ср, 05/07/2017 - 11:48

«Операция беспилотник»-3: версия захвата стратегической земли

Журналистское расследование ForPost «Операция беспилотник» о севастопольских предприятиях Армана Акопяна, который поставлял дроны батальону «Азов» для применения в боевых действиях на Донбассе, получает продолжение. В прошлой публикации мы рассмотрели версию шпионажа на оборонных объектах города. Сегодня, как и обещали, разберём версию захвата земли.

Напомним, в ноябре 2014 года Арман Акопян вместе с участником поджога одесского Дома профсоюзов Александром Гончаренко передал беспилотник бойцам батальона «Азов», а в декабре того же года презентовал боевые дроны военным атташе посольств иностранных государств на Украине. Через год, судя по сообщениям украинских СМИ, бизнесмен получил оплату на очередной беспилотник для «Азова», однако заказ не выполнил и переехал с оборудованием в российский Севастополь.

Договор с «вертолёткой»

Акопян целенаправленно зарегистрировал в Севастополе восемь фирм. Семь из них стали участниками Свободной экономической зоны. Своё ключевое предприятие ОКБ «Цель» (производство оружия и боеприпасов) одесский бизнесмен разместил на территории оборонного предприятия – «Севастопольское авиационное предприятие» («вертолётка»), о чём сам рассказал ForPost.

Наш источник, близкий к руководству «вертолётки», сообщил, что заключать договор аренды части этого стратегического и режимного предприятия, а тем более давать доступ на завод гражданину другого государства власти и директор завода не имели права.

Проводя журналистское расследование, мы добросовестно пытались найти договор аренды ОКБ «Цель» и «вертолётки», но этот документ от нас скрывали. Помог случай: неизвестный доброжелатель принёс к порогу редакции пачку документов. Там были и копии договора «Цели» и с «вертолёткой», и с правительством.

Один из цехов «Севастопольского авиационного предприятия»

Из последнего мы узнаём, что правительство Севастополя в лице бывшего вице-губернатора Еремеева, курировавшего земельно-имущественные отношения, 8 февраля 2016 года заключило с ОКБ «Цель» договор №113. По нему фирме Акопяна до 31 декабря 2039 года предоставляется возможность в рамках СЭЗ заниматься разработкой, испытанием и серийным производством летательных аппаратов с возможностью боевого и разведывательного применения. Объём капитальных вложений – не менее пяти миллионов рублей. Необходимо создать не менее 15 рабочих мест со средней зарплатой в 24 тысячи рублей.

А 1 августа 2016 года между «Севастопольским авиационным предприятием» (САП) и ОКБ «Цель» был заключён договор аренды имущества №ОКБЦ/01/01/08/16, по которому фирма Акопяна получила во временное владение и пользование объекты оборонного предприятия – часть встроенных нежилых помещений первого и второго этажей двухэтажного здания столовой литера «Р» общей площадью 1039,1 квадратных метра (в том числе помещения первого этажа – 97,2 квадратных метра, помещения второго этажа – 941,9 квадратных метра) по адресу: улица Лётчиков, 2. Стоимость этого имущества, согласно оценке фирмы «Тарки–Тау», составляет 32,18 миллиона рублей. Объект

передали для разработки и серийного производства беспилотных летательных аппаратов и пилотируемых малых летательных аппаратов. Срок аренды – до 31 июля 2021 года.

Выдержка из договора аренды части оборонного предприятия САП частной фирме ОКБ «Цель»

Как рассказал ForPost собеседник, близкий к Акопяну, за всё время на арендованной территории не был произведён ни один беспилотник. По его словам, на «вертолётке» «на подставках стоит один вертолётик, который бизнесмен таскает по выставкам, и небольшой самолётик». Видимо, этими «вертолётиком и самолётиком» Акопян вскружил голову на тот момент полпреду в Крыму Олегу Белавенцеву, губернатору Севастополя Сергею Меняйло, главе Республики Крым Сергею Аксёнову.

В реальности производства на «вертолётке» нет, добавил наш собеседник, а все рассказы о выпуске дронов «не для бытового применения» – это пыль в глаза. Кроме того, сейчас (по состоянию на конец июня – прим.) в ОКБ «Цель» из-за невыплаты зарплаты, по словам собеседника, уволились почти все работники.

С некоторыми из уволенных сотрудников встретился ForPost. Один из них поделился, что на ОКБ «Цель» среди сотрудников ходили слухи, что якобы Акопян заключил договор на поставку 10 запчастей для вертолётов МИ-28 для Минобороны.

«Говорили, что ОКБ «Цель» влезло на «вертолётку», чтобы делать эти запчасти. Но за всё время ни договоров на МИ, ни документации для работы по такому проекту мы не видели. Он сам (Акопян – прим.) объяснял заключение договора на аренду части «вертолётки» тем, что ему так легче работать. Мне сказали, что он недействительный, поскольку «Севастопольское авиационное предприятие» – это режимный объект, и чтобы договор был действительным, его должно утвердить правительство. А правительство штамп не поставило и не поставит. Боятся», – рассказал собеседник.

Мифические МИ

Можно принять на веру, что Арман Акопян действительно заключил контракты с Минобороны РФ на запчасти для МИ-28. Но вряд ли в Минобороны России будут так недальновидны, чтобы заказывать запчасти на военные вертолёты у делового партнёра, поджигателя одесского Дома профсоюзов Гончаренко. И если запчасти на вертолёты – это такая же пыль в глаза, как и серийный выпуск дронов, то можно предположить, что ОКБ «Цель» на оборонном предприятии Севастополя присутствует с другой целью.

Нам известно, что ежемесячно ОКБ «Цель», согласно договору, должно платить правительству больше 312 тысяч рублей за аренду мощностей «вертолётки». Отвечая на вопрос, зачем фирме Акопяна такой дорогостоящий актив, когда беспилотники там не производят, а поставить имеющиеся дроны на подставки с таким же успехом можно в любом офисном или складском здании города, источник ForPost, близкий к структурам бизнесмена, не стал отрицать версию шпионажа, но предположил, что это всё из-за привлекательной территории.

«Они хотят отделиться от вертолётного завода, есть все возможности. У них угловое здание (здание столовой – прим.). И разговоры об этом давно идут», – сказал собеседник издания.

В свою очередь один из руководителей «Севастопольского авиационного предприятия» Иван Иванов (имя изменено – прим.) сообщил ForPost, что новое руководство предприятия не позволит частному бизнесу отделиться от «вертолётки»: на заводе сейчас начались проверки.

Апартаменты вместо оборонки

Источник ForPost в правительстве Севастополя предположил, что так называемые инвесторы ждут удачного случая, чтобы изменить целевое назначение земли «вертолётки» и отдать её под элитную застройку. Территория выгодная – прямой выход к морю, плюс есть все коммуникации.

В ноябре 2015 года АПН писало, что на месте авиаремонтного завода в Омеге может возникнуть квартал элитного жилья с причалами для яхт. А основные силы управляемого менеджерами «Ростеха» холдинга «Вертолёты России», куда сейчас интегрируется севастопольская «вертолётка», брошены на операции с земельными участками и недвижимостью вроде возведения бизнес–центра в районе Павелецкого вокзала Москвы. Если после интеграции мощности САП перенесут на другое место, то «Вертолёты России», а вместе с ними и фирмы, которые арендуют там территории, получат участок площадью 16,7 гектара, а ещё 1,2 гектара – на проспекте Октябрьской революции стоимостью как минимум один миллиард рублей. Лучшего места для строительства сказочно элитного жилья с причальными стенками в городе не найти. Прямо – золотая миля.

Опасения, что после интеграции «вертолётки» в холдинг территория «Севастопольского авиационного предприятия» будет застроена апартаментами, высказывал и член градостроительного совета депутат Вячеслав Горелов. Он согласился на новую концепцию парка Победы, но при условии, «что решение, принятое градостроительным советом, будет выполняться. Речь идёт о том, что территория вертолётного завода – если это предприятие будет перенесено в другое место – будет отдана не под жилую застройку, а под расширение парка Победы».

Земля, только земля

Источник ForPost в правительстве Севастополя уверен, что с помощью своих фирм и имитации деятельности Арман Акопян целится только на землю города. Это касается и вертолётного завода, и ещё одного объекта – 24-го гидроузла в районе Мекензиевых гор, который «Водоканал» отдал бизнесмену в аренду. Теперь у предпринимателя с сомнительной репутацией есть не только доступ к водной артерии, снабжающей Севастополь по двум направлениям, но и привлекательная территория.

Наш собеседник в правительстве выразил опасения, что спустя два года там, на участке земли, окружённом соснами, могут начать реализовывать проект по строительству жилья. Причём, по его словам, поскольку территория удалена от моря, «наказывать за превышение высотности его никто не будет». А строить можно – там уже есть все необходимые коммуникации, оставшиеся на 24-м гидроузле.

Спутниковая съёмка территории возле 24-го гидроузла

В редакции ForPost есть письмо бывшего сотрудника 24-го гидроузла Елены Иваниченко, адресованное генпрокурору РФ Юрию Чайке. В нём сказано, что «Севлит» (ещё одна фирма Акопяна) на арендованной территории «никакой производственной деятельности не ведёт, лишь рисует её в отчётности, в том числе в части создания новых рабочих мест. Более того, фактически разворовывается переданное в аренду имущество». Иваниченко также сообщила, что «в отношении одного из подтверждённых фактов – демонтажа насосного оборудования – было направлено обращение в подразделения МВД по Севастополю, но никакой реакции не последовало».

Факты вывоза оборудования с территории зафиксированы в оперативном журнале 24-го гидроузла и журнале ввоза и вывоза материальных ценностей (есть в распоряжении ForPost). Так, в октябре 2015 года были вывезены трубы и мебель, в ноябре – демонтировано наружное отопление, вывезены станки и металлические столы. В редакции есть и фотографии момента вывоза оборудования с территории гидроузла, который, по сведениям Елены Иваниченко, производился на машинах «Водоканала».

Вывоз оборудования грузовым транспортом с территории 24-го гидроузла

В сентябре 2016 года на странице в соцсети управляющей компании фирм Акопяна «ПИК Вектор» были опубликованы фотографии, на которых видно, как ломают капитальные конструкции и демонтируют оборудование на 24-м гидроузле. Источник ForPost, близкий к Акопяну, рассказал, что «ломали даже капитальные стены», хотя это по договору запрещено. Собеседник издания в правительстве Севастополя связывает эти процессы с зачисткой территории под будущий проект, например, строительства жилых домов.

Источник ForPost в прокуратуре Гагаринского района Севастополя сообщил, что к ним обратился один из бывших сотрудников «Севлита», которому долгое время не выплачивали зарплату.

«Многократные обращения к управляющему Олейникову А.В. ООО «Завод Севлит» с требованием выплатить заработную плату ни к чему не привели», – говорится в обращении работника.

По сведениям прокурорского источника, зарплату долго там не платят и другим рабочим. А недавно, по его словам, во время работы станка одному из сотрудников отрезало палец. Сам Александр Олейников (также является директором АО «ПИК Вектор», которая управляет ОКБ «Цель» – прим.) отвечать на вопросы ForPost отказался. Вместе с этим, по нашим сведениям, уже несколько бывших сотрудников Акопяна, которым он не платил зарплату, обратились за защитой своих прав в инспекцию по труду.

Демонтаж внутренних конструкций и станков на 24-м гидроузле

«Сейчас на «Севлите» стоят шесть машин по литью из алюминия. Работает одна. Ещё одна готова к запуску, но заказов нет. Людям он (Акопян – прим.) не платит иногда по шесть-семь месяцев. Сейчас на предприятии осталось три человека. В прошлом году у него было финансирование, кажется, из Москвы, а сейчас его полностью перекрыли, поскольку он не запустил этот литейный завод», – рассказал ForPost источник на предприятии.

Также источник издания в правительстве Севастополя сообщил, что у фирм Акопяна нет денег, чтобы заплатить аренду за «вертолётку» и 24-й гидроузел. А собеседник ForPost в структурах бизнесмена подтвердил, что уже накопилась миллионная задолженность.

ForPost направил в департамент по земельным и имущественным отношениям Севастополя запрос с просьбой сообщить перечень всего государственного имущества, включая здания и участки земли, переданного в аренду фирмам Акопяна из числа участников СЭЗ. Однако директор департамента Рустэм Зайнуллин ответил, что по конкурсу фирме «Севлит» было передано имущество гидроузла №24. Про аренду режимного объекта САП – ни слова. Таким образом, или в правительстве скрывают факт присутствия бизнесмена на оборонном предприятии (тогда почему?), или просто об этом не знают. В последнее не верится.

Заповедные земли

В подтверждение версии захвата земли напомним, что ОКБ «Цель» пыталось арендовать заброшенный аэродром в Юхариной балке, который власти Севастополя не отдали. Там на участке площадью 3000 квадратных метров бизнесмен, по его словам, хотел разместить сборочный цех, стоянки авиационной техники и летно-испытательный центр. Но аэродром остался у Севастополя, поскольку Севнаследие сочло эту землю заповедной, там есть участки с историческими памятниками, принадлежащие музею-заповеднику «Херсонес Таврический». На фото ниже можно полюбоваться на земли аэродрома в Юхариной балке и представить, как на этом месте мог бы смотреться элитный коттеджный квартал.

Территория старого аэродрома в Юхариной балке: вокруг лес и горы

Получить кусок земли в Севастополе, но уже конкретно под строительство жилых и нежилых зданий, хотела ещё одна фирма, связанная с Арманом Акопяном, – ООО строительно-инжиниринговая компания «Регионы Юга–Крым», имеющая офис на улице Вакуленчука, 33а/2, с уставным капиталом 10 тысяч рублей.

Эта компания просила у департамента приоритетных проектов развития Севастополя оказать государственную услугу по предоставлению земельного участка в аренду без конкурса, который, по мнению фирмы, ей полагается как участнику СЭЗ. Но, как выяснилось, инвесторы слабо представляют, что такое Свободная экономическая зона Севастополя. В выделении им земли было отказано. Исполняющая на тот момент обязанности директора департамента Юлия Давыдова ответила, что такая госуслуга предоставляется юридическим лицам, имеющим статус резидента особой экономической зоны. А ООО «Регионы Юга–Крым» присвоен статус участника свободной экономической зоны.

Подводя итог, скажем, что бесценная севастопольская земля, как и в период лихих 90-х, так и сейчас остаётся главным предметом интереса, войн, разборок и махинацией. И в порочной схеме по её разбазариванию находится место даже пособникам АТО.

Сергей Абрамов

Фото ForPost, ПИК Вектор, zhekaskyview.livejournal.com, google maps

Теги:
Читайте также: