пт, 01/09/2017 - 15:35

Бежать в школу и учиться всю жизнь

Люди с двумя высшими образованиями – за прилавками на рынках, а выпускники-инженеры – в торговых представителях. Такая картина знакома не только Севастополю, но и другим городам России.

Реальность породила недоверие к результатам классического образования, люди вынуждены переучиваться или доучиваться уже самостоятельно. Тогда у них и возникают вопросы: а не изжило ли себя классическое образование, и возможно ли получить качественные знания самостоятельно?

Знание – это будущее

Студентка 2-го курса Севастопольского политехнического института (специальность «приборостроение») Мария Черненко считает, что сегодня без классического образования нельзя.

«Бывает сложно из большого количества информации вычленить то, что тебе действительно нужно. Мне проще и лучше учиться где-то с кем-то: не важно, в университете или на курсах. Гораздо легче, когда тебе объясняют поэтапно, от простого к сложному знающие люди. И как человек немного ленивый, могу сказать, что если я решу расслабиться, сделать паузу, то она может затянуться надолго. А в университете такой возможности нет», – поделилась Мария Черненко с ForPost.

Севастопольский учитель английского языка в 9–11-х классах Евгения Чумак уверена, что самостоятельно выучиться невозможно, поскольку всё время будут встречаться сложные моменты, прояснить которые сможет только специалист. По её словам, в 10–11-х классах ребёнок примерно начинает понимать, кем хочет стать, и в этот момент правильнее, чтобы образование становилось более узким и направленным.

А уполномоченный по правам ребёнка при президенте РФ Анна Кузнецова рассказала ForPost, что школа прежде всего помогает развивать личность.

«Ребёнок в школе изучает не только мир, но и себя. Это время, когда он может исследовать свои возможности, понять интересы, почувствовать вкус поражений и побед. Воспитывает каждая деталь: и мероприятие, которое проходит в школе, и слова учителя. Но важно помнить и о личном примере. Дети – это прежде всего отражение нас.

Я в школу просто бежала. В этом заслуга родителей и, конечно, учителей. У меня не было даже сомнений, что школа – это важно, и от того, как я буду учиться, зависит моё будущее. Это не значит, что надо биться за пятёрки. Своим детям я стараюсь объяснить: впитывайте знания, которые дают вам в школе… Может быть, не всё пригодится в жизни, но это поможет понять, что именно вам нравится. От чего загораются глаза, что может стать делом всей жизни», – рассказала Анна Кузнецова.

Учитель – ученик

С тем, что образование получать нужно, согласен и руководитель рынка «Севпривоз» Дмитрий Голиков. Но он признался, что полученное им образование совершенно в жизни не пригодилось, и всё, что он сейчас умеет, пришлось постигать самостоятельно.

«Честно говоря, всё, чему меня учили в университете на специальности «менеджмент», не пригодилось. А всему, что я умею, научился сам. Жизнь всё расставила на свои места. И сейчас у меня на рынке очень много людей торгуют за прилавками, имея высшее образование. Это образование не позволило им кормить свои семьи. Сегодня главное — чтобы образовательный процесс соприкасался с реальной жизнью. А то получается, что люди получают образование, а потом всё, чему они научились, не могут применить в жизни, потому что это оказывается никому не нужно. Но, несмотря на мой опыт, я бы рекомендовал молодым людям идти учиться», – считает Дмитрий Голиков.

Профессор Московского государственного университета имени Ломоносова Андрей Шутов очень просто объяснил преимущество классического образования над самообразованием или дистанционным обучением.

«При всей важности новых информационных технологий, которые мы должны использовать, всё-таки важны формы, которые утвердили себя в практике. А именно – классические формы образования. Они прошли проверку тысячелетиями. Когда необходим контакт, живое общение ученика и учителя. Вот это то необходимое, что учебные учреждения, которые делают акцент на онлайн-обучении, забирают у ученика. Можно информацию и знания воспринимать предельно рационально через бумажные или небумажные носители. Но в этом случае ученик лишается эмоционального восприятия знаний. Учитель, когда объясняет, вкладывает своё эмоциональное отношение к тому, о чём он рассказывает. А ведь это очень важно. Человек – существо живое, и без эмоций было бы сложно обойтись», – рассказал Андрей Шутов ForPost.

Образовательный «зазор»

Несостоявшийся севастопольский физик Владимир Волынкин, который сделал себе имя программиста-биоинформатика в одной из крупных IT-компаний Великобритании, считает, что мир становится всё сложнее и сложнее. И образование в этом мире – вещь необходимая.

«Многие системы уже перешли уровень «бытового» понимания, когда можно было раскрутить устройство отвёрткой и разобраться, как там всё работает. К тому же многие виды взаимодействия с миром перешли в виртуальную плоскость, где очень помогает наличие абстрактного мышления, которое развивается, к примеру, математикой или квантовой физикой. Объекты, изучаемые ими, зачастую невозможно не то что потрогать, но и просто увидеть», – считает он.

По словам Владимира Волынкина, в существующей системе есть проблема, которая создаёт «зазор» между школой и институтом. В результате появляется необходимость посещения репетиторов. Одна из причин, по его мнению, заключается в том, что классическая школа рассчитана на средний уровень, а требования вузов могут разниться.

«Одной из характеристик современного мира является значительная скорость происходящих изменений. На Западе появилось такое понятие как lifelong learning – непрерывное обучение. Образование, полученное 10 лет назад в институте, устаревает. Нужно постоянно посещать курсы, изучать что-то новое. Хорошо, если система образования позволяет людям обновлять свои знания и навыки, в том числе и взрослым людям, у которых есть семьи, да и скорость восприятия информации уже иная. Ключевой навык, который поможет любому, – это умение учиться», – подчеркнул Владимир Волынкин.

Павел Истомин

Фото БелПресса, Стихи.ру, blogspot.com, кадр из фильма «Игры разума»

Теги:
Читайте также: