ср, 29/04/2020 - 17:25

Для Путина и Сталина есть место в храме

Пётр Акопов рассуждает об уместности изображения Путина и Сталина на стенах храма.

«Когда-нибудь благодарные потомки оценят наши заслуги, но сейчас это делать ещё рано», — так Владимир Путин отреагировал на новость о том, что в строящемся в подмосковном Одинцово Храме Воскресения Христова работают над мозаикой «Бескровное воссоединение Крыма», на которой есть и изображение президента.

Почти наверняка теперь мозаику изменят: настоятель храма думает, что художественный совет по строительству храма «послушается президента».

Собор в парке «Патриот» возвели к 75-летию Победы — он станет главным храмом Вооружённых сил России и одним из крупнейших православных соборов в мире. Освятить его должны были на 9 мая, но из-за коронавируса обряд могут отложить.

Но и без Путина на мозаике обсуждение оформления храма не прекратится, потому что на другом панно, посвящённом Параду Победы, есть Иосиф Сталин. Многие православные увидели в этом кощунство: как же так — гонитель церкви, человек, виновный в гибели тысяч священников и вообще глава богоборческой власти, теперь будет изображён в храме?

Но тут очень важно — как именно и в каком именно храме.

Главный храм русской армии — это, по сути, храм-памятник воинской славы России (как и московский Храм Рождества Христова, известный всем как Храм Христа Спасителя, посвящённый победе в войне с Наполеоном). В нём будет увековечено множество самых разных исторических событий, от Куликовской битвы до операции в Сирии. Это и мозаики, и ворота — например, на северном входе размещено рельефное изображение подвига 28 панфиловцев. На панно с Парадом Победы — войска на Красной площади, в первом ряду — маршалы Победы, а на втором плане — портрет Сталина в чьих-то руках.

Кстати, и Путин на мозаике не сам по себе, а в ряду сотен людей, празднующих воссоединение Крыма с Россией. И не только Путин — с десяток узнаваемых руководителей страны, в первую очередь силовиков (не только армейцы Шойгу и Герасимов, но и Патрушев с Бортниковым).

И Путин, и Сталин — часть нашей истории, военной в том числе, — два верховных главнокомандующих. Да, путинская эпоха продолжается, и понятно нежелание президента видеть свой портрет на мозаике в храме, пусть и посвящённой действительно историческому событию.

Это не показная скромность, которая бывает пуще гордыни, но нормальное отношение ответственного человека к своему делу. Пусть потомки оценят всё в совокупности, тем более, что мы помним, как безудержное восхваление при жизни заканчивалось столь же безудержными проклятиями или стремительным забвением после смерти.

Путину очень важно отношение к нему народа и совершенно не безразлично его место в истории. Но не в том смысле, чтобы его считали великим и безгрешным, — ему важно, чтобы Россия и после него была сильной и единой. Тогда уважение к нему будет абсолютно чистым, без примеси даже несознательной лести.

Впрочем, не стоит непременно подозревать авторов идеи изобразить Путина и других начальников в военном храме в угодничестве — могло быть и так, а могло быть и совершенно искренне. Культа личности Путина тут точно нет, потому что его в принципе не может быть при Путине. Для культа необходимо желание двух сторон: тех, кто восхваляет, и того, кого восхваляет. Президент ни за что и никогда не позволит играть с собой и страной в такие игры — даже тем, кто делает это с самыми лучшими намерениями.

А Сталин позволял? Да, хотя такой гипертрофированный культ был нужен ему не для удовлетворения своих личных комплексов и проблем, скорее, он видел в нём способ конструирования власти, как своей личной, так и большевистской. Не большевики убрали царя, но они окончательно, как им казалось, отменили Бога — и вот на место обоих и встал культ «гениального вождя» Сталина. И теперь этот богоборческий Сталин будет изображён в православном храме? О времена, о нравы — ему же место только на фреске Страшного суда!

Но изгоняющие Сталина из храма делают вид, что не понимают, о каком Сталине идёт речь. Не о наследнике Ленина, руководителе советской власти, несущем равную с другими видными большевиками ответственность за гонения на православную церковь, за расстрелы священников и мирян. Сталин изображён как главнокомандующий в Великой войне, чей вклад в Победу глупо оспаривать.

В ходе этой войны бывший семинарист вспомнил о церкви, восстановив патриаршество. Можно ли было изобразить Парад Победы с её маршалами безо всякого Сталина? Да, можно было — и вот это было бы настоящим кощунством.

Так, кстати, делали в 60-е–80-е годы в СССР: в подавляющем большинстве случаев, говоря о войне, показывая хронику тех лет, Сталина вычёркивали, замалчивали. Сталин оставался лишь как участник «Большой тройки» с Рузвельтом и Черчиллем, ну и иногда всплывал в двух парадах: 7 ноября 1941-го и Парада Победы 1945-го.

В остальном его просто не было — в лучшем случае речь шла о решениях даже не безымянного «верховного главнокомандующего», а просто «Ставки». А уж о деятельности Сталина в невоенное время, плохой ли, хорошей, и вовсе не принято было говорить и писать.

Пошло ли это на благо СССР? Нет — потому что, когда в перестройку запрет пал, полился такой поток «откровений о Сталине», в котором правда была перемешана с ложью, что он во многом и смыл власть Коммунистической партии.

Панно без Сталина в храме в парке «Патриот» стало бы такой же трусливой попыткой искажения прошлого, которые всегда потом оборачиваются проблемами в будущем.

Путина уже сегодня обзывают Сталиным, особенно любят эту мантру его псевдолиберальные враги, постоянно объявляющие о наступлении «нового 37-го года».

Не дождавшись наказания, многие из них уехали за границу, к заранее выведенным туда капиталам, нажитым часто очень неправедным способом. Теперь они обличают несуществующий «культ Путина»: вот оно как, уже на иконах его изображают, скоро молиться на него начнут! Не будет Путина на мозаике? Но ведь есть Сталин — а Путин его поклонник и подражатель.

При том, что у двух главкомов очень мало общего, кроме того уважения, которое к ним сейчас испытывает большинство нашего народа. Не к «палачу Сталину» — а к Сталину-победителю в Великой войне, к Сталину, воспринимаемому как строителю справедливого общества в сильном государстве, которое мы потеряли — для одних к счастью, для других к горю.

Можно ли запретить людям так относиться к Сталину, изображая его лишь «Сталиным 37-го года»? Уже пытались — ничего не получилось.

Если вспомнить русскую историю, то Пётр Первый и Екатерина Вторая нанесли в своё время огромный урон православной церкви — но в нашей истории они носят титул Великих. Не надо называть великим Сталина, надо просто оставить ему его место в истории, в его эпохе — с его жертвами и заслугами, ошибками и победами. В отличие от Путина, про него нельзя сказать, что делать это ещё рано. А храм в парке «Патриот» строится на века и становится частью нашей истории уже сейчас. Нашего отношения к своей истории — честного и умного. Как там у Пушкина в письме Чаадаеву?

«Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя… — но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, какой нам Бог её дал».

Читайте по теме: Зулейха раскрыла глаза и не только

Пётр Акопов

Теги:
Читайте также: