пт, 27/04/2018 - 17:34

Грандиозная стройка «за секунду до взлёта»

Впечатления корреспондента ForPost от почти готового Крымского моста.

Строительство Крымского моста в числах, которые регулярно публикуют и его официальный сайт, и многие СМИ, — это необычно. Но не более. Цифры не поражают воображение, как высота новой арки. Не захватывают дух, как космический ЦУП, будто сошедший с экрана телевизора. Не заставляют улыбаться проходящему под твоими ногами кораблю. Значимость этой стройки чувствуешь и понимаешь только вот так — прикоснувшись.

 

 Венец «новой эпохи»

 

«Строек века» со времён послевоенного восстановления в Крыму наберётся не так уж много. Горная троллейбусная линия, Северо-Крымский канал, завод «Титан», Щёлкинская АЭС, так и оставшаяся недостроем, — вот, пожалуй, и всё, что вспоминается под этим слоганом из советских газетных подписок.

Другое дело — «новая эпоха», начавшаяся в марте 2014 года. Эпоха трассы «Таврида», Севастопольской и Крымской ТЭЦ, транспортного перехода через Керченский пролив — беспрецедентных строительных проектов, которые войдут в историю как символ крымского Ренессанса. Очевидцами которых нам посчастливилось стать.

Безусловно, Крымский мост — венец этой эпохи, символ исторического воссоединения, не метафорический, а вполне реальный, к которому можно прикоснуться, по которому можно пройтись. Хотя вот как раз пройтись не получится — только проехать на машине. Зато уже через каких-то пару недель.

Большинство крымчан с интересом следили за строительством в течение последних двух лет. Но если вы думаете, что весь этот поток огромных чисел — 190 опор, 40.000 тонн металлоконструкций, больше 13.000 рабочих, более 3000 свай, 88 метров глубины погружения конструкций, более миллиона исторических находок — даёт вам хоть малейшее представление о реальных масштабах воплощаемого, вы глубоко ошибаетесь. Лучше один раз увидеть, чем каждый день читать в Интернете.

Вот, например, не увидь я стройку своими глазами, вряд ли бы задумалась о том, что мост — это не только зрелищные арки в море, но ещё и десятки километров подъездных дорог. А они — что со стороны Керчи, что со стороны Тамани — просто загляденье и полностью опровергают поговорку о двух бедах России.

Широкое ровное полотно растянулось на 40 километров по материковой части и на 8 километров от Керчи. Дорога до непривычного ровная, по обеим сторонам — барьеры, на некоторых участках — шумозащитные экраны в виде блоков из синеватого оргстекла. За ними ещё как минимум до конца года будет кипеть строительство, ведь готов только основной ход — автодорога, соединяющая берега напрямую.

«Протяжённость автодорожных подходов по основному ходу с учётом длины всех съездов — 54 километра 400 метров. Будет ещё пять транспортных развязок и 15 искусственных сооружений. Максимальная скорость движения составит 90 километров в час, — рассказал начальник отдела капстроительства ФКУ Упрдор «Черноморье» Евгений Михалко, отвечающий за дорожные работы на материковой части строительства. — Движение будет открыто без учёта транспортных развязок, но с возможностью разворота на 34-м километре. В завершающей стадии находятся работы по устройству барьерных заграждений, шумозащитных экранов, озеленению».

В данном случае «инфраструктура» — это не только выкрашенные ограждения, фонари и разметка. На 26-х километрах в обе стороны со временем построят площадки для отдыха, многофункциональные заправки, где можно будет остановиться, перекусить, переночевать. На 39-м километре со стороны Тамани будет организован пост досмотра для выборочного осмотра транспорта, проверки документов, на 2-м километре — пункт весогабаритного контроля. 228 миллиардов, в которые обойдётся стройка, — тоже не предел: ежегодная эксплуатация комплекса будет стоить 600 миллионов рублей.

Всего этого на пыльных, изрытых обочинах пока нет или не видно. Проехал бы теоретически какой-нибудь «щырый» блогер, глянул в обе стороны — и уже на следующий день за перешейком кричали бы о том, что вместо моста Россия под шумок роет карьеры и вовсю нарушает и права человека, и экологическую обстановку. Кстати, именно в заботе о первом барьеры вдоль дороги в принципе и устанавливаются: в перспективе жилищная застройка может протянуться ближе, и шум движения элементарно начнёт мешать жить. Что касается экологии, то именно для её защиты часть переезда в начале моста закрыта не стеклоблоками даже, а непрозрачными железными щитами.

«Возле моста озёра, там птиц много. Если бы заграждения были прозрачными, они бы постоянно в них влетали, — пояснили строители. — Экологи строго сказали: „Только так!”».

Это, кстати, ответ на многочисленные вопросы тех, кто уже заранее недоволен «закрытыми» от их глаз видами: придётся потерпеть чуть больше километра. Всё самое интересное увидите, как раз когда тоннель барьеров закончится.

 

Их величество арки!

 

Редко когда человеку предоставляется возможность почувствовать, насколько он на самом деле маленький. На пиковой точке моста, у подножия белоснежной арки пролёта это ощущение появляется даже раньше, чем восторг. Отчасти мост кажется невесомым — настолько воздушным выглядит благодаря цвету, сетке тонких, но прочных перекрытий и просторам вокруг. По самой автодорожной арке оранжевыми муравьями ползают верхолазы-рабочие — наводят марафет, доводят до ума системы контроля и мониторинга.

По соседству с автомобильной аркой уже стоит железнодорожная — не такая чистая, но от этого не менее внушительная. Вдоль, в сторону Тамани уже начинают подниматься из воды опоры для двух полос железной дороги. Рельсы — и это видно уже сейчас — будут пролегать чуть выше, чем автомобильная дорога. Остаётся только фантазировать о том, какое зрелище предстанет с высоты вагона, — и уже начинать мечтать о билетах на эти поезда, по которым крымчане за три года успели соскучиться.

Пешеходная дорожка на мосту в принципе не предусмотрена — да она и ни к чему: ветер над проливом свистит такой, что только за перекрытия и держишься, лишь бы не слететь ненароком. А виды и из окна автомобиля откроются роскошные — и на мост, и на пролив, и на курсирующие под мостом корабли и баржи. И даже — кому повезёт — на умопомрачительные закаты. Строители уже сейчас предугадывают, какие места станут излюбленными у влюблённых пар и мастеров селфи. Правда, тем, кто рискнёт остановиться для красивого кадра, грозит штраф — как и предусмотрено правилами дорожного движения за остановку в неположенном месте. Даже хитрость с аварийкой вряд ли спасёт: диспетчеры-то в центре управления будут всё видеть.

Но пока по новой, ещё слегка блестящей свежим асфальтом дороге под железным белым парусом только изредка курсируют грузовики и рабочая техника, а за мной внимательно следят строители — не дай бог что с журналистом случится, — я могу просто на ней постоять, придерживая одной рукой белую каску и невольно улыбаясь до ушей: от гордости и восторга перед чем-то новым, энергичным, обещающим движение и развитие.

«Инфраструктура — это драйв: там, где построена новая дорога, сразу начинается развитие придорожного бизнеса и других сопутствующих. Мост даст такой толчок развития, что все будут думать: как же мы раньше без моста жили? И туристы поедут, и товары пойдут, — рассуждает Леонид Рыженькин, официально — замгендиректора по инфраструктурным проектам ООО «Стройгазмонтаж», неофициально — спокойный и трудолюбивый петербуржец, болеющий своим делом. — С „Тавридой” тоже надо потерпеть пару лет. А как построят, будет прекрасная дорога, по которой все будут ездить и гордиться ею. Любая стройка вносит свои неудобства. То же самое было в Тамани: когда мы сюда заходили, жители возмущались, что грузовики, пыль. А построили больше 40 километров дорог, подвели электричество — и вода появилась на некоторых участках, где её не было бы, если бы не строительство. И жители начали по-другому оценивать капитализацию своих участков. Так что любая стройка — это толчок к развитию».

 

«Вас вызывает ЦУП»

 

Движение через мост будет организовано круглогодично и круглосуточно. Бояться ни темноты, ни штормов, ни наледи водителям не придётся: все внештатные ситуации предусмотрены проектом, а то, что не предусмотрено, будет круглосуточно отслеживаться из ЦУПа — центра управления производством базы эксплуатации транспортного перехода через Керченский пролив. Аббревиатура символична и обещает полностью себя оправдать.

ЦУП — это комплекс зданий, в главном из которых находится диспетчерский пункт — сердце базы, как его называет Роман Новиков, начальник ФКУ УПРДОР «Тамань», компании — заказчика проектирования Крымского моста. На первый взгляд очень напоминает ЦУП из российских фильмов о космосе — только диспетчеров пока не хватает. Что привлекает внимание, так это экран во всю стену. Так и называется — видеостена. Экран разбит на участки, напротив каждого — место одного из 18 диспетчеров. У каждого своя зона наблюдений и ответственности. Таким образом, мост находится 24 часа в сутки под неусыпным контролем.

«Мы создали несколько систем, необходимых для безопасной эксплуатации моста, — пояснил Роман Новиков. — Это система автоматического регулирования дорожного движения, система мониторинга поведения конструкции и система безопасности. На видеостене отображаются итоги работы большого количества датчиков и телекоммуникационного оборудования — 19 камер видеонаблюдения, датчики мониторинга скорости и плотности движения, погодных условий и даже температуры самого дорожного полотна, что даёт возможность прогнозировать обледенение. Всё это сводится в единую программу, и все эти данные программа автоматически анализирует и выдаёт различные сценарии развития событий на дороге».

К примеру, остановилась машина. Поломка, стало плохо водителю или те самые отчаянные влюблённые, которых уже заранее ждут, — неважно: датчики мониторинга сразу сообщают об остановке.

«Чтобы не возник затор, нужно сбросить скорость и перестроиться. У нас на мосту установлено семь рамок с панелями переменной информации, куда выводится необходимая водителям информация в данном случае, нужно ли перестраиваться и сбавить скорость. Таким образом, можно не допустить пробок. Остановки движения допускать нельзя: мост должен работать», — отметил Роман Новиков.

Ну а остановившуюся машину спецтехника отбуксирует на базу эксплуатации, оперативно и бесплатно. А вот как её оттуда забрать — это уже головная боль и ответственность водителя.

 

Люди, которые строят мосты

 

Возводить мост приехали специалисты из самых разных регионов России. На них почти не обращаешь внимания, когда находишься на мосту или подъезжаешь к нему. Каждый из них сосредоточенно занимается своим делом: кто материалы подвозит, кто асфальт укладывает, кто проверяет системы мониторинга. Только верхолазы, спускаясь с небес на землю, норовят улыбнуться и подмигнуть, да водители по дороге на объект развлекают байками из жизни рабочего городка.

«Стройка многонациональная: и крымчане работают, и краснодарцы. Мостовики на соседнем участке — тюменцы, есть с Дальнего Востока, есть Центральная Россия — Ярославль, Рязань, Воронеж, Санкт-Петербург. Поставщики тоже со всей страны — Омск, Улан-Удэ, Крым, — перечислил Леонид Рыженькин. — Кооперация настолько широкая — больше 1.100 предприятий-поставщиков работает, а подрядных организаций больше ста. 14.000 человек работали прошлым летом в пиковую нагрузку. Здесь сливки мостостроения со всей страны собрались, чтобы построить этот мост в максимально короткие сроки».

Воспоминания об этой большой работе у каждого останутся свои.

«Вернусь домой, но потом обязательно летом приедем с друзьями, покажу, чем занимались. Да и сам со стороны посмотрю, — запланировал Евгений, один из рабочих. — Для нас-то это уже привычное зрелище. Надо небольшую паузу сделать, чтобы отвыкнуть и порадоваться».

«Каждый день на стройке — это волнение. Да, есть какие-то моменты, которые запомнятся: первый пролёт, фарватерный участок, сплав и подъём пролётных строений, первый асфальтобетон. Мы помним, когда были первые трубосваи, первые опоры. Ну и завершающий этап — открытие движения — для нас будет самым значимым, — поделился Леонид Рыженькин. — Такой объект раз в жизни можно построить. И его важность понимают все — и строители, и страна, которая внимательно смотрит».

Наталия Назарук

Фото автора

Читайте также: