пт, 10/06/2022 - 17:48

Энергопереход: от чего зависит будущее Европы

Павел Кухмиров о том, насколько возможен переход на другие источники энергии.

Глава ЕЦБ опасается, что подорожание энергоносителей будет сдерживать экономику еврозоны. Кристин Лагард отметила, что главной угрозой будет дальнейшее нарушение поставок энергоресурсов.

Нынешние проблемы ЕС с энергоносителями слегка оттеняют тот факт, что объединённая Европа в целом продолжает держать курс на некий энергопереход — установление источников энергии нового поколения. Можно иронизировать на эту тему сколько угодно, но было бы неплохо также взглянуть на вопрос рационально. А возможно ли это? Что именно имеет в виду Европа, и насколько она может быть реально к этому близка.

Нынешний Евросоюз делает всё более смещает акцент на возобновляемую энергетику. Общий вес ветровой и солнечной генерации в течение 2010-2021 годов вырос там с 5,5 до 19 процентов. Тем не менее, у данного роста есть очевидные естественные ограничения: генерация на ветряках и фотоэлектрических панелях критически зависит от погодных условий.

Данная ситуация иллюстрируется на примере США, где по статистике загрузки мощностей (соотношения фактической и максимально возможной выработки) для различных типов электростанций, солнечные панели и ветрогенераторы по уровню загрузки (24,6 и 34,6 процента соответственно) в 2021 году существенно уступали атомным электростанциям (92,7 процента).

Куда меньше зависят от погодных условий гидроэлектростанции (ГЭС): их загрузка в тех же США достигла к 2021 году 37,1 процента. Но только Евросоюз почти полностью отказался от включения гидроэнергетики в перечень отраслей, полезных для «зелёной повестки» и развития на её основе. Исключение составили только русловые ГЭС, не оборудованные искусственным водохранилищем (это всего 3 процента генерации).

Уменьшить зависимость генерации электричества от погодных условий частично могут инновации в области долговременного хранения энергии. Общий объём инвестиций в это направление в 2016-2021 годах вырос почти втрое — с 2,5 до 7,1 миллиарда долларов. Но технологии литий-ионных батарей, уже нашедшие коммерческое применение, дают возможность лишь «страховать» потребителей в случае прекращения подачи электроэнергии в течение нескольких часов, но не нескольких дней и тем более недель и месяцев. И это тупик.

Коренным образом изменить нынешнюю ситуацию способны технологии сверхвысокого напряжения (СВН), позволяющие транспортировать электроэнергию на тысячи километров. Технологии СВН уже применяются в Китае. Там ещё в 2018 году была введена в строй линия Чанцзи-Гуцюань (протяжённостью в 3324 километра). Это высокотехнологичный проект, направленный на преодоление дисбаланса между энергодефицитным Востоком и энергопрофицитным Западом Поднебесной.

Также технология СВН уже скоро начнёт применяться в проекте компании Sun Cable по транспортировке солнечной энергии из Австралии в Сингапур. Этот проект будет реализован в два этапа. На первом этапе, в 2024 году, в северной части Австралии начнётся строительство фотоэлектрических полей общей мощностью 4,2 гигаватта. Это всего лишь вдвое меньше, чем есть сейчас на всём Ближнем Востоке. С них электроэнергия будет подаваться в город Дарвин на берегу Индийского океана по 800-километровой линии электропередач.

На втором этапе планируется построить шесть подводных кабельных систем уже для экспорта электроэнергии из Дарвина в Сингапур. Этим должно быть закрыто 15 процентов потребностей Сингапура в электроэнергии.

Развитие технологий СВН может позволить обеспечивать «зелёной» энергией страны и регионы с низким количеством солнечных дней и маловетреной погодой. Будет расти спрос и на инновации в хранении энергии. Например, на цинк-бромные аккумуляторы, устойчивые в отличие от литий-ионных к высоким температурам и не требующие специальных охлаждающих систем.

Таким образом, мы видим, что, как минимум, некоторые технологические уязвимости «зелёного перехода» устранить возможно. Насколько это способно решить проблему в целом — сложный вопрос. Но от его решения зависит будущее Европы. Вот и посмотрим, есть ли оно.

Читайте по теме: Как выглядит фундаментальный кризис западных рынков.

Павел Кухмиров

Теги:
Читайте также: