вт, 10/08/2010 - 17:17

Не вступив в ВТО, Россия спасла себя от голода

На днях премьер-министр Владимир Путин подписал постановление правительства о введении временного запрета на экспорт зерновых и других сельхозтоваров, который будет действовать с 15 августа по 31 декабря.
 
Напомним, что Россия – третий экспортер зерна в мире. Так что, как нетрудно догадаться, это сообщение вызвало серьезную озабоченность и на международной арене. Впрочем, как говорится, своя рубашка ближе к телу. Тем более, что Россия, слава Богу, пока еще не позволила втянуть себя в глобальную международную авантюру под названием ВТО, что окончательно лишило бы нас суверенитета в принятии подобных решений, которые, между прочим, напрямую затрагивают вопрос национальной (в данном случае - продовольственной) безопасности.
 
Ситуацию в российском агрокомплексе комментирует эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов:
 
— Надо сказать, что климатические проблемы испытывают и наши основные конкуренты на зерновом рынке в лице Франции, Канады, Украины и т. д. Все это не могло не сказаться на мировом рынке зерна. Понятно, что введение Россией моратория на экспорт призвано насытить внутренний рынок и снизить риски резкого роста цен на зерно. Причем, как показывает практика, в большей степени это скажется не непосредственно на хлебе, так как в России составляющая зерна в себестоимости хлеба небольшая — по сравнению со стоимостью ГСМ. Так что в большей степени это скажется на животноводстве. Потому что теперь меньшая часть урожая пойдет на кормовое зерно.
 
Кроме того, правительство России приняло решение о том, что зерно из интервенционного фонда будет распределяться не на аукционах, а по заявкам регионов, и будет реализовываться по цене закупки. Дело в том, что в рамках федерации все регионы очень сильно отличаются друг от друга. Например, Кубань или Ставропольский край практически не заметят жаркой погоды — они начали собирать урожай еще в июле. Что же касается Поволжья, то оно, напротив, испытает очень серьезные проблемы с урожаем из-за сложившихся климатических условий. То же самое касается южного Урала. Вот почему подход к распределению интервенционного фонда должен быть достаточно гибким и происходить не на аукционах, а в ручном режиме. При этом основная ставка будет делаться на Поволжье. Например, у Татарстана могут быть серьезные проблемы.
 
Что касается запрета на экспорт, то это, конечно, экстренная мера. Но она вполне оправдана. Дело в том, что российские трейдеры зерна начинают активно открывать внешние позиции, потому что продавать зерно на внешнем рынке выгоднее, чем внутри страны. Несмотря даже на то, что в последнее время — до жары — в той же Европе наблюдался некоторый спад цен. Так что в случае открытых границ был большой риск, что наши собственные потребители остались бы без зерна. Кроме прочего это привело бы к серьезному росту цен на мясо и в меньшей степени на хлеб. Понятно, что в конечном счете это привело бы к всплеску инфляционных процессов. И мы бы точно выбились из тех прогнозных рамок, которые установило правительство. А я напомню, что именно на сдерживании инфляции держится вся наша система антикризисных мер. Потому что именно сравнительно небольшая инфляция позволяет государству снижать ставку рефинансирования, а банкам — ставку по кредитам.
 

Теги:
Читайте также: