сб, 23/09/2017 - 16:06

Учёный: опыт метро в Стамбуле указывает на возможность тоннеля под бухтой в Севастополе

Опыт прокладки по дну Босфора стамбульского метро показывает, что в Севастополе может быть построен тоннель по дну Севастопольской бухты, который свяжет Северную сторону и центр города. Такое мнение в беседе с ТАСС высказал замдиректора Морского гидрофизического института РАН Антон Георга-Копулос.

"Опыт стамбульского метро по дну Босфора (пролив соединяет Чёрное море с Мраморным - прим. ТАСС) показывает, что это технологически возможно с высокой степенью безопасности", - сказал Георга-Копулос.

Учёный пояснил, что при строительстве метро в Стамбуле на дно Босфорского пролива были уложены коробки, из которых и сформирован тоннель.

Он выделил несколько аспектов строительства будущего тоннеля: "Во-первых, экологический, во-вторых, технологический, есть ещё и другие аспекты, например, риски сейсмологии".

"Нужно грамотно определить все риски, которые есть, провести исследование на эту тему, правительство может зафиксировать эти исследования в рамках проектно-изыскательской документации. В принципе, при учёте всех рисков, всё это возможно", - сказал заместитель директора Морского гидрофизического института.

Нужны деньги

Как писал ForPost, 20 сентября губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников на встрече с президентом России сообщил, что сейчас прорабатывается проект строительства тоннеля под Севастопольской бухтой. По предварительной оценке, он может обойтись минимум в пять миллиардов рублей. Овсянников пояснил, что возможность прямого сообщения центра с Северной стороной исключит фактор зависимости от погодных условий или от перекрытия рейда для нужд Черноморского флота.

Строительство тоннеля, проект которого поручил проработать Владимир Путин, может быть нереальным в одном случае – при отсутствии денег. Такая идея обсуждалась ещё при СССР, однако тогда она осталась на уровне разговоров, сообщила ForPost старший научный сотрудник отдела гидрофизики шельфа Морского гидрофизического института Роза Миньковская.

Депутат заксобрания Севастополя Александр Кулагин, избранный по мажоритарному округу на Северной стороне, в интервью телеканалу "НТС" поддержал инициативу строительства тоннеля, однако призвал не ожидать скорого решения проблемы транспортного сообщения.

Экологические риски

По мнению замдиректора Морского гидрофизического института РАН Антона Георга-Копулоса, возникновение экологических рисков зависит от конструкции тоннеля. Он может либо пройти в толще суши (тогда никаких рисков экологии вообще не существует), либо быть построен по аналогии со стамбульским метро (тогда экологические риски есть).

"В Севастопольскую бухту впадает Чёрная речка - это постоянный приток пресной воды. Допустим, мы эту конструкцию кладём на дно, у нас появляется некая стена под водой, идет постоянный приток холодной пресной воды - это может создать риски, при которых начнётся возникновение процесса многослойности (из-за илистого дна бухты - прим. ТАСС), застаивания, это может привести к сероводородному заражению Севастопольской бухты", - пояснил ТАСС Георга-Копулос.

По мнению учёного, этот риск можно обойти, если высота такого искусственного барьера будет несущественной за счёт того, что коробки будут уложены не на само дно, а в искусственно созданное углубление. Он напомнил, что в Санкт-Петербурге часть автомагистрали Западного скоростного диаметра успешно уложена по дну судоходной части Невы.

Говоря о сейсмологии, Георга-Копулос отметил, что опыт строительства метро в турецком Стамбуле, где сейсмологическая обстановка хуже, чем в Крыму, показывает, что подобный проект возможен и в Севастополе с высокой степенью безопасности.

А губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников в четверг, 21 сентября, сказал журналистам, что сейчас идёт речь о технико-экономическом обосновании строительства тоннеля, поэтому пока рано говорить о таких его параметрах, как маршрут, глубина пролегания, и прочих.

"Готовность выделить средства из федерального бюджета, я так понимаю, есть", - сказал Овсянников. 

Теги:
Читайте также: