ср, 13/06/2018 - 19:17

Быть ли Республике Крым Тавридой – решать жителям региона

Идея переименовать Республику Крым, добавив к её названию слово «Таврида», звучала не раз. Однако подходить к этому делу нужно поступательно и в рамках общественной дискуссии.

Крымские греки вновь обратились к идее добавить к названию Республики Крым «приставку» «Таврида». Это поможет укрепить российский статус региона, убеждён председатель региональной национально-культурной автономии греков, депутат парламента РК Иван Шонус.

«Более 300 лет наш полуостров называется Крымом, остальное время он назывался Тавридой. И в манифесте о присоединении Крыма к России в 1782 году Екатерина II говорила о Таврической губернии, поэтому это название не только не должно никого обидеть, но и наоборот — укрепить статус российского Крыма», — сказал Шонус, слова которого приводит РИА «Новости Крым».

Депутат напомнил, что ранее представители греческой автономии уже обращались с такой инициативой к региональным властям и намерены повторить попытку после того, как будут готовы научные обоснования для возможного переименования региона в Республику Крым – Тавриду.

«Мы уже неоднократно обращались к органам власти, получали определённые ответы в связи со сложностью этого процесса… В резолюции, которую мы приняли… говорится, что научное сообщество должно дать подоснову всей истории, а мы будем выступать перед органами власти и дальше, чтобы это переименование свершилось», — отметил Иван Шонус.

 

Должна решить общественность

 

Предложение добавить к названию Республики Крым слово «Таврида» достойно обсуждения, но нужно смотреть, насколько эта идея актуальна в обществе сегодня, считает крымский историк Андрей Мальгин.

«Это предложение неоднократно высказывалось разными общественными организациями. Например, в своё время Русская община Крыма выступала с такой инициативой.

Я думаю, что не лишним было бы обсудить такую перспективу. Мне пока трудно ответить на вопрос, своевременно ли это и какие общественно-политические результаты это будет иметь, но предложение вполне заслуживает обсуждения в обществе. Кто-то выскажет свои контрпредложения, кто-то дополнит эту идею — и может, она окажется осмысленна и востребована», — считает Мальгин.

Он добавил, что частота выдвижения подобных предложений говорит о том, что эта тема востребована в обществе, но делать какие-то выводы о её сути можно будет только после общественного обсуждения.

 

Людям нужно напоминание

 

Одной инициативы мало, необходимо её поддержать просветительской работой и восстановить социальную память людей, считает политолог Андрей Никифоров.

«У Крыма были разные названия в разные исторические эпохи. Названию „Крым” не 300 и даже не 500 лет. Когда-то Крым называли Хазарией, потом ещё как-то. Если мы всё это соберём и присовокупим, то получится слишком длинно, и не знаю, насколько оправданно. Поэтому, помимо инициатив, необходима большая просветительская работа по продвижению или восстановлению социальной памяти по поводу того или иного названия, а затем оно утвердится разными политическими методами — через референдум и другие демократические процедуры.

Сама инициатива, на мой взгляд, вполне нормальная; но если за ней последуют вот такие просветительские усилия, а не просто попытка добиться какого-то административного решения, я считаю, это будет более правильной линией поведения», — отметил он.

При этом особой потребности в переименовании Крыма Никифоров не видит, но если такие предложения периодически звучат, значит, их можно и нужно обсуждать.

«Я лично не чувствую в этом острой необходимости, хотя знаю, что есть люди (и не только среди греческой общины), которые хотели бы именно такое название [„Таврида”] видеть для республики. И они имеют право это продвигать, но опять же — не через принятие административных решений, а через пропаганду.

Точно так же, как крымские татары имеют полное право отстаивать восстановление каких-то исторических названий. Но вместо того, чтобы бегать по московским кабинетам, как они до этого бегали по киевским, им хорошо бы вести разъяснительную работу среди населения — и прежде всего тех населённых пунктов, названия которых они хотели бы изменить. Когда в этом не будет скрыто определённого политического нажима, попытки одной этнической общины выиграть некое соревнование у другой, тогда мы получим вполне нормальную красивую карту Крыма с интересными, самобытными, оригинальными названиями, которые людей будут объединять, а не разъединять», — убеждён Андрей Никифоров.

 

Без фанатизма

 

Идея греческой общины Крыма хороша, если не относиться к ней с чрезмерным фанатизмом, а спокойно давать второе название республике и начинать его активно использовать, считает российский писатель и публицист Егор Холмогоров.

«Начнём с того, что понятие „Таврида” немного шире в российском понимании, чем Крымский полуостров, и в общем Таврическая губерния была больше. Я думаю, что напоминание об этом факте достаточно важно.

Во-вторых, „Таврида” — действительно, историческое название, которое использовалось в течение нескольких столетий, в то время как тюркское название „Крым” сравнительно новое. Оно стало достаточно привычным, стало частью исторического наследия, потому что мы, скажем, вспоминаем о Крымской войне, оно уже закреплено в русской литературе. Тем не менее использование исторического названия „Таврида” наряду с „Крымом” вполне оправданно и справедливо. Отчасти оно компенсирует ту ситуацию, когда говорят, что если полуостров Крымский, то исходное государство здесь Крымское ханство, а Россия — это пришелец. Мне кажется, с такими настроениями тоже следует бороться, потому что Крымское ханство по сравнению с тысячелетиями истории полуострова, тоже сравнительно небольшой исторический эпизод», — сказал Егор Холмогоров.

Полина Ласькова

Теги:
Читайте также: