ещё нацпроекты?!

Примеров несколько. Один из них — повторное рассмотрение поправок к закону № 295-ЗС «О стратегическом планировании». Подготовил законопроект и внёс его на рассмотрение коллег Алексей Чалый. В пояснительной записке автор напоминает об Указе Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и о тех национальных проектах, которые будут реализованы на территории страны в ближайшие годы. Разрабатываются они Правительством РФ совместно с региональными органами власти. Но если на федеральном уровне для этого был принят целый ряд нормативно-правовых документов, то на уровне регионов — нет.

Соответствующие указания Правительства РФ органам региональной исполнительной власти даны. В них говорится, что необходимо разработать региональные составляющие национальных проектов (программ) и закрепить за высшим должностным лицом региона ответственность за достижение поставленных целей. Но закон Севастополя «О стратегическом планировании» ничего подобного не предусматривает — и подготовленный Чалым закон должен был это противоречие снять.

В марте этого года документ был рассмотрен на заседании заксобрания и принят большинством голосов. Однако губернатор в очередной раз воспользовался своим правом и наложил на уже принятый закон вето. Своё решение он объяснил двумя причинами. Первая — «на сегодняшний день нормативная правовая база, регулирующая формирование и реализацию региональных составляющих национальных проектов, сформирована в полном объёме и является достаточной». Вторая — прежде чем менять местный закон «О стратегическом планировании города Севастополя», необходимо вносить изменения в законодательство федеральное.

«На все эти возможные возражения я ответил ещё во время рассмотрения законопроекта. Ничего нового он не написал», — говорит внимательно ознакомившийся с «замечаниями» Алексей Чалый.

Президент не указ?

В том, что аргументы губернатора зачастую противоречат не только здравому смыслу, но и фактам, депутаты убеждались не раз. Об одном из таких примеров сегодня говорил глава бюджетной комиссии, но об этом чуть позже. Вето губернатора на закон, подготовленный Чалым, было наложено 1 апреля, и это символично. А 24 апреля состоялся Совет законодателей России, на котором о необходимости синхронизировать федеральное и региональное законодательство ради максимально эффективной реализации национальных проектов говорил не кто иной, как Владимир Путин.

«Речь идёт о том, чтобы с участием членов Правительства, представителей Счётной палаты, регионов и институтов развития регулярно сверять законотворческую повестку с социально‑экономическими приоритетами развития России, в том числе по конкретным национальным проектам, — сказал Президент. — Основная работа — я уже многократно об этом говорил, да вы и сами это прекрасно знаете и поняли — по реализации национальных проектов, многих других наших программ ложится именно на субъекты Федерации. Именно здесь, „на земле”, решаются общенациональные задачи, здесь формируется общая картина тех изменений, по которым люди судят об эффективности власти и результативности принятых законов».

После него выступила глава Совета Федерации Валентина Матвиенко.

«Нами подготовлен ряд конкретных предложений. Прежде всего, на мой взгляд, необходимо законодательно закрепить место национальных проектов в общей системе стратегического планирования. Сегодня в стратегических документах само понятие национальных проектов отсутствует», — сказала она.

То есть Севастополь, по сути, мог стать первопроходцем на этом важном для всей страны пути!

Дмитрию Овсянникову этот путь не подошёл, но ему шагать «в ногу» в одиночестве не привыкать. А вот у депутатов заксобрания был прекрасный шанс его ошибку поправить, преодолев вето и приняв закон в первоначальной редакции. Именно по такому пути и предложил пойти автор законопроекта Алексей Чалый. В конце апреля это предложение было рассмотрено на заседании комитета по экономике под руководством Татьяны Лобач. И — о чудо! — все присутствующие на нём члены комитета, включая саму Лобач, его поддержали. Сегодня, представляя законопроект для повторного рассмотрения, Татьяна Георгиевна озвучила это решение, однако сама, судя по всему, проголосовала против. По крайней мере, за преодоление вето высказались 12 депутатов — ровно столько членов команды Чалого присутствовало в зале. Для преодоления вето, напомним, необходимо не менее 16 голосов.

Конечно, Татьяна Георгиевна не в первый раз проявляет чудеса политической гибкости. Но бросить в неё камень может только тот, чей ресторан не стоит на урезе воды.

Рано или поздно?

После этого проправительственная часть заксобрания не позволила преодолеть ещё одно вето (накладывать его, похоже, уже стало губернаторским хобби). На этот раз ветированы были поправки к закону «О бюджетном процессе». А затем эта же часть провалила принятие законопроекта «О Контрольно-счётной палате», внесённого Вячеславом Аксёновым.

«Оба закона направлены на усиление контроля за расходованием бюджетных средств. И неудивительно, что они встречают очень серьёзное сопротивление со стороны губернатора и депутатов, которые его поддерживают. Вы видите, что с расходованием бюджетных средств у нас творится безобразие. Это было публично отмечено и премьер-министром Российской Федерации, и Президентом, который говорил о необходимости ужесточения контроля за тем, что у нас происходит. Губернатор сопротивляется изо всех сил, и в этот раз провести законопроекты у нас не получилось. Но мы будем продолжать свою линию. И я надеюсь, что порядок в городе рано или поздно будет наведён», — сказал Аксёнов, общаясь с журналистами.

Отметил глава бюджетной комиссии и ещё одну особенность приведённых губернатором аргументов: объясняя своё решение ветировать поправки к закону «О бюджетном процессе», глава города привычно исказил факты.

«Он пишет, что для комиссии по бюджету якобы устанавливается особый порядок работы над законопроектами. Это совершенно не соответствует действительности: такой порядок определён Регламентом Заксобрания для всех комитетов и комиссий», — пояснил Вячеслав Аксёнов.

Мы, как и он, тоже надеемся, что порядок в городе будет наведён, причём хотелось бы, чтобы это произошло не слишком поздно. Половина заксобрания, однако, окончательно «пошла в отрыв». Приносим извинения за такую лексику, но как ещё можно прокомментировать нежелание предоставить слово депутату Госдумы Дмитрию Белику, который говорил о необходимости продления «дачной амнистии»? Продлена «амнистия» всё-таки была, но об этом — чуть позже.

Ольга Смирнова

Читайте также: