Новости Севастополя
Нужно ли выводить вспомогательный флот из центра Севастополя
ForPost
Вывести суда и корабли Черноморского флота из центра города, предоставив городу больше возможностей для развития – с таким предложением выступил в эфире стрима «Антонимы с Антоном Красовским» на YouTube губернатор Севастополя Михаил Развожаев.
«Нормальный процесс»
Вопрос ведущего касался строительства в Балаклаве яхтенной марины. Красовский выразил мнение, что большим яхтам в Балаклавской бухте будет тесно. Отвечая ему, Михаил Развожаев обратил внимание на Южную бухту, в которой места предостаточно. Однако принять решение о выводе судов, добавил он, может только Министерство обороны.
«Военные должны принять решение. Сейчас там стоит вспомогательный военный флот. Он может стоять в другом месте комфортно и удобно», — сказал глава Севастополя.
При этом Михаил Развожаев подчеркнул, что приоритет вопросов обороны и безопасности никем не оспаривается.
«Есть естественный, нормальный процесс, когда Министерство обороны за счет повышения эффективности, компактизации, появления новых технических возможностей отказывается от невостребованных земель. Это нормальный процесс во многих регионах, как и в Севастополе. Только у нас есть особенность - здесь это касается еще и использования акватории. Естественно, никто не будет приоритет обороны и безопасности нарушать, но когда…военные… могут решить это за счет других мощностей, то высвобождаются земля и причальные мощности, и их можно использовать для экономического развития», — сформулировал свою позицию губернатор.
Получить комментарии по этому поводу от представителей Черноморского флота ForPost пока не удалось. Воздержался от комментариев и экс-заместитель командующего ЧФ, ныне – депутат Заксобрания Валерий Куликов. Высказать свое отношение к идее согласился лишь капитан первого ранга Николай Алексеевич Халимон, один из героев нашего проекта «Настоящий Севастополь». При этом комментарий его был приправлен изрядной порцией горечи.
Прежде всего Николай Халимон напомнил, что идея эта не нова, однако реализовать ее во времена СССР было невозможно. Сейчас же кораблей значительно меньше, соответственно, и вопрос о том, нужен ли в центре города вспомогательный флот, становится вполне оправданным.
Однако выводить вспомогательный флот (как один из вариантов – в Северную бухту) необходимо после тщательной проработки вопроса и создания необходимой инфраструктуры, подчеркивает Николай Алексеевич. Нельзя, в частности, чтобы управление вспомогательного флота находилось на удалении от кораблей. Почему – военные хорошо понимают.
«А на 14-м причале <расположен на Северной стороне Севастополя> ни одного здания, где можно было бы разместить управление, нет. Перевести флот, если будет такая команда, можно за 20 минут. Но это должно быть тщательным образом продумано, – говорит Халимон. – А у нас очень часто делается иначе».
К сожалению, есть и конкретные примеры, подтверждающие его слова. Поэтому в финале нашего разговора мы еще раз вернулись к теме сегодняшнего состояния города и флота.
«Я всю жизнь прослужил в 41-й бригаде ракетных катеров. Сейчас свои права на эту территорию Министерства обороны доказал «Херсонес Таврический», и катера туда встать уже не могут. А что будет с аллеей героев-катерников, на которой стоят бюсты 13 Героев Советского Союза? Бросить их там, чтобы на этих бюстах рисовали все, что заблагорассудится? – с горечью говорит Николай Халимон. – Все у нас упирается в то, что город хотят сделать в первую очередь центром туризма. Но я считаю, что даже в этом случае Севастополь не может забыть о том, что он – город воинской славы».
Более резко высказался другой ветеран ВМФ, пожелавший остаться безымянным. Подобные идеи он называет проявлением «управленческого бессилия».
«На протяжении многих лет город хочет решить свои проблемы за счет флота, другие варианты не рассматриваются. В свое время у военных отняли кусок причала, создав на его месте Морской вокзал. Это всем понравилось, и эта тема звучала в Севастополе весь украинский период. Периодически возникает она и сейчас. Людям кажется – если что-то отнять у флота, все проблемы решатся сами собой», – говорит он.
В сегодняшней обстановке, подчеркивает собеседник, такие предложения вообще неуместны. Но если уж дойдет до дела, нужно, как минимум, создать адекватные условия для размещения объектов на новом месте. Но об этом мало кто задумывается, поскольку «эффективные менеджеры» предпочитают «идти по пути наименьшего сопротивления – отнять и поделить».
Третий опрошенный (и тоже экс-служащий Черноморского флота) настроен к идее перевода более лояльно. Но в целом его мнение мало отличается от остальных приведенных в этом материале. Все наши собеседники согласны с главным: такой перевод требует серьезной подготовительной работы.
Ольга Смирнова