вт, 06/03/2018 - 10:05

Перед Севастополем поставлена геостратегическая задача

Карты и тексты об истории России и её роли в Средиземноморском регионе начали создавать в Севастополе.

Учёные СевГУ и Севастопольского филиала МГУ совместно с коллегами из Симферополя и Москвы работают над созданием «Геостратегического атласа Большого Средиземноморья».

Он будет включать в себя карты и тексты об истории России и её роли в Средиземноморском регионе. Планируется, что вся информация будет представлена как в печатном, так и в цифровом виде.

Геостратегический атлас Большого Средиземноморья, работу над формированием которого вчера обсуждали в СевГУ, будет представлять своего рода свод научных сведений, имеющих отношение к исторической роли России в регионе и его дальнейшей судьбы.

Умные притягивают

По словам директора Института общественных наук и международных отношений СевГУ Ивана Чихарева, атлас призван стать одним из элементов проекта, направленного на превращение Севастополя в «точку проецирования на Черноморско-Средиземноморский регион „мягкой силы” России, её гуманитарного влияния».

Идея поручить Севастополю эту роль была озвучена новым на тот момент ректором СевГУ Владимиром Нечаевым весной 2017 года. Позже эти планы нашли отражение в Стратегии развития вуза наряду с другими стратегическими направлениями работы.

«Меньше чем за год нам удалось перейти от намерений к реализации планов. В СевГУ появилось новое структурное подразделение — Институт общественных наук и международных отношений (ИОНМО). В начале июля прошлого года был создан Научно-образовательный центр международных политических исследований Большого Средиземноморья, презентация которого состоялась в рамках научной конференции „Севастополь как центр «мягкой силы» России в Большом Средиземноморье”», — рассказал Иван Чихарев.

Казалось бы, какую роль может сыграть в реализации этих планов создание атласа? Чтобы прояснить этот вопрос, директор Института приводит в пример дела давно минувших дней.

«Мягкая сила — это в том числе понимание, что мы являемся лидерами в каких-то отраслях знания. Именно это притягивает, привлекает и в конечном счёте обеспечивает динамику „мягкой силы”.

Когда Британская империя осваивала Новый свет и картографирована новые земли, это был, с одной стороны, проект сугубо естественно-научный. Но невозможно отрицать его политическое значение в укреплении влияния этого мощного государства. Оно, по сути, задало в этом регионе свою систему координат: карты, которыми пользуются все остальные», — говорит он.

От древности до наших дней

Однако одного желания стать центром притяжения и влияния мало. Чтобы учёные и просто интересующиеся вопросами истории и геополитики обратили на атлас внимание и стали на него ссылаться, нужны серьёзные усилия.

Сегодня, подчёркивает Чихарев, первый этап работы уже позади. Написана часть текстов, впереди — разработка сайта, на котором эксперты и все желающие могли бы обмениваться мнениями и получать новую информацию. Предстоит создать и около 50 карт. К этой работе привлечены учёные Института географии РАН.

«Большое Средиземноморье — это Черноморско-Средиземноморский регион, все прилегающие водные ресурсы без малого 30 государств и четыре непризнанные территории, включая Турецкую Республику Северного Кипра. Здесь существуют определённые точки напряжения, существует набор союзников и набор конкурентов. Ровно 235 лет назад Россия благодаря успешной политике Екатерины Великой впервые получила гарантированный выход в этот регион через Крым и Севастополь. А в 2014 году сделала это снова, получив выход, не ограниченный арендным статусом военно-морской базы», — говорит заведующий кафедрой политологии и международных отношений СевГУ Александр Ирхин.

В атласе найдёт отражение история региона от древнейших времен до наших дней. Более того — Иван Чихарев не отвергает возможности появления некоего футурологического блока, посвящённого вариантам будущего развития территории.

Научный руководитель проекта — профессор ВШЭ и МГИМО, руководитель Центра политического развития ИСП РАН Михаил Ильин считает, что за короткий срок удалось получить значительный объём качественного содержательного материала. Теперь его предстоит собрать воедино. Впереди и работа по визуализации истории.

Не Крымская, а Русская

На вчерашней стратегической сессии участники проекта обменялись мнениями о том, каким должен получиться конечный продукт. Было высказано немало интересных мыслей: философ, политолог, доцент философского факультета МГУ Борис Межуев, например, считает, что в центре внимания должен оказаться XIX век. Однако границы его следует существенно расширить: начинаться он должен в 1783 году, а заканчиваться годом передачи Крыма в состав Украины.

«Главный вопрос здесь — как оценить XIX век: довольно распространено мнение, что это был исторический тупик, который манящими бесовскими перспективами вроде присоединения Константинополя отвлёк Россию от важных внутренних преобразований. И что залогом этого тупика было именно Большое Средиземноморье», — заметил Межуев.

Планируется, что работа над атласом завершится к июлю. И всё бы хорошо, но смущает самая малость. Как выяснилось, раздел, посвящённый Русской весне (хотя авторы атласа почему-то называют её Крымской весной. — Ред.), получено написать только одному автору из Крыма — доценту кафедры политических наук и международных отношений Крымского федерального университета Андрею Никифорову.

Учёный  находился в гуще событий 2014 года. Однако он был свидетелем происходившего в Симферополе, но не в Севастополе. Так что, при всем уважении к Андрею Ростиславовичу, его картина событий может оказаться неполной.

В свете многочисленных попыток переписать совсем свежую историю эти опасения вовсе не кажутся беспочвенными и преувеличенными. И было бы обидно увидеть, как серьёзная историческая работа сведена на нет искажением событий, происходивших на глазах тысяч людей. Иван Чихарев, впрочем, пообещал, что лично проконтролирует объективность подачи информации. Будем ждать результата.

Ольга Смирнова

Фото: Юрий Югансон

Читайте также: