пт, 18/05/2018 - 18:09

Алексей Чалый поделился опытом в Сколково

Как ни странно это звучит, одним из главных условий успеха инновационного бизнеса Чалый считает преданность. Преданность идеям.

Алексей Чалый поделился с руководителями — собственниками малого и среднего бизнеса своим опытом создания технологической компании мирового уровня. Приглашение выступить перед предпринимателями поступило ему от представителей бизнес-школы «Сколково».

Цифровая экономика как естественная среда обитания

Официальное название бизнес-школы — Московская школа управления «Сколково». Одна из реализуемых ею образовательных программ — «Практикум для директоров»рассчитана на «амбициозных руководителей малого и среднего бизнеса, которым важно систематизировать знания и создать свою авторскую модель управления компанией». Именно перед ними Алексея Чалого и попросили выступить. Средний возраст слушателей приглашающая сторона определила как 37 лет.

Опыт, которым можно поделиться с более молодыми коллегами, у Чалого весомый. Созданная им в 1990 году «Таврида Электрик», которой он руководил до 2014 года, за два с половиной десятилетия превратилась в группу компаний, которая входит в число мировых лидеров по производству электроэнергетического оборудования.

При этом её с полным правом можно назвать примером той самой цифровой экономики, о создании которой в России сейчас так много говорится.

7 мая, сразу после инаугурации, Владимир Путин подписал указ «О национальных целях и стратегических задачах Российской Федерации на период до 2024 года». «Цифровая экономика» в нём названа одним из важнейших национальных приоритетов.

В качестве одной из главных задач внедрения цифровых технологий называется «преобразование приоритетных отраслей экономики и социальной сферы, включая здравоохранение, образование, промышленность, сельское хозяйство, строительство, городское хозяйство, транспортную и энергетическую инфраструктуру, финансовые услуги».

Для «Тавриды Электрик» цифровая среда — это привычная среда обитания и необходимый инструмент управления бизнесом.

Рассказал Чалый и о той специфике инновационной компании, которая отличает её от любого другого успешно работающего бизнеса. Кроме чёткой системы управления, тут необходимы уникальные идеи и уникальные люди, преданные этим идеям.

Люди и идеи

Возможно, кому-то слова о преданности в контексте разговора о бизнесе покажутся странными и неуместными. Однако речь, напомним, идёт об инновационном предпринимательстве. Сам Чалый предпочитает называть его предпринимательством технологическим, но это вопрос терминологии. Главное, что этот бизнес невозможен без счастливого единения бизнеса и науки. А в науке преданность идеям (а то и одержимость ими) никого не удивляет.

Превратить Россию в одного из лидеров технологического развития — мечта не только руководства страны, но и всех, кому небезразлична её судьба.

Говорится об этом на всех уровнях много, но пока мечта так и остаётся мечтой. Далеко не всем, кто пытается достичь инновационных высот, удаётся впрячь «в одну телегу» «коня и трепетную лань», то есть науку и бизнес. И одной из причин неудач как скромных компаний, так и крупных государственных проектов может стать как раз дефицит людей, преданных идеям.

Попытки же заменить их людьми, способными органично встроиться в чиновничью вертикаль, увы, нужного эффекта не дают.

Преданность, однако, не означает, что бизнес-процессом не нужно управлять, а людей — поощрять и стимулировать (как морально, так и материально). Без профессиональных кадров, способных рождать конкурентоспособные идеи, успех невозможен, — подчёркивает Чалый. Особенно когда речь идёт о выходе компании на мировой рынок и «игре в мировой лиге». Именно так сформулировали представители бизнес-школы задачи, которые ставят перед собой слушатели (речь, подчеркнём ещё раз, не о только-только стартующем бизнесе, а об уже работающем).

Алексей Чалый такую постановку вопроса только приветствует. И особенно это касается технологических компаний (к сожалению, далеко не все слушатели были руководителями или собственниками именно такого бизнеса, хотя получить советы признанного эксперта о развитии компании полезно в любом случае).

«Ресторан может иметь границы района, но границы продуктов технологической компании — это практически всегда весь мир. Сегодня невозможно быть национальным производителем автомобилей или приборов (за некоторым исключением): это просто невыгодно», — говорит он.

Создавая инновационный продукт, ни в коем случае нельзя ограничивать свои стремления только внутренним рынком, — подчёркивает Чалый.

Главное же отличие инновационного продукта, по его словам, состоит в способности «раздвигать границы рынка», создавать новые представления о том, что нужно людям. Однако такому продукту отмерен значительно более короткий, по сравнению с его традиционными собратьями, срок стабильной и спокойной (или, как говорит Алексей Михайлович, взрослой) жизни.

За длительным этапом вынашивания и рождения идеи следует стремительный период взросления и расцвета (именно в этот момент производитель получает наибольшую отдачу), а затем, увы, умирание: на смену одному инновационному продукту приходит другой, ещё более «продвинутый».

Приближают неизбежный конец и подражатели, которых всегда немало и которые с удовольствием «повторят» достижения пионеров. Поэтому выход у инноваторов один — ни на миг не останавливаться, двигаясь вперёд и создавая один новый конкурентоспособный продукт за другим.

Поскольку инноваторов, или технологических предпринимателей, среди слушателей оказалось не так много, заданные Алексею Чалому вопросы были самыми разными и в основном, по его словам, носили характер тактический.

«Многие уже столкнулись с проблемами, касающимися разработки продукции, маркетинга и проблем мотивации сотрудников. Вопросов, касающихся внедрения цифровой экономики — когда все процессы в компании формально описаны и измеримы, когда вокруг этого строится система мотивации — к сожалению, практически не было», — констатирует он.

Наиболее успешные примеры внедрения цифровой экономики, по словам Чалого, сегодня можно найти в банковском секторе.

Промышленность по части внедрения таких бизнес-моделей пока отстаёт. Но мы же оптимисты — по крайней мере, стараемся ими быть.

Будем ждать.

Ольга Смирнова

Опубликовано по заказу БФ "35-я береговая батарея"

Читайте также: