ср, 12/01/2022 - 18:32

Без бумажки ты букашка: что делать, если в России настанет Алма-Ата

И от интернета останутся рожки да ножки.

Погромы, происшедшие в Алма-Ате (бывший г. Верный), по целому ряду причин произвели сильное впечатление.

Вплоть до января 2022 г. во всеобщем мненье Казахстан был деспотией (к чему лукавить), но деспотией довольно бархатной и просвещённой. Чтобы понять, как деспотии бывают и менее бархатными, достаточно было посмотреть на соседние страны Средней Азии.

Практически мгновенное погружение в хаос не столь уж тиранической и не столь уж нищей страны всех поразило — хотя бы молниеносностью.

При этом Алма-Ата — город с двухмиллионным населением (т. е. в нём можно собрать всех жителей Крыма), шестой по численности на территории б. СССР — после Москвы, Петербурга, Киева, Ташкента и Баку.

Населения в нём могло быть даже больше, и одним важным резоном для переноса столицы на север, в Целиноград-Нурсултан, было как раз желание замедлить рост населения. Впрочем, и 2 миллиона — это очень немало.

Конечно, это был вестернизированный мегаполис, но с сильной азиатской спецификой. Верный был преимущественно русским городом, как, впрочем, и столица советского Казахстана, но с 90-х гг. пошла сильная ориентализация. Масса шанхайчиков в предместьях etc.

Впрочем, когда высказывается мнение, что всё дело в наплыве менее культурного населения, так это общая проблема, причём не только бывшего СССР — см. арабские предместья Парижа.

Природных киевлян удручают «рагули» и «черти». Если — не приведи Господи — что-то случится в Москве, тоже будут грешить, и, может быть, не совсем безосновательно, на изобилие инородцев. Кстати, из той же Средней Азии.

Так что ежели сильно тряхнет — хоть в Москве, хоть в Париже — этнический состав революционеров всюду сыграет свою роль. И в этом смысле Алма-Ата совершенно не уникальна.

Но как бы ни разбирать причины вдруг случившегося кошмара — то ли дело в деспотии, то ли в династических дрязгах:

«Оно, быть может, с этим

Порядок бы и был,

Но из любви он к детям

Всю землю разделил»,

то ли во внешнем воздействии, то ли как-то само пошло-поехало, но главный урок, преподанный в начале с. г. городом Верным, заключается в том, что когда мятутся народы и князья замышляют тщетное, от всей цифровизации остаются рожки да ножки.

С самыми неприятными эффектами для цифровизированного обывателя. А кто же в мегаполисах не цифровизирован?

И прежде — где-то ещё начиная с революционной перестройки — появлялись полезные советы, как обеспечить автономное выживание в пору смятений.

Тушёнка, спирт, лекарства, соль, сахар, мука, свечи, керосин, оружие и патроны — в общем, робинзонада. Тем более, что при таких обстоятельствах лучше вообще жить в деревне. Так учили нас автономные мыслители.

Спасительна такая робинзонада или не очень — это отдельный вопрос. И в прелестном уголке могут быть проблемы — например, явится банда.

Но в любом случае все эти полезные или бесполезные советы давались в доцифровую эпоху. И то, что следует иметь при себе запас денег — хоть рублей, хоть валюты, хоть золотых лобанчиков — подразумевалось само собой. Эта ноша карман не тянет, и что тут объяснять.

Равно как на необходимость иметь при себе документы указывалось ещё в советских инструкциях по гражданской обороне — что брать с собой при эвакуации, поскольку без бумажки ты букашка.

Но характерной особенностью цифровой эры является то, что бумага исчезает.

 А цифровые евангелисты — послушать хоть Г. О. Грефа — объясняют, что при нынешнем прогрессе, и тем более при прогрессе будущем, не нужны будут ни бумажные деньги (золотые были упразднены давно, ещё до всяких визионеров), ни бумажные документы.

Цифра, цифра, волшебная цифра. А равно чипы, чипы, волшебные чипы.

Хорошо жить в таком будущем или не очень хорошо — это отдельный вопрос.

Стародумы будут недовольны (они и сейчас недовольны), а энтузиасты-хипстеры — премного довольны. И деньги, и документы — всё в облако, и настанет вожделенье.

Может быть, тем более, что нас и не спрашивают. Но если вдруг настанет Алма-Ата?

Ведь с отключением интернета — а дело это довольно простое, чикнул раз, вот и вся штука — граждане вообще теряют свою субъектность. Ни денег, ни паспортов, ни разных-всяких купчих. Всё в облаке, а облако отключено.

При системе дублирования (а надёжнее даже триплирования) в смятениях всё же нет ничего фатального. Бумага и вывезет, и спасёт.

Это будет несколько менее удобно, но зато жизнь не прекратится. И при железных дорогах лучше сохранять двуколку.

Однако идея цифровизаторов в том, что ни в каком дублировании нет надобности. Цифра столь надёжна и столь прогрессивна, что не нуждается в старинных подспорьях.

Которые суть нелепость, подлежащая сдаче даже не в архив, а сразу в макулатуру.

И всё будет хорошо и креативно, покуда электрический интернет работает, а если по какой-нибудь причине выключится — знать, судьба такая. Визионер не может всего предусмотреть.

Читайте по теме: В Кремле растоптали ханский ярлык

Максим Соколов

Теги:
Читайте также: