пн, 12/09/2022 - 15:00

Александр Рамм: от Pink Floyd к Чайковскому в Севастополе

В каждом российском городе должен быть театр оперы и балета, считает известный виолончелист.

Севастопольские ценители высокой культуры считают дни до визита в город-герой выдающегося российского Академического симфонического оркестра Московской филармонии. ForPost уже писал, что во втором концерте (18 сентября) будет солировать скрипач Гайк Казазян, а в первом (17 сентября), открывающем серию симфонических вечеров от Севастопольского театра оперы и балета, сольно выступит сильнейший виолончелист современности Александр Рамм.

«Как сам оркестр будет впервые играть для севастопольцев и крымчан, так и его бессменный художественный руководитель и главный дирижёр (с 1998 года!) народный артист СССР, профессор Юрий Иванович Симонов первый раз за свою многолетнюю невероятно активную творческую деятельность посетит и будет дирижировать для севастопольцев», — рассказал ForPost замдиректора Севастопольской оперы народный артист России Андрей Уваров.

Концерт с участием Александра Рамма будет называться «Чайковский и Брамс: безмятежная радостность». Как рассказали нашему изданию в пресс-службе театра, в первом отделении концерта прозвучат «Серенада» и «Вариации на тему рококо» Петра Ильича Чайковского. В этих сочинениях отражены два увлечения композитора. Первое связано с его интересом к народной музыке, Чайковский даже выпустил сборник обработок русских песен. Второе — с восхищением произведениями XVIII века, и в особенности творчеством Вольфганга Амадея Моцарта.

Во втором отделении будет исполнена Вторая симфония Иоганнеса Брамса. В этом грандиозном сочинении воплощена красота альпийской природы. В период создания композитор жил в живописнейших местах юга Австрии, и атмосфера этих мест невероятно точно передана в его музыке.

А пока есть время до концерта, ForPost решил задать несколько вопросов Александру Рамму.

— Как произошло то ваше знакомство с музыкой, которое провело к решению стать профессиональным музыкантом?

— Довольно забавно, но я никогда не соприкасался с классической музыкой ровно до того момента, как в нашу группу в детский садик (а моя семья жила тогда в Калининграде) пришёл странный ансамбль из местной музыкальной школы имени Глиэра, который состоял из семи скрипочек и одной виолончели.

И меня так впечатлил гордый образ скрипача, что я сам захотел пойти на скрипку. Но надо сказать, что музыкальный вкус у меня был сформирован достаточно приличный, потому что дома с самого моего рождения звучала качественная музыка, вроде Queen, Pink Floyd, Led Zeppelin и т.д. Пришёл я в музыкальную школу, и там, видимо, был недобор на виолончель — и мне сказали, я уверен, что не совсем правду: «Вот тебе 7 лет уже почти, наверное, ты староват для скрипки. Есть скрипочка побольше». И я считаю это божьим провидением, потому что я абсолютно влюблён с первого звука в виолончель и вот уже 27 лет эта любовь нескончаема.

— Действительно любопытная история. В этой любви что вам как солисту может дать дирижёр?

— С каждым дирижёром, а мне посчастливилось работать со многими великими маэстро, это всегда расширение сознания, границ музыкальных. То есть всегда что-то новое привносит дирижёр, потому что его опыт, мудрость и масштаб дарования всегда чем-то поможет, даст возможность взглянуть по-новому на знакомое сочинение. И, конечно же, с Юрием Ивановичем Симоновым, с которым мы будем играть в Севастополе, я ожидаю плодотворного творческого общения как вне сцены, так и во время концерта.

— Как вы разговариваете о музыке со своими детьми, что из классики ставите им послушать?

— Понимаете, говорить о классической музыке с детьми — это в нашем случае довольно своеобразно получается. Мы занимаемся музыкой, это наша работа, это наша профессия, поэтому фоном постоянно что-то звучит. Либо мы с супругой сами занимаемся, либо мы слушаем какие-то сочинения в записях. И это совершенно не мешает детям любить какие-то другие жанры, в том числе современную эстрадную зарубежную музыку. Поэтому тут прямого разговора как бы и нет. Естественно, обучать музыке мы планируем, старший уже знает нотную грамоту, потихоньку осваивает фортепиано, начинаем с хором заниматься, потому что есть кое-какие способности в пении. А так целенаправленно мы не обсуждаем, и для него пока в 6,5 лет нет понятия, что есть классическая музыка, а есть какая-то другая. Для него это всё музыка.

— Достаточно ли в России возможностей для самореализации молодых музыкантов, выпускников консерваторий?

— В моём случае, я считаю, что мне очень повезло быть на сцене благодаря поддержке таких организаций, как Санкт-Петербургский Дом музыки и Московская филармония, и конкретных людей, это Алексей Алексеевич Шалашов и Сергей Павлович Ролдугин, но также и при поддержке больших музыкантов — дирижёров. Поэтому мне трудно судить о других, но мой путь очень богат на хороших людей и на предоставление возможностей самореализации.

— Зачем России новый театр оперы и балета, который строится и создаётся в Севастополе?

— Я считаю, что чем больше театров оперы и балета, в которых будет также звучать и симфоническая музыка, тем лучше для нашей страны. Я вообще мечтаю о том, чтобы в каждом городе, даже самом маленьком — по примеру Японии, например, — был зал с прекрасной акустикой. Такой как, например, Концертный зал имени Чайковского и Концертный зал Мариинского театра. Уверен, что строящийся в Севастополе театр будет дарить всем бесконечное разнообразие оперного, балетного искусства и, конечно, симфонической музыки.

Напомним: симфонические концерты пройдут на сцене театра имени Луначарского. Первый — «Чайковский и Брамс: безмятежная радостность» — состоится 17 сентября, второй — «Чайковский и Дворжак: народный дух» — 18 сентября. Билеты уже в продаже, они также доступны по «Пушкинской карте».

Сергей Абрамов

Фото из архива Александра Рамма

Читайте также: